Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Взгляд

«Там бешеные штрафные санкции»

Эксперт рассказала, чем российский контроль за качеством отличается от зарубежного

«У нас все сложно, потому что те же технические регламенты разрабатывают порой совсем непонятные организации», – рассказала инспектор по сертификации органа по сертификации «ПрофСерт» Анна Кобзева, говоря о передаче полномочий по утверждению СанПиНов от Роспотребнадзора к Минздравсоцразвитию.

Минздравсоцразвития России забрало у Роспотребнадзора обязанности по разработке и утверждению Санитарных правил и норм (СанПиН).

«Если там могут закрыть весь завод, то у нас аннулируют просто разрешение на производство конкретной продукции»

Соответствующие поправки в федеральный закон «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения» приняты в июле 2011 года.

Теперь в полномочия Минздравсоцразвития России входит модернизация санитарных требований. Пересмотру подвергнутся все правила и нормы, которые в этом нуждаются.  Какие-то СанПиНы будут отменены, а какие-то – усилены. Роспотребнадзор  может «в рамках своих полномочий» предлагать изменить некоторые из них.

Минздравсоцразвития подвергнет экспертизе правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, на предмет их соответствия международным стандартам. Все это будет сделано в рамках реализации задач по подготовке вступления России в ВТО.

О том, почему СанПиНы пересматриваются и отменяются, газете ВЗГЛЯД рассказала инспектор по сертификации органа по сертификации «ПрофСерт» Анна Кобзева.

ВЗГЛЯД: Процесс отмены и пересмотров СанПиНов уже идет давно, почему так происходит? Не проще ли внести изменения раз и навсегда?

Анна Кобзева: Дело в том, что с началом работы Таможенного союза в прошлом году были утверждены Единые санитарные требования. Постепенно все СанПиНы должны быть унифицированы. К примеру, с прошлого года были отменены санитарно-эпидемиологические заключения, теперь их больше не выдают. Вместо них оформляются либо экспертное заключение санитарного врача о безопасности продукции на соответствие СанПиНам, либо оформляется в Роспотребнадзоре свидетельство о госрегистрации.

Изменения к СанПиНам появляются постоянно. К примеру, в СанПиН для пищевых продуктов, который один для всех продуктов, вносятся изменения по нескольку раз в год. Номенклатура, которая регламентирует нормы, ГОСТы, требования  к продуктам при выдаче сертификатов также меняются по два-три раза в год.

C другой стороны, некоторые СанПиНы вообще перестают действовать, поскольку появляются техрегламенты, которые включают в себя санитарные требования и ГОСТы. Со следующего года должны вступить в силу техрегламенты на детскую одежду, соответственно, СанПиНы по этой категории товаров перестанут существовать.

Что касается продуктов питания, то СанПиНы на них разом отменить не получится, поскольку техрегламенты по каждому продукту  вступают в силу постепенно. Как только вступят в силу техрегламенты по всем продуктам питания, то СанПины утратят силу.

ВЗГЛЯД: Почему пересматривать и утверждать СанПиНы будет не Роспотребнадзор, а Минздравсоцразвития?

А.К.: Тут не совсем понятно. Ведь Роспотребнадзор ближе к теме СанПиНов, чем Минздравсоцразвития. Он не только разрабатывал, но и контролировал, выдавал сертификаты. Роспотребнадзор проводит испытание продукции на требования СанПиНам, больше работает с нормативными документами. То есть он непосредственный участник процесса.

Я приведу такой плачевный пример, когда полномочия размывались по ведомствам. Есть такие документы, как отказные письма, которые выдаются на продукцию, если та не подлежит ни сертификации, ни санитарной экспертизе. Ранее такие письма выдавало НИИ Сертификации, потом эти полномочия передали Минпромторгу. Но через несколько месяцев все вернулось на круги своя, ибо компетенция министерства не позволяла выдавать такие документы. Все застопорилось, у людей вставали грузы, посыпались жалобы, поскольку люди теряли деньги.

ВЗГЛЯД: Почему тогда одна организация не может разрабатывать, проверять, контролировать, сертифицировать, выдавать документы?

А.К.: Ну, у нас все сложно, потому что те же технические регламенты разрабатывают порой совсем непонятные организации, которые даже могут и не иметь никакого отношения к тем продуктам, которые регламентируются. ВЗГЛЯД: В западных странах как эта сфера регулируется?

А.К.: В других странах совсем все по-другому. Там каждый завод и лично руководитель несут ответственность за выпускаемую продукцию. То есть они на каждую партию выдают протокол-анализ, что выступает санитарно-эпидемиологическим заключением, как у нас. У них нет сертификатов соответствия на продукцию, как у нас, им достаточно от отдела качества предоставить декларацию, подтверждающую безопасность. Всю ответственность они несут сами, потому что там бешеные штрафные санкции за нарушение, вплоть до закрытия производства. Высокое качество обеспечивают высокие риски производителя в случае нарушения. Сертификаты выдаются целиком на производство, а не на конкретную продукцию. На все процессы производства.

ВЗГЛЯД: А у нас что следует, если производитель нарушит требования?

А.К.: Если нарушены требования, то аннулируют все разрешительные документы и накладывают штрафные санкции. Но если там могут закрыть  весь завод, то у нас аннулируют просто разрешение на производство конкретной продукции.

ВЗГЛЯД: Почему у нас такую систему нельзя ввести?

А.К.: У нас такая система только начинает зарождаться. Ее внедряют крупные предприятия, которые выходят на мировой рынок. Они оформляют сертификаты ISSO, без которых предприятия просто не смогут продавать продукты на зарубежных рынках. Сейчас идет процесс перевода из обязательной сертификации либо в добровольную сертификацию, либо в добровольно-декларируемую. Производители получают декларацию соответствия требованиям и несут уже личную ответственность за безопасность своей продукции. Но этот процесс тоже небыстрый.

Полина Спелова

05.08.2011

08.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов