Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

FORBES

Бизнес на дирижаблях

Предприниматель Станислав Федоров ищет способы широкого применения дирижаблей в экономике

В феврале 2009 года на военном аэродроме в подмосковной Кубинке случился переполох — в разгар учений в воздухе появился неопознанный аппарат. Пока вызывали с соседнего аэродрома самолет, чтобы отогнать нежданного гостя, летательный аппарат опустился сам и повис на кронах деревьев. Это был дирижабль «Беспощадный», на котором председатель совета директоров СБ Банка Леонид Тюхтяев устанавливал мировой рекорд дальности полета для теплового — работающего на горячем воздухе — дирижабля. А построила необычное судно компания «Авгуръ» предпринимателя Станислава Федорова.

Изготовление дирижаблей, предназначенных специально для того, чтобы на них устанавливали рекорды, обеспечивает «Авгуру» 20% выручки — воздухоплаватели-любители, как правило, не экономят на хобби. Сейчас, например, компания строит для банкира Тюхтяева новый аппарат. «Ничего необычного в дирижаблях нет, — ворчит Федоров по поводу инцидента в Кубинке. — Просто над Москвой и Питером полеты запрещены, вот людям и непривычно».

Полеты над Москвой

Пропагандой воздухоплавания он занимается больше двадцати лет — еще студентом МАИ создал «Молодежную инициативную группу по воздухоплаванию им. Кованько», преобразовавшуюся впоследствии в кооператив. Первые воздушные шары и аэростаты Федоров с партнерами шили в спортзале общежития. «По вечерам там работала «качалка», самым трудным для нас было каждое утро убирать в сторону гири и штанги», — вспоминает он.

В 1989 году Федорова в связи с полетами над Москвой вызвали на беседу в КГБ. Во время августовского путча 1991 года предприниматель сделал верную ставку — поднял около Белого дома воздушный шар с российским триколором. Его поступок заметили и оценили как в Белом доме, так и в Моссовете. Впоследствии это не раз облегчало ему общение с властями, признает Федоров.

Источники дохода фирмы постоянно менялись. В 1990-е годы неплохой заработок давало катание туристов на воздушных шарах — тогда на это не требовалось никаких разрешений. После кризиса 1998 года переключились на рекламу. С этого рынка Федорова вытеснили китайцы и конкуренты. «По тепловым летательным аппаратам лидером сейчас являемся мы», — говорит директор и основатель компании «Русбал» Александр Таланов (фирмы, кстати, часто сотрудничают – например, вместе разрабатывали дирижабль, на котором устанавливал свой рекорд сам Федоров). По версии Федорова, он за рекламные заказы и не боролся: «Никогда не хотел рекламой заниматься, только для поддержания штанов на него выходили».

Для военных

«Авгуръ» теперь специализируется на газовых аэростатах и дирижаблях, зарабатывая около $15 млн в год, 60% производства приходится на госзаказ. Кто летает на необычных аппаратах? В начале 2000-х годов Федоров «пробил» военных. Это было непросто. Когда он первый раз попал на прием к главкому ВВС и начал объяснять, что аэростаты во всем мире применяются для подъема в воздух устройств дальней связи и систем наблюдения, собеседник остался равнодушен. Федоров не стал отчаиваться. «Решил, что подожду. Чего? Другого главкома. С четвертым все-таки повезло», — вспоминает настойчивый предприниматель.

Теперь наблюдательные аэростаты стоят на вооружении ВВС и регулярно закупаются на тендерах Минобороны. Пиком «военной» карьеры Федорова стала поставка в 2006 году в Китай 70-метрового аэростата «Пума», который может месяц держать на высоте до 3 км радиолокатор и пару тонн оборудования без дозаправки гелием. Сделка прошла через «Рособоронэкспорт», за пять лет китайцы уже дважды заказывали новую оболочку. Каждый такой заказ — несколько миллионов долларов.

Но наиболее перспективным направлением Федоров считает постройку грузовых дирижаблей, которые смогут доставлять, например, детали буровых платформ на арктический шельф. «Там навигация всего три месяца, а дирижабли могут летать круглый год», — говорит Федоров. Одна загвоздка — этот сегмент приглянулся не только ему.

Компания Кирилла Лятса «Метапроцесс», выпускающая мини-установки для производства метанола, в 2009 году тоже решила инвестировать в грузовое дирижаблестроение и создала фирму «Локомоскай». Лятс, автор фантастического романа «Метановые облака», увлекся воздухоплаванием в 2005 году и даже начал издавать на свои деньги отраслевой журнал. В 2010 году «Локомоскай» приобрела компанию «Аэроскан», владевшую посадочной площадкой под Владимиром и двумя крупными дирижаблями производства «Авгура» — на них по заказам энергетиков когда-то мониторили линии электропередач.

Борьба за деньги нефтяников

Эта сделка привела к конфликту двух компаний. В апреле 2010 года «Локомоскай» подала в суд иск о банкротстве «Авгура», у которого были долги перед «Аэросканом». Федоров в ЖЖ обвинил Лятса в попытке рейдерского захвата своей фирмы. «Как только в дирижаблестроении запахло деньгами, эти веселые ребята кинулись на эти гипотетические средства, как пираньи. Сами они ничего не умеют, зато уже гордо фотографируются в гондолах наших дирижаблей, которые упорно пытаются выдать за свои «прототипы», — писал Федоров. Лятс парировал, что, мол, просто хотел вернуть долги. В итоге дело о банкротстве прекратили. Теперь Лятс пытается получить свой кусок госзаказа. Он заявил о начале разработки «аэростатического термобалластируемого летательного аппарата» — иными словами, дирижабля в виде «летающей тарелки» грузоподъемностью до 600 т. «У нас уже есть проект, есть инвесторы, люди готовы работать», — уверяет гендиректор «Локомоскай» Антон Русских. В июле правительство Ульяновской области даже объявило о программе по созданию производства таких аппаратов, на которую выделяет свыше 1 млрд рублей.

Сами они, конечно, ничего не умеют, зато уже гордо фотографируются в гондолах наших дирижаблей, которые упорно пытаются выдать потенциальным заказчикам за свои «прототипы». Лятс парирует, что просто потребовал вернуть долги. И в свою очередь обвиняет Федорова в том, что его компания-производитель не выдает новые документы, без которых нельзя летать, на «аэроскановские» дирижабли, требуя немыслимой платы или доли в дирижабледроме.

В итоге дело о банкротстве прекратили — «Авгур» уплатил долг. А вот дирижаблями «Локомоскай» так до сих пор и не пользуется. Зато Лятс развил бурную деятельность на ниве госзаказа, заявив о начале разработки «аэростатического термобалластируемого летательного аппарата» — иными словами, дирижабля в виде «летающей тарелки» грузоподъемностью до 600 т. «У нас уже есть проект, есть инвесторы, люди готовы работать», — уверяет гендиректор «Локомоскай» Антон Русских. В июле этого года правительство Ульяновской области даже объявило о программе по созданию производства таких аппаратов, на которую выделяет из бюджета свыше 1 млрд руб.

Чем ответит Федоров? «Меня деньги не очень волнуют, я занялся аэронавтикой, чтобы летать», — говорит предприниматель. Теперь он стремится в стратосферу — вынашивает идею запуска с дирижаблей небольших космических ракет и вывода на орбиту спутников. В этой идее есть рациональное зерно: обычная ракета-носитель тратит основную массу топлива на то, чтобы преодолеть первые 10 км подъема. Дирижабль способен подняться выше 9 км. Федоров убедился в этом лично, ему принадлежит рекорд по высотному полету на тепловом дирижабле — 9387 м.

Роман Кутузов

07.10.2011

10.10.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов