Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

Въездной и внутренний футуризм

В рамках федеральной целевой программы государство намерено в течение шести лет выделить из бюджета на развитие въездного и внутреннего туризма 100 млрд руб. Как водится, провал предыдущей программы по развитию инфраструктуры туристско-рекреационных зон, призванной сделать Россию привлекательной для туристов, не был чиновниками ни оглашен, ни осмыслен. Зато суммы, планируемые к освоению, были кратно увеличены

Не успев толком заработать, особые экономические зоны стремительно выходят из моды. Напомним, что большинство из этих зон — туристско-рекреационные (из пятнадцати ОЭЗ семь относятся к этому типу, остальные — к типу технико-внедренческих, зон свободной торговли или портовых). Планировалось, что ТРЗ во всей красе смогут продемонстрировать перспективы частно-государственного партнерства: государство дает бизнесу льготы и вкладывается в базовую инфраструктуру, а благодарный бизнес моментально застраивает выделенную зону курортами мирового класса.

С момента появления ТРЗ прошло четыре года, за которые в них было создано всего 136 рабочих мест, при том что зоны эти покрывают гигантские территории. Налоговых отчислений казна еще с этих территорий не видала, доля туризма в российском ВВП по-прежнему составляет около 2,6%. В профильных министерствах говорят о них не очень охотно. "Пожалуй, стоит признать, что опыт частно-государственного партнерства в случае с ТРЗ не был очень успешным",— говорит начальник управления развития внутреннего туризма и государственных проектов Федерального агентства по туризму Александр Сирченко. Зато в отношении новой правительственной программы он настроен более чем оптимистично. "Вот уже на днях" правительство окончательно одобрит Федеральную целевую программу по развитию въездного и внутреннего туризма, и с ней, по мнению Сирченко, все будет иначе. Прежде всего это будет иной масштаб. Если на туристско-рекреационные зоны пока было потрачено около 5 млрд руб. из федерального бюджета, то на ФЦП государство даст около 100 млрд руб. Но что было не так с ТРЗ и как сделать, чтобы эти деньги также не были помножены на ноль,— этого чиновник во время интервью рассказать не успел: очень спешил.

Помноженные на ноль

За четыре года, прошедшие с момента регистрации семи туристско-рекреационных ОЭЗ, не случилось роста ни внутреннего, ни въездного туризма. Все это время ВЦИОМ публикует примерно одни и те же цифры: 56% россиян проводят отпуск дома, 19% — на даче, 18% путешествуют по России (из них половина отправляется на Черное море, остальные куда-то еще), а 7% отдыхают за границей. Туристов из-за границы к нам приезжает 2,1-2,4 млн человек, но почти никто из них не хочет видеть ничего, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Незначительное падение наблюдалось в кризисный год, но существенного роста за ним не последовало.

Мера ответственности ОЭЗ за этот неуспех, впрочем, разная. Вполне провальными можно считать три из семи проектов: ОЭЗ в Калининграде, Ставрополе и Иркутске.

Калининградская область пристрастилась к статусу ОЭЗ еще в 90-е, когда эти зоны еще были синонимом всего теневого и нехорошего. Но и после закона об ОЭЗ 2005 года, который должен был вывести зоны на сторону добра, область упорно держалась за этот статус, на всякий случай создав у себя ОЭЗ двух типов — технико-внедренческого и туристско-рекреационного. Зачем нужно было последнее, остается загадкой и для калининградских чиновников: на территории природоохранной зоны "Куршская коса", где располагается ТРЗ, запрещена любая экономическая деятельность. Тем не менее 110 млн руб. на создание этой зоны худо-бедно освоили.

Ставропольский край который год ждет инвесторов на горе Юца, чтобы они построили там одноименный "Гранд Спа". Мечтают чиновники о термальном центре, гостиничных комплексах, спа-отелях, крытом аквапарке, о центре верховой езды и полях для гольфа. Инвестор нашелся только для гольфа — Ассоциация гольфа России заявила о том, что строить готова, но в качестве резидента зоны "Гранд Спа Юца" так и не зарегистрировалась. Администрация края, впрочем, тоже освоила 173 млн руб. (из них 72 млн руб.— из федерального бюджета, и 101 млн руб.— из местного). В пресс-службе администрации рассказали, что деньги потрачены на объекты дорожной и коммунальной инфраструктуры.

В ОЭЗ "Ворота Байкала" в Иркутской области тоже не зарегистрировано ни одного резидента. Хотя планировалось, что между поселком Слюдянка и печально известным Байкальском с его ЦБК будут построены наконец-то хорошего уровня гостиницы, рестораны, горнолыжный курорт и региональный центр подготовки спортсменов. Область потратила около 100 млн руб. на предварительное строительство и создание коммуникаций, однако с потенциальными инвесторами, которые смогли бы довести начатое до конца, пока заключены лишь соглашения о намерениях. Глава региона Дмитрий Мезенцев признает, что реализация проекта особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "продвигается с трудом". "Облправительство обещает завершить первый этап регистрации резидентов ОЭЗ до конца 2011 года. Те деньги, которые уже были вложены в проект в прошлые годы, к сожалению, не позволили представить документ ни для публичного обсуждения, ни для утверждения в Минэкономразвития РФ",— добавляет он.

Зоны особого влияния

Фиксировать успехи двух других проектов — ОЭЗ в Краснодарском крае и приморский проект на острове Русский — как-то даже неловко: обе зоны были выделены в связи с большими государственными проектами, и частно-государственное партнерство здесь носит очень специфический характер. Казалось, что именно в свете этой неловкости в 2010 году правительство приняло решение в Краснодарском крае особую экономическую зону ликвидировать — тогда она включала в себя Сочи, Анапу, Геленджик и Туапсинский район. Премьер-министр Владимир Путин заявил тогда, что местная администрация не смогла привлечь инвесторов под заявленные проекты, а вот когда этим занялись чиновники более высокого ранга, дело с инвесторами наладилось. Впрочем, как выяснилось позже, ликвидация ОЭЗ была связана вовсе не с административными промахами, а с намерением масштабировать налоговые льготы. Этой весной ОЭЗ на Черное море вернулась, но теперь помимо перечисленных выше районов границы ее растянулись на весь Северо-Кавказский федеральный округ и Республику Адыгея.

На острове Русский, как известно, компания Араса Агаларова "Крокус" строит чудо-город к саммиту АТЭС, который состоится в сентябре 2012 года. Дела с этим строительством вроде бы идут неблестяще. Совсем недавно территория получила статус ОЭЗ — возможно, это поможет ускориться ключевым инвесторам, которыми являются сам Агаларов и, собственно, государство.

Большинство экспертов утверждает, что говорить о каких-либо успехах можно только применительно к трем ОЭЗ — двум в Алтайском крае и одной в Республике Бурятия. "В Бурятии и Алтайском крае все вопросы были проработаны на достаточно высоком уровне. Пока сложно говорить, что они совершили "прорыв" по притоку туристов, но то, что они сегодня продвинулись в своем развитии на порядок дальше, чем другие, неоспоримо",— говорит директор компании Strategy Partners Group Елена Киселева.

Специфика местного населения

Курорт на берегу горной реки Катунь в Алтайском крае — один из немногих в России, демонстрирующих стабильный ежегодный прирост туристов,— последние пять лет по 10-15%. Дома отдыха, гостиницы, турбазы самого разного уровня растут как грибы. Добираться до "Бирюзовой Катуни" непросто — до ближайшего аэропорта 6-8 часов езды. Но наградой за преодоление пути станет довольно приличный выбор способов отдыха — от спокойного (есть довольно много отелей, которые можно было бы поставить на уровень европейских четырех звезд) до экстремального. За несколько дней здесь можно успеть научиться работать веслами, согласившись на многочасовой спуск по реке, посетить Тевтонские пещеры, водопад и гроты со сталактитами, отправиться в конный поход по горам. Другой алтайский проект ОЭЗ — "Алтайская долина" — пока не заработал в полную силу, но там уже восемь резидентов, которые строят искусственное озеро и горнолыжный курорт.

Помимо частных инвестиций алтайские проекты перетянули большую часть бюджетного финансирования этого типа. "Бирюзовая Катунь" освоила более 3 млрд руб. из федерального и местного бюджетов. И еще 150 млн руб. уже вложили в регион 14 резидентов.

Представители турфирм изменения замечают, но добавляют, что и до создания на Алтае особой экономической зоны в регионе все было неплохо.

"Преимущество этой зоны в том, что она не возникла на пустом месте. Здесь уже существовала хорошая инфраструктура, и место пользовалось популярностью среди туристов",— считает директор TourEast Group Елена Алхименко.

В Минэкономразвития, конечно, считают это своей заслугой: "За последние годы здесь построены и введены в эксплуатацию 14 объектов инфраструктуры, функционируют искусственные водоемы для купания и рыбной ловли, два горнолыжных спуска, три круглогодичных гостиничных комплекса, а также мост через реку Катунь, соединяющий трассу "Чуйский тракт" с территорией ОЭЗ".

Пока что, правда, не все хорошо с безопасностью. "В горы одним лучше не ходить,— предостерег нашего корреспондента местный экскурсовод.— Там народ не в восторге от всех этих зон. Говорят, что хотят и дальше пасти баранов, а не мыть унитазы в гостиницах".

Отработанный успех

Людмила Максанова, руководитель Республиканского агентства по туризму республики Бурятия — другого, не менее успешного в плане туристско-рекреационных зон региона, подтверждает, что проблемы с местным населением есть, но их "очень мало".

"Туристическая сфера вообще очень помогает повысить уровень жизни региона,— говорит Максанова.— Помимо создания рабочих мест инвесторы работают над социальной инфраструктурой — отправляют работников сферы учиться за границу, строят для них дома, открывают детские сады и школы для их детей. В общем, делают все, чтобы человеку жилось и работалось комфортно". По ее словам, в Бурятии до создания ОЭЗ наблюдалась очень сильная миграция населения, которая прекратилась, как только республика стала позиционироваться как один из российских центров туризма.

Хотя ОЭЗ "Байкальская гавань" еще не заработала в полную силу, турпоток в Бурятию увеличивается на 30% в год — в два раза выше, чем на Алтае, но, с другой стороны, расти Бурятия принялась с меньших объемов — до недавнего времени туристы ехали только на запад Байкала. Пик туристической активности случился в прошлом году, когда были пожары в центральной части страны.

"Выбранная для ОЭЗ территория — не самая живописная и привлекательная на Байкале, но там сейчас есть все возможности для развития туризма, в первую очередь благодаря активным и грамотным действиям в этом направлении республиканского правительства",— уверена Елена Алхименко.

На данный момент затраты на создание инфраструктуры в зоне составили почти 2 млрд руб. Здесь числится девять резидентов, готовых вложить в регион еще около 40 млн руб.

Логика неудач

По мнению экспертов, основная причина неудач ОЭЗ заключается в неадекватности взявшихся за дело чиновников. "Есть три основные причины, затормозившие развитие зон,— рассказывает Елена Киселева,— это неразвитая инфраструктура, низкое качество человеческих ресурсов и, конечно, неэффективная политика местных администраций в области развития сектора".

Старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова по-другому оценивает проблему: "Четыре года — достаточный срок, чтобы понять, интересно это рынку или нет. И очевидно, что пока не очень интересно".

"ОЭЗ были сомнительным предприятием прежде всего потому, что нет никаких серьезных исследований спроса и предложения,— объясняет она.— Например, оценки спроса делались еще до кризиса, сейчас ситуация изменилась, но в концепции это никак не прописано. В Минэкономразвития полагают, что концепция развития готова и нужно работать с тем, что есть". Какой турпоток в регионе, какое будет конкурентное окружение, сколько гостиниц необходимо построить, чтобы все они получали прибыль — ни на один из этих вопросов инвесторам ответа не дают. "А в таком деле, как развитие региона, инвестор и так берет на себя определенный риск — работать там, где пока еще ничего нет. И для того, чтобы он на это пошел, у него должна быть четкая уверенность, что это будет гораздо прибыльнее проверенных проектов",— продолжает Смирнова.

Никто не видел таких расчетов и по новой федеральной целевой программе, на которую возлагают большие надежды в Министерстве туризма. Первые 2,5 млрд руб. в рамках новой ФЦП тем не менее планируется выделить уже в 2011 году. Список регионов уже есть. "Приоритетные туристские кластеры" будут созданы на сей раз в шести субъектах РФ: Ивановской, Псковской, Рязанской, Ростовской, Ярославской областях и в Алтайском крае.

Анна Васильева, Наталья Сергеева

18.07.2011

19.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов