Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

РУССКИЙ РЕПОРТЕР

Найдемся все

Мобильно-сотовый улей, разбуженный «сливом» восьми тысяч мегафоновских эсэмэсок в «Яндекс» на прошлой неделе, будет гудеть еще долго. «Мегафон» с «Яндексом» будут обвинять друг друга. Вся «большая четверка» — МТС, «ВымпелКом», ростелекомовский Utel и, опять же, «Мегафон» — будет обвинять сайт prm.ru, через который на номера этих операторов в Пермском крае также отправлялись засвеченные «Яндексом» эсэмэс. Спецслужбы будут искать злокозненных хакеров. Обиженные клиенты — через суды защищать свою приватную жизнь. Однако похоже, что история эта не частный случай вторжения в личную сферу, а симптом приближения новой эры, в которой личного будет становиться все меньше

Виноват некий файл с загадочным именем robots.txt, который в этих эсэмэсках не то был, не то, наоборот, не был прикреп­лен… к чему? В этом вопросе я, мягко говоря, плаваю, поэтому беру телефон и набираю номер Ивана.

Иван — человек, который иногда мне чинит компьютер. Никакой он, если честно, и не Иван (имя вымышленное), и компьютер чинит чисто по дружбе, и на самом деле использование Ивана в такой вот ремонтной функции — своего рода забивание гвоздя микроскопом. Потому что Иван — это, во-первых, программист высочайшего класса, а во-вторых — хакер. Сейчас он вроде остепенился, но еще пару лет назад создавал под заказ программы, способные уничтожить многолетние результаты труда той или иной частной фирмы. То есть такие вирусы, которые выводят тебе на монитор надпись вроде «Ваша жизнь больше не прекрасна», а потом стирают всю информацию с жесткого диска.

— Только, пожалуйста, человеческим языком. Как технически все эти сообщения стали доступны?

— Очень просто. Паук подхватил.

— Что?!

— А что? Яндексовский паук — мы так называем программу Robot. Она везде лазает, как паук, по всем сайтам и серверам, все ощупывает — любые ресурсы, картинки, тексты — и ко всему хочет получить доступ. А потом с добычей возвращается на базу и выкладывает на сайт. Но доступ такой паук должен получать не ко всякому файлу, а только к тому, к которому разрешают. Право доступа — кому можно, кому нельзя — прописано в специальных пометках к файлу. То есть в данном случае файл, грубо говоря, поместили в папку «доступное», паук его подхватил и унес к себе.

— То есть теоретически доступной могла «случайно» оказаться любая информация, прошедшая через сервер «Мегафона»?

— Ну да. Есть полные базы, которые содержат всю имеющуюся информацию, а есть так называемые work-файлы — они занимают мало места и содержат, к примеру, как в данном случае, только номер телефона и текст сообщения.

— А как думаете, это случайность или было кем-то подстроено? Скажем, в целях пиара? — Ума не приложу, чем мог бы быть полезен такой пиар компании «Мегафон», однако на форумах эта версия вовсю обсуждается, так что спрашиваю.

— Подстроено? Вполне может быть! — с удовольствием сообщает Иван, питающий явное (профессиональное?) пристрастие к заговорам. — Только если это пиар, то, конечно, не «Мегафона», а «Яндекса». Типа «мы можем все что угодно проиндексировать». По крайней мере у «Яндекса» в плане рек­ламы такие дикие ходы — чего стоит «Тур­агентство для декабристов»! — что и этот меня бы не удивил… Впрочем, сделать такое нетрудно, так что могли и конкуренты, конечно, выложить.

— Чьи конкуренты?

— «Мегафона» конечно. Причем я имею в виду не «Билайн» или МТС, а европейскую компанию Tele-2 — она сейчас очень агрессивно входит на российский рынок… Но, скорее всего, здесь дело не в чьем-нибудь заговоре, а просто в банальном непрофессионализме айтишников «Мегафона». Сейчас в этом деле страшный бардак, компании сокращают затраты, выгоняют дорогостоящих специалистов, а на их место берут дешевых халтурщиков.

«Другого слова нет ты не спасобен чуствовать я нкогда не обирнусь назад». «Я тебя не уприкаю и все понимаю что ты молод» (орфография сохранена). С опозданием на день читаю те самые эсэмэски. Непосредственно во время «раздачи» я была за пределами Сети, в пробке, но и теперь выловить какое-то количество чужих интимных признаний, сварливых обвинений или занудных оправданий несложно. Есть ведь скриншоты — яндексовские странички с телефонными номерами и текс­тами эсэмэс, сфотографированные и повторно засунутые все туда же, в извилины глобального виртуального разума. Так что, если кому интересно — рекомендую.

А интересно, как выясняется, почти всем. Например, многие мои друзья и знакомые, люди в массе своей порядочные, неглупые, а главное, занятые, с удовольствием посвятили часок-другой своей жизни чтению сообщений, отправленных одними незнакомыми им людьми другим незнакомым им людям. Да что там друзья — уже на следующий день после инцидента вполне себе публичные персоны типа Доренко на голубом глазу выступали в том духе, что нам открылся, дескать, этакий срез коммуникативных актов народа, и это увлекательно и прекрасно.

Я это не к тому, собственно, что читать чужие письма нехорошо (хотя вроде бы мне так объясняли), а к тому, что понятие «личного» и «приватного» уже сегодня — спасибо «ЖЖ», «Фейсбуку», «ВКонтакте» и т. д. — выглядит довольно размытым. Мы постоянно находимся на виду у пары сотен френдов, мы в курсе мнений, мыслей и фантазий людей, которых в жизни не видели. Мы подсознательно давно готовы к тому, чтобы прочесть десяток-другой чужих эсэмэсок. И мы их прочли, потому что нам было интересно. Ну или не прочли, но лишь потому, что нам было скучно. Что, у кого-нибудь все это вызвало, например, возмущение? Даже сами потерпевшие, даже непосредственно во время этого своеобразного «За стеклом», реагировали весьма пассивно.

Об этом мне рассказал друг, как раз один из тех, кто проводил досуг в «Яндексе». Прочтя какое-то количество эсэмэсок, он — заметим, не журналист, а врач по профессии — набрал несколько номеров из тех, что были на сайте, и вступил в прямой диалог.

— Я позвонил со скайпа по десяти номерам и по некоторым дозвонился. Всем задавал одни и те же вопросы: «Известно ли вам, что эсэмэс, отправленная на ваш номер, доступна для общего доступа»? и «Собираетесь ли вы подавать в суд?» Большинство мне ответили, что да, им уже известно. Особенного удивления или возмущения я в их голосах не услышал. Одна девушка все отрицала — сказала, что такого не может быть, а когда я прочел ей текст сообщения, уверяла, что ей такое не приходило. На второй вопрос отвечали, что обращаться в суд сами не будут — некогда, да и дорого, — но к коллективному иску, если предложат, присоединятся.

— Слушай, и все же зачем ты им позвонил? — в который раз спросила я друга. — И зачем ты читал эсэмэс?

— Ну, это было что-то вроде исследования популяции. И просто коммуникация. Почему тебе это кажется странным? Вот есть кусочек человеческой жизни, а вот телефон этого человека. Это как замок и нашедшийся к нему ключ. Просто захотелось вставить ключ и открыть.

— Ну и что там оказалось, за дверью? И как тебе срез популяции?

— Да так… — друг заметно скучнеет. — В основном женские претензии и упреки. Типа «ты мне жизнь поломал».

Мне тоже так показалось. Обиженные женщины (их почему-то куда больше, чем обиженных мужчин). Занятые мужчины. Маленькие беды и радости. Все это не ново — вернее, ново не это. История с эсэмэсками, попавшими в поисковик, показала, каким, с большой вероятностью, станет мир ближайшего будущего.

Уже сегодня сотово-виртуальный клубок информации — в том числе информации лично о нас — контролировать сложно. Мы доверяем свое «частное» огромному количеству неизвестных людей: работникам сотовых операторов, непрофессиональным айтишникам, полуанонимным друзьям из френдленты. Мы верим в комфортное волшебство наших мобильников, айфонов, лэптопов.

Что будет завтра, прикинуть совсем несложно. Волшебство сбудется. Мы будем всегда «в контакте» — и этот новый контакт, поддерживаемый сотнями случайных программ и людей, постепенно сотрет привычное разделение «личное — общее». Возможно, «личное» останется на откуп маргинальному формату общения наедине и вживую. Что же касается всего остального — не один паук, так другой обязательно получит к каждому из нас право доступа.

Анна Старобинец

28.07.2011

28.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов