Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

Осторожно, торрент закрывается

Осенью российские разработчики обещают продемонстрировать технологию, которая заблокирует торренты. Борьба с пиратством в интернете, какой бы безнадежной она ни казалась, становится все более технологичной. Пираты, правда, не сомневаются, что в гонке вооружений победа будет за ними. По-настоящему их пугают только прокуратура и Управление "К"

Peer на весь мир

Казалось, массовое распространение торрентов лишило смысла борьбу с пиратством в интернете. Самые неповоротливые правообладатели все чаще высказываются в таком ключе: придется конкурировать с пиратами, противопоставим удобный интерфейс, качественный сервис. И правда, бесплатно скачать можно многое, но не все.

"Мы должны были делать 3D и максимально широко распространять контент в интернете — это ведь лучшая реклама,— вспоминает сопродюсер экранизации "Generation П" Иван Засурский.— Режиссер Виктор Гинзбург меня не послушал и зажал контент — как стандартный правообладатель. В итоге многие, скачав 2D в интернете, в кино не пошли. А так бы отправились посмотреть на богиню Иштар в 3D или на героев под мухоморами. "Экранки" стали бы отличным промо".

Apple вот-вот откроет сервис iTunes Match — он уже работает в тестовом режиме. Событие называют не иначе как амнистией музыкальным пиратам. Попадая в облако, музыка легализуется независимо от того, где вы ее взяли. Как Apple удалось договориться с правообладателями, никто не знает. Но очевидно другое: те же мейджоры не оставят аудиторию торрент-трекеров в покое. Если бы трекеры можно было закрыть, они бы не поскупились.

И, может быть, скоро это будет возможно. Такую технологию в сентябре обещает показать команда российского стартапа Pirate Pay. Она построена вокруг протокола DHT (Distributed Hash Table). Вообще, создан он был для того, чтобы участники p2p-сети — то есть "пиры" (от англ. peer — "равный") находили друг друга. Сайту-трекеру доступна информация лишь о пользователях, подключенных к нему. Протокол DHT позволяет отыскать единомышленников, подключенных к другим трекерам. Собственно, трекер как таковой теперь вообще не очень нужен (администрация The Pirate Bay свой вообще отключила, теперь сайт ThePirateBay.org — это просто место, где публикуют ссылки, файлы с расширением ".torrent"). Но главное в другом. Чем больше пользователей — тем выше скорость. Поэтому немногие отключают протокол в своих клиентах (хотя такая возможность большинством программ предусмотрена). Закрытые трекеры — те, которые не разрешают использовать DHT,— теряют аудиторию.

Оружие массового засорения

Pirate Pay в облако, где происходит обмен файлами, запускает фальшивых пользователей, которые забивают трафик фальшивыми же пакетами информации. Реальные пользователи к ним подключаются — загрузка блокируется. Похоже на DDoS-атаку. Интересно, что блокировка в стратегии проекта занимает вовсе не центральное место. Создатели Pirate Pay намерены превратить торренты в канал дистрибуции легального контента. Поскольку затраты на доставку файлов в p2p-сети близки к нулю, цены могут быть вполне демократичными (скажем, 50 руб. за HD-копию фильма), объясняет Дмитрий Шуваев, директор по развитию компании "Интернет Контент", ответственной за проект Pirate Pay.

В принципе, продолжает он, если правообладатель не будет против, можно продавать не только официальные копии, но даже "экранки". Менее демократично выглядят цены, которые Pirate Pay намерен выставить правообладателям. Защита фильма на период кинопроката — 300 тыс. руб. в неделю. Дистрибуция — 15% дохода.

Те пользователи торрентов, которые понимают, как устроена их любимая игрушка, настроены скептически. Торрент-клиенты умеют блокировать спам, и происходит это без участия пользователя. Протокол DHT — полезный инструмент, но можно обойтись без него. А постоянно мониторить все интернет-сообщества на предмет новинок — сизифов труд. Непонятно, какой будет реакция провайдеров — если технология будет применяться массово, неминуемо упадет скорость.

Наконец, критики напоминают, что подобные методы уже используются. В начале года университет Карлоса Третьего в Мадриде опубликовал исследование, посвященное p2p-сетям. В числе прочего авторы утверждают, что уже сейчас значительную часть торрент-трафика создают пользователи, действующие в интересах правообладателей: якобы они тиражируют фальшивые ссылки, а также распространяют зараженные файлы. "Не будет эффекта и от того, что сейчас затевается,— убежден владелец Free-torrents.org (на форуме этого трекера он известен под ником sinor).— Наш трекер устроен так, что левые пиры просто банятся. Кстати, и разработчики чTorrent (одна из наиболее популярных программ-клиентов.— "Деньги") обещают в очередном обновлении добавить такой фильтр".

Команда Pirate Pay в курсе подобных разговоров. "Если бы мы не учитывали такие "противоречия", проект не имел бы смысла,— говорит Дмитрий Шуваев.— Со всеми существующими технологиями наша система справляется. C нами будут бороться: появятся обновления программ, а может, новые протоколы. Мы над этим работаем". Кто прав, будет ясно уже осенью, когда "Интернет Контент" продемонстрирует технологию потенциальным клиентам. Как бы фантастично все это ни звучало, весной компания "Интернет Контент" получила $100 тыс. от Фонда посевного финансирования Microsoft. Директор фонда Михаил Цыганков называет проект уникальным.

Программисты на стороне добра

В успех Pirate Pay не верят потенциальные конкуренты. Компаний, предлагающих "инновационную защиту аудиовизуальных произведений в интернете", уже сейчас хватает. Эта формулировка — с сайта компании "ВебШериф", которая специализируется на защите видеоконтента. С видео работает большинство подобных компаний. Справиться со стихийным обменом песнями в формате mp3 сложнее, платят за это меньше. Российским пользователям западные фильмы без перевода не нужны. Это еще одна причина, почему защищать именно видео легче. Защита блокбастера на период проката — это примерно 50 тыс. руб. в месяц, объясняет руководитель проекта "ВебШериф" Владимир Набатов. DVD — уже 5-10 тыс. руб. в месяц. Больше при текущем состоянии этого рынка, никто не заплатит.

Вот как все это работает. Пока нет программ, которые умели бы распознавать образы, например узнавать лица главных героев. Поэтому, объясняет Владимир Набатов, в основном речь о сравнении кадров. Используется еще ряд параметров: разные варианты названия фильма, его длительность. Особое внимание — пользователям и сообществам, которые загружают больше всех. Все это в антипиратскую программу вводится вручную, с поиском и удалением программа справляется сама. Так происходит на площадках, которые разрешают правообладателям самостоятельно удалять их произведения. То есть главное оружие — это не технические ноу-хау, а договоренности с основными площадками. RuTracker.org (главный российский торрент-трекер) и "В контакте" входят в список самых опасных пиратских сообществ, составленный правительством США. Однако они, как и множество других ресурсов, готовы на диалог с правообладателями.

"Если не получается договориться, подключаются наши юристы,— продолжает Набатов.— Сначала они связываются с хостинговой компанией, с провайдером — неважно, в России они находятся или в другой стране. Этого достаточно в 80% случаев". Если на этом уровне вопрос не решается — остается судиться.

"Мы активно судимся с ресурсами, содержащими пиратский контент,— говорит заместитель генерального директора по правовым вопросам SBA/GALA Records Ольга Ким.— Это, например, "В контакте", "Рамблер", Mail.Ru". Есть и победы: недавно компании удалось засудить владельцев сайта Weborama.ru.

Проще, конечно, действовать не через суд. В России есть такая возможность. В 2010 году прокуратура закрыла трекер torrents.ru. Ресурс, правда, тут же возродился под новой вывеской RuTracker. "Если администрация ресурса, при участии которого нарушают авторские права членов нашего партнерства, отказывается сотрудничать, никакой софт или другие технические средства не помогут — остается действовать через МВД, чем мы в числе прочего и занимаемся",— говорит Анна Лавринова, заместитель директора Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (один из активных участников организации — "1С"). В конце июня по заявлению "Централ Партнершип" Управление "К" на месяц заблокировало несколько сайтов (vip-file.com, letitbit.net, shareflare.net, rapidshare.com, x7.to и torrento.net) — там можно было скачать фильм "Свадьба по обмену". Трем провайдерам обращения сотрудников "антипиратского" подразделения МВД показалось достаточно, чтобы закрыть доступ.

Если бы правоохранительные органы действовали так лихо против всех нарушителей, никакой Pirate Pay правообладателям не понадобился бы. Но пока "силовые" акции редки. "Только если администрации сайтов не идут на контакт, юристы обращаются к провайдерам, если и они не реагируют, подключают профильные ассоциации, правоохранительные органы Европы или США",— поясняет руководитель отдела по противодействию пиратству в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки Adobe Systems Екатерина Громова.

Чаще всего на контакт не идут, конечно, торрент-трекеры. После того как torrents.ru разрешил правообладателям удалять ссылки на их контент, часть администраторов трекера основала новый проект — Free-torrents.org. Этот ресурс ни с кем не договаривается. "Такие торрент-трекеры кочуют из страны в страну,— говорит Екатерина Громова, руководитель отдела по противодействию пиратству в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки Adobe Systems.— Распространенный маршрут: Россия—Украина—Израиль—Турция. С этим нам можно справиться — во многих странах у Adobe есть сотрудники, которые могут связаться с провайдерами, обратиться в правоохранительные органы. Сложнее, если хостинг где-нибудь на Карибских островах". Трекеру Free-torrents.org не привыкать к смене прописки. География этого путешествия впечатляет: Россия—Финляндия—Великобритания—Китай—Германия. Сейчас трекер хостится на Украине. Заготовлена и резервная площадка.

Владелец трекера sinor утверждает, что на его почту регулярно приходят угрозы от правообладателей. "В последнее время "копирайтеры" перешли на банальный DDoS, наш провайдер работает буквально на износ,— говорит он.— Засылают зараженные файлы. Приходится их скачивать на специальные компьютеры и проверять — уже создана специальная группа пользователей, которая этим занимается".

Такие сообщества привыкли держать круговую оборону. Они найдут выход, даже если правообладатели действительно научатся блокировать торренты. Бороться с опытными взломщиками нет смысла, признает президент "Амедиа" Александр Акопов: задача — сделать пиратство предельно трудным или просто неудобным для обычных людей. "Просто пока на нашей стороне баррикад серьезные программисты еще не работали",— добавляет он.

ОЛЕГ ХОХЛОВ, НАТАЛИЯ БЛОХИНА

05.09.2011

08.09.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов