Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Власть

Сила в билборде

В рекламной кампании Михаил
Прохоров использует фразу
из фильма "Брат-2", но отрицает
националистическую риторику его
главного героя
Фото: Александр Вайнштейн / Коммерсантъ
Партия "Правое дело" начала агитационную кампанию: с августа по всей России размещены билборды с изображением лидера партии Михаила Прохорова и слоганом "Сила в правде". Спецкорреспондент ИД "Коммерсантъ" Олег Кашин попытался выяснить, чего хотел добиться Прохоров с помощью цитаты из фильма "Брат-2".

Главный редактор российского Men`s Health Кирилл Вишнепольский клянется, что это всего лишь совпадение, но разве можно верить в совпадения, когда речь идет о российской политике? Практически сразу же после избрания Михаила Прохорова лидером "Правого дела" его портреты появились на рекламных билбордах в Москве. Вопрос "Кто определяет твою жизнь?" и ответ "100 главных", проиллюстрированный фотографией Прохорова в понятной продвинутому обывателю компании основателя Apple Стива Джобса и музыканта Сергея Шнурова. Прохоров стоит между ними, в центре, и одного взгляда на плакат достаточно, чтобы понять, что из сотни главных самый главный именно он. Чуть сложнее сообразить, что рекламируется номер журнала с актером Джейсоном Стейтемом на обложке (на билборде эта обложка чуть в стороне от троицы), но Кирилл Вишнепольский называет тех, кто видит в рекламе журнала политические намеки, дебилами и говорит, что его редакция "просто чувствует тренды" и заранее предполагала, что "Прохоров очень скоро воссияет".

Журнал с Прохоровым, Джобсом и Шнуровым вышел в июне. По словам Вишнепольского, сдавали его в апреле, когда о политике Прохорове никто еще не говорил, но так получилось, что кампания по повышению узнаваемости главы ОНЭКСИМа началась именно с Men`s Health.

Вообще-то и желтые плакаты, на которых Михаил Прохоров говорит о силе в правде и неизбежности перемен, тоже не имеют никакого формального отношения к предвыборной кампании "Правого дела" — Прохоров рекламирует сайт made-in-russia.ru, находящийся, впрочем, на реконструкции. Советница Михаила Прохорова Юлиана Слащева охотно рассказывает об этом сайте — он принадлежит Михаилу Прохорову, который давно хотел создать программу поддержки и продвижения лучших отечественных проектов. Программа будет системная и охватит всю страну, она будет публично представлена в ближайшее время. Прохоров и ранее в рамках своей бизнес-деятельности оказывал поддержку интересным отечественным проектам в разных областях. Теперь он решил объединить их в единую программу. Для ее популяризации создается сайт, где любой желающий мог бы рассказать о своем инновационном проекте: "Людей, готовых предложить что-то новое, у нас много, а площадок для этого нет. И вообще, мы, русские, очень мало гордимся тем, что делается в нашей стране". Юлиана Слащева готова долго говорить об инновационном сайте, но она признает, что реклама онлайн-ресурса не более чем формальность, потому что по закону нельзя рекламировать партию до официального старта предвыборной кампании.

Продвижение партии "Правое дело"
ее лидер начал с раскрутки своего
сайта
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Стоит заметить, что такой трюк почему-то удается не всем партиям. КПРФ, например, пыталась рекламировать себя с помощью газеты "Правда", но в итоге коммунистам пришлось в конце июля пикетировать здание мэрии Москвы на Новом Арбате, протестуя против решения городских властей демонтировать оплаченные билборды "Правды" с символикой Компартии. На плакаты Михаила Прохорова власти Москвы пока не покушаются.

"Сила в правде" — написано на плакатах Михаила Прохорова, и если эта реклама может повысить узнаваемость лидера "Правого дела", то слоган в повышении узнаваемости не нуждается: герой "Брата-2" (может быть, самого знаменитого российского фильма десятилетия) говорил, что сила в правде, прежде чем выпустить обойму в очередного американца. Но Михаил Прохоров настаивает, что это не цитата из фильма: "Эта фраза — глубинная русская мысль. Поиск правды всегда формировал образ мысли русских людей. Первый свод законов на Руси назывался "Русская Правда", выражение "стоять за правду" всегда было смыслообразующим".

Слащева говорит, что слоганы придумывали в партийном штабе на совещаниях с участием самого Прохорова. Если это так, то бороться за право ассоциироваться со словами о силе в правде Михаилу Прохорову придется не только с героем "Брата-2", но и с главным кадровым приобретением "Правого дела" — екатеринбургским политиком Евгением Ройзманом, основателем фонда "Город без наркотиков". "Сила в правде" — название блога Ройзмана и вышедшей в 2005 году его книги о том, как возглавляемый им фонд борется с цыганами и таджиками, продающими наркотики русским людям. Участие Ройзмана в предвыборном списке "Правого дела" заставило говорить о партии как о единственном способе попасть в Госдуму для националистов.

Главный символ российских правых (в прямом, то есть националистическом, смысле слова) — черно-желто-белый флаг, "имперку",— "Правое дело" выбрало на том же съезде, на котором партию возглавил Прохоров.

Так совпало, что реклама Михаила
Прохорова началась до старта
его политической карьеры
Фото: Александр Вайнштейн, Коммерсантъ
О том, что партия "будет заниматься русским вопросом", говорил лидер подмосковного отделения "Правого дела" Борис Надеждин: газета "Известия" процитировала его слова о том, что в отделение "теперь массово вступают офицеры и молодые бритоголовые", после чего в "Правом деле" случился первый после прихода Михаила Прохорова скандал. Вначале пресс-служба "Правого дела" выпустила пресс-релиз, в котором было сказано, что Надеждину "свойственно многословие, которое зачастую вредит другим и его репутации в том числе", а затем сам Прохоров в своем блоге написал, что "ни с какими националистическими движениями "Правое дело" дела иметь не будет. Никакой "русский вопрос" мы поднимать не намерены... А что касается Бориса Надеждина, то, если это его личная осознанная позиция, ему не место в партии", после чего Надеждин дезавуировал свои слова.

"В 2003 году хитом сезона была "Родина", в 2007-м хита сезона не было, в этом году хитом сезона будем мы",— говорит депутат муниципального собрания Войковского района Петр Милосердов, рекомендованный областной конференцией "Правого дела" в качестве кандидата от партии на выборы в Госдуму и Мособлдуму. Пять лет назад Милосердов вместе с популярным ныне Алексеем Навальным участвовал в создании умеренно-националистического движения "Народ", но теперь о "русском вопросе" в жизни "Правого дела" он говорит очень осторожно: "Большинство наших партий — абсолютно пустые, никакой идеологии у них нет, поэтому никто не мешает "Правому делу" стать площадкой для осмысленной дискуссии на любую тему".

"Осмысленную дискуссию" Милосердов считает более важным политическим фактором, чем наружную рекламу: "Билборды могут дать не более 3-5% от общего результата". "Есть заблуждение,— говорит Милосердов,— что если билборд не того цвета, то это уже проигрыш, хотя на самом деле это не так". О цветах прохоровской рекламы, кстати, много спорят в блогах и на специализированных форумах. Политической рекламы в России сейчас почти нет, поэтому старт кампании Прохорова в интернете обсуждают активно — и чаще всего черно-желтые цвета плакатов сравнивают с рекламой "Билайна".

Галеристу и политтехнологу Марату Гельману плакаты кажутся не черно-желтыми, а желто-серыми. "Серое лицо на желтом — это мертвечина",— говорит Гельман.

Политтехнологи лидера "Правого дела"
ранее обеспечили проигрыш на украинских
президентских выборах Арсения Яценюка
Фото: Александр Яловой, Коммерсантъ
"У нас была задача уйти от бело-сине-красного триколора,— объясняет Юлиана Слащева.— Цветов вообще немного, и все они с чем-то ассоциируются. Зеленый — экологи, красный — коммунисты. Выбрали черный и желтый". "Единственная польза от этой рекламы — она демонстрирует сомневающимся, что эта партия не спойлер, что у нее есть бюджеты и что кампания точно будет,— считает Марат Гельман.— Для людей из регионов это действительно важно".

Если "Сила в правде" — это "Брат-2" и Евгений Ройзман, то второй слоган, "Неизбежность перемен", рифмуется с вряд ли знакомым российской аудитории лозунгом украинского политика Арсения Яценюка, участвовавшего в выборах президента Украины 2010 года: на его плакатах было написано "Фронт перемен". Яценюк выборы провалил — начав кампанию с 13% поддержки, на выборах он набрал около 7%. Политтехнологи, обслуживавшие Яценюка,— Тимофей Сергейцев, Дмитрий Куликов и Искандер Валитов — теперь работают с Михаилом Прохоровым. Об этих выходцах из Школы культурной политики Петра Щедровицкого российские коллеги отзываются пренебрежительно. "Они очень хорошо проводят тренинги, но больше ничего не умеют, при этом берутся за все",— говорит российский политтехнолог, работавший на нескольких украинских кампаниях. Юлиана Слащева возражает: "У всех политтехнологов бывают и удачные, и неудачные кампании. Они работали на Украине, а там в отличие от России настоящие выборы были, так что украинский опыт — это плюс. Назовите мне российского политтехнолога, у которого после 2004 года был положительный опыт?" Я напомнил Юлиане Слащевой о Владиславе Суркове, она вздохнула: Суркова нанять нельзя.

Что нельзя нанять Суркова — это в общем и так всем известно и поэтому не очень интересно. Интересно было бы спросить у самого Суркова, можно ли нанять Михаила Прохорова. Впрочем, учитывая особенности российской политсистемы, в которой невозможно идти на выборы без сотрудничества с Кремлем, этот вопрос тоже был бы сугубо риторическим.

Олег Кашин

08.08.2011

08.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов