Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

Табаку закон прописан

Российским курильщикам придется всерьез задуматься о том, чтобы бросить курить. Уже в ближайшее время самые дешевые сигареты будут стоить больше 60 рублей, а если планы Минздрава осуществятся, то российское антитабачное законодательство станет одним из строжайших в мире. А выиграют от тягот курильщиков Минфин и торговые сети

Тотальный запрет

По данным июньского опроса ВЦИОМа, в России курит 56% взрослого мужского и 16% женского населения. Выкуривают не меньше пачки в день 22% курильщиков, причем этот показатель по сравнению с 2009 годом вырос на 1%. С учетом статистической погрешности это означает, что доля самых активных курильщиков — мужчин среднего возраста — не снижается. И именно по ним главным образом ударит существенная корректировка антитабачного законодательства.

Основной удар будет направлен на изменение акцизной политики: доля акцизов в розничной цене пачки сигарет должна составить 50%. Для этого потребуется разово повысить акцизы на 470%, что приведет к подорожанию самых дешевых сигарет до 61 руб. за пачку. Важно, что это значительно больше, чем предполагал только что утвержденный правительством график роста акцизов. Глава Минфина Алексей Кудрин вписал в "Основные направления налоговой политики" рост акциза на сигареты в 2011-2014 годах в 2,5 раза, до 874 руб. за 1 тыс. сигарет.

Помимо финансового рычага Минздрав планирует задействовать целый арсенал регулирующих мер: полный запрет на курение в кафе, ресторанах, ночных клубах, гостиницах, аэропортах, поездах и на кораблях, в следственных изоляторах и тюрьмах. Также будет запрещена торговля табачными изделиями в магазинах площадью меньше 50 кв. м.

Тотальному запрету подвергнется и реклама сигарет, а табачным компаниям запретят заниматься благотворительной деятельностью, так как за подобными форматами читается скрытая реклама. Исчезнет табак и с экрана. Возможно, мы дождемся и того, что Штирлиц из "Семнадцати мгновений весны" окажется некурящим. В США эта абсурдная практика уже была опробована: сигареты вырезали из старых кинофильмов.

Спасти рядовых 30 тысяч

Новых антитабачных мер ждали уже давно, но никто не предполагал, что они будут такими жесткими и резкими. "Строгость законопроекта связана с тем, что у нас много курильщиков и чрезвычайно высокая смертность от курения и заболеваний, с ним связанных, прежде всего взрослых мужчин,— рассказала "Деньгам" главный эксперт по разработке законопроекта, ведущий научный сотрудник ГНИЦ профилактической медицины Галина Масленникова.— К тому же Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ об ограничении курения, что накладывает на нас соответствующие обязательства".

Предыдущий закон об ограничении потребления табака был принят в 2001 году. Он подразумевал выделение отдельных зон для курения в местах общественного пользования, а также ограничение на продажу сигарет вблизи образовательных и медицинских учреждений. "Сейчас в этот закон будут внесены соответствующие поправки и дополнения, а также пакет регламентирующих нормативно-правовых актов",— сказала Галина Масленникова. Авторы законопроекта надеются, что он будет принят до конца 2011 года. По их мнению, принятие поправок может существенно сократить число курильщиков.

"Мы просчитывали данные для среднесрочного варианта программы государственной политики по противодействию курению табака до 2015 года и ожидаем, что введение новых норм снизит потребление табака среди взрослого населения на 10-15%, что уменьшит смертность на 10%, то есть на 30 тыс. человек в год",— говорит главный эксперт законопроекта. Чтобы нормы не остались на бумаге, планируется параллельно вводить контролирующие меры административного характера, включающие штрафы, которые "больше не будут смешными".

Дело утопающих

"Удорожание сигарет действительно сократит потребление,— соглашается директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков.— И озвученные проектные цифры по снижению на 10-15% вполне реальны и соответствуют международной практике от подобного повышения акцизов".

Однако снижение произойдет не за счет активных курильщиков, а за счет тех, кто по школьной советской терминологии "балуется". Некоторое снижение в последние годы уже произошло: по данным июньского опроса, сегодня курильщиками являются 34% россиян, тогда как в 2009 году этот показатель составлял 41%.

ВЦИОМ поинтересовался мнением россиян об ужесточении антитабачного законодательства еще в апреле. По данным опроса, в случае повышения акцизов на сигареты полностью отказаться от курения готовы только 23%, а уменьшить потребление табака —21% курящих. Впрочем, изменение модели поведения будет приемлемо для 25%, выкуривающих ежедневно всего несколько сигарет, и 25% курящих "от случая к случаю".

"Снижение потребления табака на 10-15% произойдет за счет отказа "разовых" курильщиков, не вошедших в систему постоянного курения,— отмечает руководитель Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов.— Но на основную массу многолетних курильщиков повышение цен не подействует".

В результате доля расходов на сигареты в домохозяйствах будет расти, и, таким образом, под удар новых норм попадут не только курильщики, но и члены их семей.

Для богатых, среднего класса, относительно обеспеченных семей — подобное повышение некритично, в их расходах доля трат на табак составляет небольшую или даже ничтожную часть. Но для бедных россиян, особенно в дотационных регионах, кратный рост цен на сигареты больно ударит по семейному бюджету. Сейчас розничная цена самых дешевых сигарет 17 руб. за пачку. При среднем потреблении активными курильщиками пачки сигарет в день это дает чуть больше 500 руб. в месяц табачных расходов. Если минимальная цена пачки составит 61 руб., как это планирует Минздрав, то размеры ежемесячных расходов на сигареты приблизятся вплотную к 2 тыс. руб., или 10% средней зарплаты и порядка 15% — медианной. Иными словами, для большинства населения России такое повышение критично.

"К российским особенностям потребления можно отнести неэластичность спроса на табачную продукцию, поэтому нормальные реакции населения на повышение цен могут не сработать,— говорит Вячеслав Бобков.— В результате в структуре потребления бедных домохозяйств табак останется доминирующим за счет отказа от других товаров потребления". В общем, как в набивающем уже оскомину анекдоте: "Папа, если сигареты будут дороже, ты будешь меньше курить?" — "Нет, сынок, ты станешь меньше кушать".

Заплатить и умереть

"При наших исторических традициях потребления табака на фоне сильной дифференциации по доходам и неэластичности потребления по расходам резкое повышение акцизных ставок является не самой разумной мерой в борьбе с курением",— считает Сергей Смирнов. По мнению эксперта, подобным подходом нельзя избавить людей от никотиновой зависимости, но можно, наоборот, ускорить их гибель, так как доля расходов на продукты питания упадет, а неминуемый рост контрабандных сигарет приведет к тому, что на подпольный потребительский рынок придет табак запредельно низкого качества. "Речь идет не только о нелегальном импорте сигарет из Китая, но и о появлении нелегальных микрофабрик с продукцией, не соответствующей никаким стандартам,— уверен Смирнов.— Это уже было в алкоголе и точно произойдет в табаке, где производственная цепочка еще проще".

Впрочем, такой взгляд возможен при рассмотрении вопроса с позиции сохранения здоровья нации. Но создается устойчивое ощущение, что наши регуляторы смотрят на борьбу с курением только через призму наполнения федерального бюджета, для чего в разы и взвинчиваются ставки акцизов. Как и в других сферах жизни, ставка сделана на образованных и разумных граждан, которые при введении жестких ограничений примут решение в пользу отказа от курения. Что же до нескольких десятков миллионов менее образованных и разумных, которым такое решение не под силу, то пусть умирают, раз они осуществили такой выбор. Почему же государству на них напоследок не заработать?

"Частые ссылки на американский опыт, где жесткие меры привели к ощутимому результату, не совсем корректны, так как снижение потребления табака возможно при замещении чем-то другим,— говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына.— Уровень и образ жизни в США более богатый, соответственно, у курильщиков разнообразный выбор моделей поведения. А в нашем узком поле курение — самый простой способ ухода от реальности".

Но о комплексном подходе к борьбе с курением власти пока только говорят, в то время как жесткие меры регулирования вводятся на практике.

Большинство россиян все же поддерживает введение ограничительных мер, лишь 5% населения готовы выйти на улицы с протестами. "Отношение населения к таким вещам консервативно и с 2007 года существенно не менялось,— сказал "Деньгам" руководитель управления политических исследований ВЦИОМа Степан Львов.— Большинство поддерживает ограничительные меры, поэтому новые инициативы вряд ли вызовут отторжение. И уж точно не стоит ожидать табачных бунтов а-ля 90-е".

Операция "Ликвидация"

Предметной реакции табачных компаний на разработанные изменения антитабачного законодательства пока нет. "Мы понимаем стремление властей к ужесточению регулирования всех сфер табачного рынка. Вместе с тем мы считаем, что любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными, а главное — эти нормы должны учитывать реалии российского рынка, иначе они будут действовать не в том ключе, в каком были задуманы, или не будут работать вовсе",— вот все, что смог сообщить "Деньгам" директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александр Лютый.

Табачники объясняют свою сдержанную реакцию тем, что ожидаемое ужесточение регулирования находится пока в области разговоров, и никаких официальных бумаг они еще не видели.

Впрочем, на условиях анонимности представитель другой крупной табачной компании рассказал, что новые поправки мало кого пугают, а к их принятию компании готовятся уже давно. "Цены на сигареты значительно повысятся, но потребители как покупали, так и будут покупать. Значимое следствие повышение цен — это то, что средние и дорогие бренды приблизятся друг к другу по цене, как это произошло в США. Тотальный запрет на рекламу приведет к тому, что компании не смогут выводить на рынки новые марки и бренды,— говорит собеседник "Денег".— Следовательно, портфели компаний придется упорядочить, и ставка будет делаться на самые сильные бренды, как это и происходит в Европе. Закрытие рынка и запрет на выкладывание товара в торговых помещениях действует во многих странах мира, например в Канаде, но на продажах это существенно не отразится, так как люди обычно заранее знают, за какой маркой сигарет идут".

Что отразится на продажах, так это запрет на торговлю сигаретами в помещениях площадью менее 50 кв. м. Говоря по-русски, это означает запрет на продажу табачных изделий в ларьках и передел рынка в пользу торговых сетей.

"До 40-45% наших продаж приходится на палатки и только 25-30% на торговые сети",— признается представитель табачной индустрии.

Впрочем, для торговых сетей, в отличие от малых форматов торговли, табак — не центральный бизнес. "Сигареты занимают малую долю в оборотах торговых сетей. В среднем это 2-3% от оборота, максимум — 5%. И прибыли большой не приносят",— говорит Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации сетей розничной торговли (АКОРТ). Для малого же торгового бизнеса, которому уже запретили торговать алкоголем и приравненным к нему пивом, это означает смерть.

ЕВГЕНИЙ СИГАЛ

22.08.2011

Как Америка бросала курить

История болезни

В Нью-Йорке еще каких-нибудь 20 лет назад курение было почти тотальным. Курили везде — в ресторанах, барах, кафе, гостиницах, на улице. Ситуация начала меняться в середине 90-х годов прошлого века с избранием Билла Клинтона президентом и с приходом Рудольфа Джулиани на пост мэра Нью-Йорка. Ограничение курения в общественных местах осуществлялось поэтапно. Сначала предприятиям массового обслуживания населения (от кафе до аэропортов) было предписано выделить специальные зоны для курящих, со временем они стали закрытыми и четко отделенными от территорий, свободных от табака.

В настоящее время курение в общественных местах полностью запрещено. Зажженная сигарета в баре или ресторане чревата вызовом полиции, так как грозит владельцам заведения потерей лицензии. Полиция имеет право не только выписать штраф в несколько сотен долларов, но и подвергнуть нарушителя административному аресту. Курение в гостиничном номере для некурящих приведет к выселению из отеля и дополнительной строке в счете — от $300 на очистку воздуха в помещении.

Одновременно с введением государственных мер по ограничению курения развернулась масштабная антитабачная кампания. По ведущим телевизионным каналам в прайм-тайм шла пропагандистская кампания с элементами манипулирования нацией: звезды, спортсмены, интеллектуалы — все те, кто обладает влиянием на людей, жестко выступали против курения.

На фоне этих процессов стартовала целая серия судебных исков к табачным компаниям со стороны федеральных властей, властей штатов и пострадавших от курения граждан. Эти иски обошлись табачным монополистам в десятки миллиардов долларов и привели к значительным изменениям маркировки производимых изделий.

Цены на сигареты поднялись в разы, в основном за счет увеличившихся акцизов. По американскому законодательству, кстати, значительная часть взимаемых с продажи сигарет налогов поступает в муниципальные, а не в федеральные бюджеты. Поскольку налог в разных штатах неодинаков, существенно различаются и розничные цены. Так, цена пачки сигарет в Нью-Йорке составляет $10-11, а в штате Виргиния — около $4-5. При этом выбор ограничен небольшим количеством марок.

Все эти меры не могли не породить контрабанду сигарет, прежде всего из Мексики. Цена блока мексиканских сигарет — $25, что в три-четыре раза ниже официальных американских цен.

Еще один поток контрабанды идет через американских и канадских индейцев, которые на своих территориях в силу древних курительных традиций сохранили право беспошлинной торговли табаком.

Но в целом принятые американскими регуляторами меры и проведенная антитабачная кампания достигли своих результатов: доля курящих среди взрослого населения за полтора десятилетия снизилась с 40% до 20%.

"Если раньше ты шел по Нью-Йорку и видел, что курят практически все, то сейчас зажженная сигарета в руках вызывает брезгливую реакцию прохожих, даже если ветер несет дым в совершенно другую сторону",— делится с журналом "Деньги" живущий в Москве американец. Похоже, что именно это психологическое давление стало решающим фактором в антитабачной кампании. Курить стало попросту неприлично.

25.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов