Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

BFM

IT-специалистам недостает в России внимания

Российский IT-рынок испытывает нехватку квалифицированных кадров. Чтобы страна могла претендовать на «инновационность», необходимо создать IT-специалистам условия для обучения, работы и жизни, считает президент Microsoft в России Николай Прянишников

Дефицит квалифицированных «айтишников» — неисчерпаемая тема. Чем больше внимания вопросам технологического развития страны уделяет руководство России, тем чаще речь заходит о необходимости поддерживать имеющихся и «выращивать» новых специалистов. Поговорить на данную тему, точнее, обсудить насущную проблему отрасли не забыли и на инвестиционном форуме в Сочи, прошедшем на прошлой неделе. Правда, учитывая общую направленность мероприятия, тема не вышла за рамки кулуарных споров.

Спрос на профессиональных «айтишников» значительно превышает предложения, признают представители государства и коммерческих компаний. Несмотря на имеющуюся сильную математическую школу и немалое число предприятий, готовых оказывать помощь в обучении IT-специалистов, единого подхода, системы обучения и трудоустройства в настоящее время не существует. Тем не менее, некоторые меры для создания благодатной среды, способствующей росту и развитию IT-бизнеса, предпринимаются как государством, так и IT-компаниями.

Если рассуждать оптимистично, то, в принципе, через несколько лет в России могут появиться свои собственные IT- и интернет-проекты, способные превзойти, например, Microsoft, Apple или Google. Для этого необходим комплексный подход к вопросу подготовки кадров и поддержки молодых проектов, нужно участие и государства, и бизнеса, считает президент Microsoft в России Николай Прянишников. В своем интервью BFM.ru он рассказал, что компания делает для роста российских «айтишников».

— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на российском рынке IT-кадров?

—В принципе, мы можем гордиться уровнем наших «айтишников». У нас есть множество звезд — когда мы проводим конкурсы по программированию, россияне часто занимают первые места. Но при этом специалистов явно недостаточно. Если мы ставим перед собой цель сделать Россию инновационной, эффективной, повысить производительность труда, то нам нужно существенно большее число специалистов.

По нашим оценкам, сегодня в России настоящих разработчиков и профессионалов в области IT около одного миллиона. Чтобы Россия приблизилась к образу «инновационной страны», нужно, как минимум, удвоить имеющееся число. Сделать это не просто. Необходимо сотрудничество IT-компаний, государства, системы образования.

Кстати, в плане образования у нас достаточно активная позиция. Мы развиваем целый ряд программ. Например, IT-академии совместно с университетами — у нас их более трехсот по всей стране. Создаем «Центры инноваций Microsoft» при вузах, внедряем специальные программы, например, DreamSpark — бесплатное ПО для школьников, студентов и преподавателей. Для предпринимателей, которые после окончания вуза хотят заниматься коммерческими IT-проектами, также есть специальные программы.

— Кто отвечает за обучение молодых специалистов по программам Microsoft?

— Специальная команда в подразделении DPE (Developer&PlatformEvangelism), которое занимается поддержкой стартапов. В центрах обучения есть преподаватели и студенты, которые помогают начинающим. Это не теоретики, это влюбленные в свое дело практики, и мы, и партнеры плотно сотрудничаем с ними, делимся опытом, методиками и знаниями, поддерживаем образовательный процесс.

— В информационных технологиях непрерывно появляется что-то новое. Требуется ли «айтишникам» постоянная переподготовка?

— IT-специалисты должны продолжать учиться все время. Постоянно возникают новые технологии, выходят новые продукты. Только Microsoft за год выпустила 50 новых разработок. Их, естественно, надо изучать. Учитывая развитие облачных технологий, требования к IT-специалистам меняются. «Облака», с одной стороны, несут некоторую унификацию — это будут понятные и простые в использовании услуги. С другой стороны, тем, кто участвует в разработке облачных платформ или интегрированных решений, эту тему нужно изучить достаточно глубоко. Это новый этап развития индустрии, поэтому учиться надо будет всем и достаточно активно.

—В Кремниевой долине, например, создана некая среда, в которой собрано практически все — и молодые талантливые программисты, и капитал, и те, кто может продать идею, довести ее до реализации. Почему в России нет общего подхода к IT как к бизнесу?

— У нас еще достаточно молодой рынок, сейчас как раз происходит его развитие. Появились и инвесторы, и компании, которые готовы вкладывать существенные деньги и силы в образовательные проекты. Например, компания РВК [Российская венчурная компания], созданная государством, и занимающаяся долгосрочными инвестициями. Та же Microsoft, которая помогает стартапам в обучении, в выходе на международный рынок, предоставляет ПО. Недавно мы создали Фонд посевного финансирования, выдаем гранты начинающим компаниям. При этом мы не требуем долевого участия и долгосрочных обязательств. Размер гранта определяется отборочным комитетом, в состав которого входят представитель Microsoft, представители фонда «Сколково» и крупнейших инвестиционных компаний, а также известные бизнес-ангелы. Уже 5 российских стартапов получили гранты на суммы от 30 до 100 тыcяч долларов. Средний размер гранта — около 70 тысяч долларов. С нашей стороны это поддержка российской экономики, молодых российских компаний.

— Есть ли какие-то результаты этой деятельности?

— Результаты есть, могу привести несколько примеров. Молодой проект PiratePay, пермский стартап, разрабатывающий решения по защите контента правообладателей от нелегального распространения. В Казани есть ePythia — молодые ребята создали геолокационное приложение-планировщик для смартфонов. Мы поддержали их грантами, сейчас компании от идей перешли к прототипам, и, возможно, скоро их проекты станут реальным бизнесом. Среди стартапов очень много региональных компаний. За первые полгода работы фонда было получено около 150 заявок на получение гранта, отвечающих базовым критериям качества. Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких примеров было больше.

— Мы видим множество примеров в IT-сфере, в Интернете, как зарубежные молодые проекты вырастают и становятся глобальными. А российские команды так и остаются в лучшем случае локально-успешными, а в худшем — вообще никому не известными. Почему так происходит?

— Не согласен, удачные примеры есть. Возьмем хотя бы компанию «Лаборатория Касперского», которая известна на международном рынке. Или компанию ABBY. Или успешную «1С». Просто мы все — и лидеры индустрии, и государство — должны такие компании больше поддерживать. Я надеюсь, их число будет возрастать. Наша цель — чтобы компаний, выходящих на международный уровень, с каждым годом становилось больше. Тогда из них смогут вырасти российские Microsoft или Google.

— Как вы считаете, сможет ли инноград Сколково приблизиться по числу успешных IT-проектов к Кремниевой долине?

— Кремниевая долина строилась очень долго. Понятно, то, что мы видим сейчас — результат многолетнего развития. Со «Сколково» очень быстро это не произойдет — невозможно мгновенно вырваться вперед и кардинальным образом изменить ситуацию. Но уже есть определенные успехи. Многие международные компании сотрудничают со «Сколково», многие туда собираются прийти. На мой взгляд, это очень хороший знак, поскольку как только появляется экосистема, туда начинают тянуться люди. В конце концов, молодому предприятию проще обосноваться там, где есть налоговые послабления, известные компании, вся инфраструктура. Я думаю, этот проект будет развиваться.

Конечно, говорить о том, что глобальные изменения произойдут за несколько лет, не стоит. Но задано правильное направление, по которому и надо двигаться.

— Что делается правильно, а что вы бы сделали по-другому?

— Первые шаги, которые сделал фонд «Сколково», на мой взгляд, абсолютно верны. Это и привлечение крупных международных и российских компаний, и определенные льготы, и строительство самого иннограда. Но, естественно, важна дальнейшая реализация. Нужно поддерживать заданный темп, соблюдать сроки, сохранять ориентацию на реальное партнерство. И, конечно, нужно создавать некую открытую систему, не поддаваться на призывы «закрыться» — пускать только российские компании, не пускать иностранные. Это было бы абсолютно неправильно.

Люди не будут приезжать просто ради налоговых послаблений. Важна именно экосистема — кадры, таланты, комфорт. Необходимо создать такие условия, при которых российским IT-специалистам, даже давно уехавшим за рубеж, захочется вернуться.

— Как вы оцениваете уровень зарплат IT-специалистов в России, насколько они адекватны? Есть ощущение, что пока кадров не хватает, зарплаты растут. Если квалифицированных людей станет больше, «мыльный пузырь» лопнет?

— Думаю, что зарплаты будут регулироваться. Сейчас мы проходим некий этап, на котором есть нехватка IT-специалистов и при этом растет бизнес. Это приводит к тому, что зарплаты раздуваются. Но когда специалистов станет больше, приедут профессионалы из других стран, произойдет некая переоценка, и уровень заработной платы выровняется. У нас соблюдается достаточно неплохой баланс. Есть страны с низким уровнем зарплат, такие как Индия и Китай, а есть, наоборот, с очень высоким — Америка, некоторые европейские страны. Мы находимся где-то посередине.

— Сколько денег вкладывает Microsoft в развитие IT-образования в России?

— Сумму я назвать не могу, точные цифры мы не раскрываем. Самый большой вклад, который Microsoft может внести в развитие инноваций в России — это предоставить свой опыт, интеллектуальную собственность, технологии, а также привлечь ресурсы своих партнеров. Наши различные программы можно в определенной степени назвать долгосрочным вкладом. Во все наши программы мы инвестируем 10 млрд рублей в течение трех лет.

— Красивая круглая сумма. Но, наверное, это мало чем поможет конкретному программисту из российской глубинки, даже если у него есть хорошая идея. Куда нужно прийти с проектом за помощью — чтобы начинающему не только дали денег, но еще и научили, как делать бизнес?

— В наши центры инноваций при университетах. Есть еще бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды. Но нам всем надо эту систему развивать, начиная с госорганов, которые сейчас не слишком активно помогают малому бизнесу.

— Центры при университетах открыты всем желающим?

— В приоритете, конечно, студенты этих университетов. Но, в принципе, да, они открыты для всех. Там можно попробовать реализовать свой проект, получить поддержку по программе бесплатного ПО, получить советы преподавателей и других участников. После этого можно подать заявку на грант. Ну а затем нужно собрать команду, и мы можем помочь с этим, а также с привлечением инвесторов, занимающихся стартапами. Главное — желание работать для успешной реализации своих идей.

Марина Эфендиева

25.09.2011

26.09.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов