Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

Город вместо Москвы

"Электронная Москва" не удалась: мэр Москвы Сергей Собянин решил сделать вместо этого лужковского проекта новый. "Информационный город" имеет цели еще более амбициозные, соответственно, и его бюджет в три раза больше, чем при Лужкове. Правда, чем более глобальную модернизацию затевают власти, тем меньше обычно результат

Долгая информатизация

Новые технологии — дело небыстрое: с момента запуска программы "Электронная Москва" прошло уже девять лет. Затраты на реализацию проекта составили 69,2 млрд руб., почти столько же, сколько потратили на сходную программу в масштабах всей страны ("Электронная Россия" съела 79 млрд руб.). На 2009-2011 годы была принята еще одна "Электронная Москва" с предполагаемым бюджетом 28,8 млрд руб., однако он был урезан из-за кризиса. Результаты оказались слишком скромными для миллиардных, пусть даже урезанных, бюджетов. Исполнители программы (ОАО "Электронная Москва", которое фактически принадлежит департаменту имущества Москвы) на подобные упреки отвечают, что их недофинансируют.

Несправедливо будет сказать, что за это время вообще ничего не было сделано. Были запущены, например, электронные торги, создан "Портал государственных услуг города Москвы" (действовавший, правда, преимущественно как доска объявлений). Самое дорогостоящее мероприятие — "Создание системы обеспечения безопасности населения города (СОБГ)". Только в 2007 году на него выделено 2 млрд руб. при общем объеме финансирования "Электронной Москвы" в 5 млрд. Правда, в ходе реализации проекта оказалось, что на это любимое детище московского правительства деньги тратились не очень-то эффективно. Скандал был громким: группу компаний "СтройМонтажСервис", занимавшуюся установкой камер видеонаблюдения в подъездах домов в рамках этого проекта, обвинили в жульничестве. Оказалось, что с мая по сентябрь 2009 года представители "СтройМонтажСервиса" отправляли в центральную систему ГУВД, которая ежечасно запрашивала видеопоток, заранее заготовленную картинку.

При этом эксперты в один голос говорили о том, что даже если бы система видеонаблюдения работала по-честному, толку от нее в Москве немного. Качество изображения видеоматериала просто не подходит для того, чтобы обеспечивать безопасность. С помощью большинства камер, установленных в подъездах, можно проконтролировать в лучшем случае уборку лестничных маршей и площадок: качество изображения довольно низкое, а сами камеры установлены так, что не видно лиц входящих в подъезд людей. Чиновники при выборе оборудования ориентируются на цену, а не на его технические характеристики — вот самое безобидное объяснение такого бесславного результата внедрения большой электронной программы.

Одной из последних инициатив Юрия Лужкова на посту мэра стало постановление о запуске до конца 2012 года Комплексной автоматизированной системы обеспечения безопасности населения города (КАСОБН) на базе старой системы. Новый проект предполагал не только установку новых камер, но и интеграцию всех городских средств наблюдения.

Впрочем, этим планам не суждено было сбыться. Новый мэр Москвы Сергей Собянин в первый же месяц своей работы раскритиковал все, что делалось с информатизацией города до него, и потребовал разработать новую концепцию — еще дороже и амбициознее старой.

Информационный рай

Через пять лет в 95% поликлиник можно будет завести электронную медицинскую карту и пользоваться системой записи к врачу через интернет (сейчас эта услуга доступна только в 7% столичных клиник), все госуслуги будут оказываться в электронном виде, а по городу будут ездить мусоровозы, оборудованные системой ГЛОНАСС. Это самые громкие электронные обещания Сергея Собянина. Летом 2011 года департамент информационных технологий Москвы подготовил концепцию нового проекта, который получил название "Информационный город". Осенью проект будет принят и вместе с другими 17 целевыми программами на период 2012-2016 годов ляжет в основу городского бюджета.

"Информационный город" состоит из четырех подпроектов: развитие информационных технологий для повышения качества жизни, создание интеллектуальной системы управления городом, создание общедоступной информационно-коммуникационной среды и развитие средств массовой информации и рекламы. За пять лет в мэрии намерены также завершить проект "Электронное правительство".

"По уровню использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Москва сильно отстала, несмотря на их доступность,— сообщили "Деньгам" в департаменте информационных технологий Москвы.— Во многом это было связно с недостаточной централизацией и координацией расходов на информатизацию в рамках проекта "Электронная Москва"". Главная причина провала "Электронной Москвы", по мнению чиновников,— "разношерстные решения, зачастую дублирующие друг друга по функциям и требующие затратной эксплуатации".

По задумке Сергея Собянина новый проект обеспечит "системную связность разных блоков программ": вопросы информатизации коммунального хозяйства будут связаны с вопросами безопасности города, вопросы безопасности города должны быть связаны с информационной инфраструктурой транспорта. "Все эти блоки должны взаимопересекаться, на объектах города должна собираться аналитика для эффективного управления городом в целом",— заявил Собянин на заседании столичного правительства.

Если все пойдет так, как задумал новый мэр, столица к 2016 году станет настоящим городом будущего. Власти создадут интеллектуальную транспортную систему, 95% территории Москвы будет покрыто сетями связи 4G, системы наружного видеонаблюдения будут установлены на 75% городских территорий и почти во всех жилых домах, система интеллектуального управления городом будет отслеживать состояние свыше 70% объектов городского хозяйства, данные общедомовых и внутриквартирных счетчиков будут обрабатываться в автоматическом режиме. В медучреждениях, по словам руководителя департамента информационных технологий Артема Ермолаева, будет создана инфраструктура для решения широкого круга задач — это и организация электронной записи к врачу, и ведение электронных медкарт, и создание аналитической базы по здравоохранению в целом.

Такие обширные планы заслуживают соответствующего финансирования — тут столичные власти не поскупились. На новый проект будет выделено из городского бюджета 207 млрд руб. и привлечено из внебюджетных источников еще 122 млрд руб. (всего — 329 млрд руб., четверть расходной части годового бюджета города).

Столичным аудиторам перспективы таких трат не понравились.

Все и сразу

В начале августа Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы обнародовала жесткое заключение о новом проекте информатизации. В первую очередь ревизоры недовольны тем, что новые власти как будто нарочно не замечают того, что было сделано старыми.

"Отсутствует анализ состояния имеющихся в бюджетном секторе города информационных систем и ресурсов",— подчеркивают аудиторы. Много нареканий вызвало, к примеру, то, что новый проект не предполагает использования наработок, полученных в рамках "Электронной Москвы", например "Социальной карты москвича" (в городе используется более 4,6 млн таких электронных карт).

Еще претензия: цели и ожидаемые результаты приведены в проекте программы в неизмеримой форме, а это, как известно, очень удобно для любителей "распилов". Вот, например, есть мероприятие под номером 1.2 — "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу образования, здравоохранения и социальную сферу" — и никаких сведений о конкретных работах.

"Обоснование предусмотренных для реализации программы объемов финансовых ресурсов не приведено,— считают в КСП Москвы.— Подтверждение выделения средств из иных источников, помимо бюджета города Москвы, с проектом программы не представлено".

Чиновники департамента информационных технологий, конечно, с этими выводами не согласны. Впрочем, обосновать многомиллиардные затраты более аргументированно у них пока не получается. На данный момент ключевой довод следующий: на перевод госуслуг в электронную форму нельзя жалеть денег, так как они окупятся хотя бы за счет сокращения численности чиновников.

Хотя и трудно себе представить, что Москва сэкономит 329 млрд руб. на чиновниках, некоторая экономия от информатизации все же достижима. "Установка системы видеофиксации нарушений ПДД окупается в течение месяца, даже если бюджет раздут трехкратно, за счет увеличения собираемости штрафов",— говорит Анатолий Ермаченко, генеральный директор издательства "Медиа Фокус" (газета Security News). Пример из зарубежной практики: в 2005 году, после того как оснащенные видеокамерами и компьютером светофоры Лос-Анджелеса стали на поворотах первыми пропускать автобусы, скорость езды автобусов по городу увеличилась на четверть.

"Ряд рекомендаций КСП уже учитывается,— настаивают в департаменте информационных технологий.— Более 200 млн руб. (около 50%) составило снижение первоначальной цены на аукционе по закупке ноутбуков для учителей и компьютерных классов для средней школы".

Впрочем, такие оправдания чиновников мало кого убеждают: ведь если цену ноутбуков на аукционе можно снизить вдвое, то получается, что чиновники сами себя схватили за руку.

"Несмотря на все заявления о готовности учитывать замечания общественности, меня не покидает ощущение, что все это делалось ради того, чтобы "освоить" деньги,— замечает Ермаченко.— Камеры видеонаблюдения уже установлены во многих домах, но что толку? Прежде чем разрабатывать подобные концепции, касающиеся в том числе и вопросов безопасности, нужно провести серьезное исследование угроз, причем заказать такое исследование у зарубежных компаний (российские это делать не умеют). При разработке концепции нужно составить регламент взаимодействия служб, а при реализации не экономить на персонале: необходимо серьезно отбирать и обучать операторов, а не набирать бабушек с плохим зрением на мизерную зарплату".

Об этом говорят и аудиторы из Контрольно-счетной палаты: "Не проанализировано состояние и перспективы использования и развития элементов созданной в предыдущие годы системы обеспечения безопасности города".

Реализация проекта по видеонаблюдению, по мнению представителей КСП Москвы, создает предпосылки к нанесению ущерба городскому бюджету в сумме более 6,0 млрд руб., которые уже были направлены в 2004-2010 годах на создание инфраструктуры системы обеспечения безопасности города: по сути, планируется еще раз создать то, что и так существует, просто не работает должным образом.

По мнению Бориса Обота, IT-специалиста, работавшего в компании по созданию интеллектуальных систем управления в Гонконге, главная проблема при реализации таких проектов в России — это попытка властей сделать все и сразу. "Городские власти зачем-то опять пытаются все объединить в одном проекте. Почему-то считается, что если делать все централизованно и одномоментно, результат будет выше. В принципе это касается не только Москвы, но и России в целом: вместо того чтобы модернизировать конкретную отрасль, предпринимаются попытки тотальной модернизации",— говорит Обот. В большинстве цивилизованных стран, по словам специалиста, подход противоположный: проблемы принято решать по мере поступления. Например, в Австралии на многополосном шоссе, которое проходит через Брисбен, возникали пробки. Сначала дорогу сделали платной, но это усугубило положение: автомобили стали скапливаться уже на кассах при въезде на шоссе. Тогда на этой трассе установили камеры, которые распознают номера машин. Плата за проезд затем списывается с кредитной карты владельца.

"В России грандиозные проекты создаются в спешке, чиновники просто не в состоянии достаточно глубоко изучить проблему. Поэтому во всех подобных документах одни и те же недостатки: цели и критерии оценки их эффективности не ясны, механизм контроля за реализацией проекта отсутствует",— говорит Борис Обот.

Так что этот принцип — чем больше цель, тем меньше результат,— похоже, сработает и в случае с грандиозным собянинским "Информационным городом".

АНАСТАСИЯ КАРИМОВА

22.08.2011

22.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов