Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

ЭКСПЕРТ

Телемыло и кино

АФК «Система», умеющая снимать на своей студии только сериалы, хочет заполучить «Ленфильм» — разваливающуюся киностудию с именитыми режиссерами. Четкого плана оздоровления «Ленфильма» нет ни у одной из сторон

"Ленфильм" — старейшую киностудию России — собираются отдать в частные руки, а потом, возможно, и прогнать с Каменноостровского проспекта, где она обитает с 1918 года. По непонятной причине государство выбрало не открытый аукцион, а весьма экстравагантный способ приватизации. Минэкономразвития уже согласовало проект документов о создании совместного предприятия АФК «Система» и ОАО «Ленфильм», где «Системе» может достаться 75% минус одна акция, а государству останется блокирующий пакет — 25% плюс одна акция.

У «Системы» есть своя площадка в Санкт-Петербурге, «Всемирные русские студии» (RWS). Против ее расширения за счет «Ленфильма» выстaупили Алексей Герман-старший и Александр Сокуров. «Слияние… с “Всемирными русскими студиями” для всех нас означает конец “Ленфильма” и как культурно-исторической национальной ценности, и как независимого производителя высококлассной национальной кинематографической продукции», — написали они в августовском открытом письме Владимиру Путину. Премьеру предстоит принять окончательное решение.

Очевидно, что появление нового совладельца сулит студии отнюдь не только проблемы, как полагают уважаемые режиссеры. Это реальный способ решить финансовые проблемы, которых накопилось немало: оборудование устарело, здание требует реконструкции. Что делать из «Ленфильма», киностудии с богатой историей и традициями, — творческий «заповедник» или мощную фабрику по производству кинопродукта?

Путем «Мосфильма» не пойдешь

В начале 2000-х две крупнейшие киностудии страны, «Ленфильм» и «Мосфильм», стояли перед выбором — остаться федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) или акционироваться. «Мосфильм» пошел по первому пути. Главный плюс был очевиден: в распоряжении компании остались права на прокат произведенной за последние 50 лет продукции — 2500 картин, включая «Белое солнце пустыни», «Москва слезам не верит». Это стало стартовым капиталом, который позволил студии развиться: модернизировав оборудование, «Мосфильм» стал выполнять заказы сторонних студий. Сейчас на кинопроизводстве компания зарабатывает основную часть доходов, а продажа прав приносит четверть оборота. На «Ленфильме» сложилось иначе: фонды акционировали, а права на фильмы достались ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», от которой «Ленфильму» ничего не перепадало.

«Да, у нас есть преимущества — есть специалисты, чтобы построить декорации, есть фонды реквизита, которого нигде нет. Есть исторический транспорт, есть костюмы: мы можем одеть дивизию в форму начала войны и обеспечить историческим оружием», — рассказывает Владимир Шайдаков, генеральный директор киностудии «Ленфильм». Но «Ленфильм» не предоставляет полного спектра услуг по кинопроизводству. «На “Мосфильм” вы приходите и получаете продукт под ключ, а “Ленфильм” не может покрыть всех потребностей. Это касается основы основ кинопроизводства — нет камер на студии, заказываем в лизинг, устарело звуковое оборудование, свет. Обновления требуют павильоны», — продолжает Шайдаков. Фабрикой по производству кино «Ленфильм» не стал, хотя там снимают, скажем, «Улицы разбитых фонарей».

Московская киностудия не просто улучшила оборудование — изменилась стратегия. Советские студии выполняли технические работы и отвечали за творческую составляющую, за разработку самих проектов — сценарии, режиссуру. А обновленный «Мосфильм» сосредоточился на основной компетенции — производстве, как делают западные студии. Собственные же проекты почти прекратил снимать: на сайте компании в разделе «новые проекты» — пять фильмов с 2008 года. «Надо понимать, что сегодня студии не имеют никакого отношения к творчеству. Творчеством заняты кинокомпания, продюсеры, режиссеры. Они находят финансы, а потом приходят на студию, чтобы реализовать проекты», — уверен Карен Шахназаров, генеральный директор «Мосфильма».

«Ленфильм» же законсервировался. Здесь все еще большое внимание уделяют продюсированию собственных некоммерческих проектов. В разделе «собственные проекты» компании — десять фильмов разной степени готовности на 2009–2011 годы (из них три — совместно с другими компаниями). «Ленфильм» в своем нынешнем состоянии не вписывается в существующую систему финансирования культуры, когда государственные или частные деньги дают проектам, а студии «крутятся» самостоятельно.

«Если мы говорим о сегодняшнем дне “Ленфильма”, долгов нет, с последними расплатились весной этого года, и студия не в предбанкротном состоянии. Сейчас пошли заказы, павильоны расписаны на полгода вперед. Это позволит студии выживать, но не развиваться. Надо думать и о завтрашнем дне», — говорит Владимир Шайдаков. По приблизительным подсчетам источника на «Ленфильме», на создание на студии конкурентоспособной базы требуется 800 млн рублей. Откуда их взять? Повторять путь «Мосфильма» уже поздно. Даже если библиотека прав на 800 фильмов достанется «Ленфильму» (а шанс на это есть, так как Владимир Путин пообещал «осуществить необходимые меры по ликвидации» ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», как абсолютно неэффективного предприятия), она сможет приносить, по оценкам специалистов, 150–170 млн рублей в год. Допустим, ее можно будет еще и заложить. Но главная проблема в другом: на киностудии нет менеджера уровня Шахназарова. Маститые режиссеры не спешат занять место гендиректора, отказавшись от творчества, Шайдаков же государственный чиновник, а не стратег. Значит, остается только продажа.

Кинофабрика как инструмент

В публичном поле претендент на «Ленфильм» один — АФК «Система». Причем четких планов по оздоровлению киностудии пока нет и у этой корпорации, даже оценку «Ленфильма» не проводили. Но у «Системы» большие киноамбиции, и потому ей нужен «Ленфильм». «Интерес АФК “Система” — создать крупнейшую киностудию в Восточной Европе и одну из самых крупных в Европе. На одной студии компания хочет совместить все направления кинематографа», — рассказывает Дмитрий Месхиев, главный продюсер RWS. Сейчас у RWS в Санкт-Петербурге запущена первая очередь студии площадью 11 тыс. квадратных метров. Вторая очередь площадью 67 тыс. метров строится совместно с ВГТРК, для реализации проекта создано СП «ОАО “Ленфильм XXI века”«.

Если «Система» получит долю в «Ленфильме», ей достанутся коллектив и бренд, а также 37 тыс. квадратных метров (4 гектара!) только на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге плюс филиал на окраине города. Стоимость недвижимости аналитики консалтинговой компании Astera оценили в 30–40 млн долларов — это если в ходе оценки выяснится, что здания нельзя сносить, то есть если у «Ленфильма» останется статус объекта культурного наследия. В противном случае объект может быть оценен намного дороже: если статус не сохранится, перестроить огромную киностудию можно будет как угодно.

Именно помещения в центре Санкт-Петербурга, считают многие наблюдатели, являются основной целью АФК «Система». «Получив бренд “Ленфильма”, на его площадях построят торговый центр и гостиницу и откроют маленький музейчик кино, чтобы было что показывать президенту», — уверен Александр Сокуров. Дмитрий Месхиев говорит об обратном: крупной киностудии, какую хочет построить «Система», потребуется много площадок, как минимум три в разных частях города, и ленфильмовская будет задействована. Развивать павильоны «Ленфильма» считает разумным и Карен Шахназаров, поскольку сейчас в Петербурге их недостаточно. Однако аналитики сомневаются, что, построив вторую очередь «Ленфильм XXI века», RWS будет нуждаться еще и в помещениях в центре Санкт-Петербурга. Оперировать студией там, особенно учитывая сложную логистику, было бы нерентабельно, говорят специалисты.

Но больше всего маститых режиссеров беспокоит творческий аспект истории с приватизацией. RWS и «Ленфильм» ориентированы на выпуск принципиально разной продукции: первая — на коммерческие сериалы, вторая — на авторское кино. «Как можно на фабрике, где делают телеги, производить “лексус”?» — недоумевает Александр Сокуров. По словам Дмитрия Месхиева, RWS заинтересована и в производстве некоммерческих продуктов, которые обеспечивают развитие кинематографа. «Мои коллеги боятся, что коммерческая структура задушит искусство. Я не понимаю, почему коммерческое кино должно мешать некоммерческому. Наоборот, мне кажется, студия может на это жить. А “Ленфильм” с протянутой рукой уже много лет. На объединенном предприятии будут делать все: и произведения искусства, и глиняные горшки», — говорит Дмитрий Месхиев.

Сокуров и Герман опасаются, и небезосновательно, еще одного: что у «Ленфильма» отнимут продюсерскую функцию. RWS развивает свои проекты: из 15–20 выпускаемых ежегодно лент 60% — собственные. Но в данном случае сращивание творческой и технической составляющих обусловлено тем, что сериальная продукция способна обеспечить большую загрузку мощностей, в отличие от полнометражного кино. Известно, что в производстве полнометражных лент «Ленфильм XXI века» будет выполнять сторонние заказы, а насколько важной составляющей станут собственные проекты, пока непонятно.

Александр Сокуров убежден, что «Ленфильм», влившись в крупную коммерческую структуру, будет лишен возможности самостоятельно выбирать, что снимать. «Будет одна линия — такая, которую выберет группа московских людей, которые сидят в частных компаниях. Но зачем всех смешивать? Искусство нужно тогда, когда оно разнообразное, иначе получается монополизм. Пусть будет RWS, будет “Мосфильм”, будет “Ленфильм”. В стране должно быть достаточно альтернативных студий, коллективов, где кинорежиссер может предложить свои идеи», — говорит Александр Сокуров.

В пользу того, что развитие кино ограниченного проката, то есть фестивального, и массового, возможно внутри одной структуры, говорит пример российской кинокомпании СТВ. Там снимают и «Суперменеджер, или Мотыга судьбы», и артхаусный «Шультес». Да и вообще, «Ленфильм» сейчас — далеко не главный поставщик заметного некоммерческого кино. «В последние годы я не замечал громких проектов “Ленфильма”», — говорит руководитель СТВ Сергей Сельянов. Впрочем, возможно, это тоже обусловлено недостатком финансирования.

В любом случае сохранить полусоветскую киностудию, как бы этого ни хотели режиссеры, не получится. А значит, от громких писем пора переходить к обсуждению бизнес-планов.

Напалкова Анастасия

22.08.2011

22.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов