Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

Облако морале

Начиная с осени Apple обещает прощение музыкальным пиратам — индульгенцию по замыслу Стива Джобса купит каждый пользователь за $25 в год. Похоже, наконец найдена модель, которая помирит звукозаписывающую индустрию и торренты. Теперь единственный шанс честных продавцов контента — удивить пользователя не по-пиратски качественным сервисом и удобным интерфейсом

Заоблачное звучание

Apple и раньше обвиняли в потворстве музыкальным пиратам. Десять лет назад, презентуя свой компьютер с пишущим дисководом, компания показала шикарный рекламный ролик для музыкального приложения iTunes. В концертном зале — всего один слушатель, зато на сцене — Игги Поп, De La Soul, Smash Mouth и еще целая толпа музыкантов. Главный герой заявляет: "Так, для этого диска я хотел бы вот какие песни... Игги, как насчет "Search and Destroy"?"

В 2001 году, конечно, сложно было кого-то удивить возможностью скопировать песни с разных дисков на компьютер и составить из них собственную компиляцию (например, в майкрософтовском Windows Media Player такая функция появилась намного раньше). Просто Apple первой построила на этом маркетинговую кампанию — Rip. Mix. Burn. Тут же развернулась дискуссия. Звукозаписывающие компании спешили объяснить слушателям: записывайте что угодно, но подарить такую пластинку или просто дать кому-нибудь послушать — преступление.

И вот чуть больше месяца остается до обещанной Стивом Джобсом легализации пиратской музыки. Называется это iCloud. Крупнейшие звукозаписывающие компании — партнеры Apple по iTunes Music Store смирились с неизбежным.

"Облачный" сервис, который запускается осенью, что-то вроде виртуального жесткого диска. Настоящая революция — это его музыкальная составляющая, iTunes in the Cloud. Приложение сканирует музыкальную коллекцию пользователя. Если песня присутствует в каталоге магазина iTunes (он содержит сейчас около 18 млн композиций), все устройства пользователя могут проиграть ее из "облака" или сохранить в памяти. Если в каталоге песни не оказалось, ее можно самостоятельно загрузить в "облако". Никто не спросит, откуда взялась загружаемая музыка. Даже если источник — самый одиозный торрент-трекер, музыкальная коллекция, попадая в "облако", тут же легализуется. Стоимость подписки — $24,99 в год. Это до 20 тыс. песен, примерно 80 Гб. iPod Classic, один из наиболее емких плееров, вмещает всего в два раза больше.

На самом деле музыка — только часть iCloud. Пользовательские документы, почта, фотографии, письма и много чего еще (например, закладки браузера) тоже размещаются на сервере Apple. Синхронизируется все автоматически. Данные привязаны не к конкретному устройству, а к учетной записи, то есть управлять содержимым "облака" можно при помощи любого устройства — iPad, iPhone, iPod Touch, Mac и даже PC.

В отличие от iTunes in the Cloud перечисленное ничего нового в себе не несет. У Apple есть похожий платный сервис — MobileMe, а есть и масса бесплатных, например кросс-платформенный Dropbox. "А вот iTunes in the Cloud —это прорыв, за $25 Apple, по сути, обещает предоставить нам вообще всю музыку,— говорит Борис Голиков, основатель онлайн-сервиса с музыкой и видео по подписке Fidel.ru.— Не понимаю только, как им удалось договориться с правообладателями, комментариев на этот счет пока нет". Почти наверняка партнеры Apple получат часть денег, собранных за подписку на сервис. Деньги небольшие, но это ведь абсолютно новая статья дохода. Кроме того, им полезно будет узнать, какую именно музыку подписчики захотят загрузить в "облачное" хранилище.

Будет странно, если в стороне останутся другие интернет-монстры — в первую очередь, конечно, Amazon и Google. "Естественно, они попробуют предложить нечто похожее,— считает один из ведущих российских блогеров Антон Носик.— Удастся ли договориться на схожих условиях с контрагентами — владельцами авторских прав? Это вопрос бабла. Не исключено, что в соглашениях с Apple прописаны эксклюзивность или какие-нибудь финансовые условия, которые приемлемы для Apple, но не подойдут Amazon и Google". Собственно, в презентации iCloud на сайте Apple уже есть сравнение с возможными аналогами. Небольшая табличка. В столбике Google пока только знаки вопроса. В столбике Amazon приведены цены: $50 в год за 5 тыс. песен, $200 — за 20 тыс. Имеется в виду сервис MP3s & Cloud Player. Но это не вполне корректное сравнение. Amazon ни о чем не договаривался с мейджорами. Пока пиратская музыка, попав в Amazon Cloud Drive, остается пиратской.

Понять и простить

За последние несколько месяцев в сеть до официальных релизов просочились новые альбомы Beastie Boys, Бейонсе Ноулз, Foo Fighters, Incubus. События, в общем, заурядные, такое происходит постоянно. Необычна реакция музыкантов, чьи пластинки продаются миллионами копий по всему миру. Все они высказались в одном ключе, даже капризная дива Бейонсе. Кража — это ужасно. Но к поклонникам, которые скачали песни в торрентах, не дождавшись официального релиза, никаких претензий.

Beastie Boys и Foo Fighters выступили совсем неожиданно — разместили на своих сайтах украденные записи в более высоком качестве. "Все это даже лестно... Меня больше не будет преследовать страх, что люди теряют интерес к музыке, а это ведь куда страшнее, чем падение продаж CD",— сказал Брэндон Бойд из Incubus на конференции онлайн-издания для гиков TechCrunch. Когда такие слова произносит музыкант, чьи пластинки стартуют на первых строчках чарта Billboard и потом становятся платиновыми, сложно спорить с тем, что мир изменился. Цифровая амнистия за $25 в год — очень своевременное предложение.

2 июля технологии BitTorrent исполнилось десять лет. Администраторов торрент-трекеров то приговаривают к тюремному заключению и штрафам, то оправдывают. Провайдеры пытаются воздействовать на конечных пользователей. Например, в Германии, по сообщению местной интернет-ассоциации ECO, провайдерам ежемесячно удается обнаружить до 300 тыс. нарушителей. Это, конечно, до смешного много. Стоит признать: изменилась культура потребления.

"Я бы исходил из такого принципа: наказаны должны быть люди, которые выстраивают на этом незаконный бизнес,— говорит член совета директоров Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексей Угринович.— До недавнего времени у нас была проблема с пиратством на физическом рынке, на рынке компакт-дисков. Диски эти не возникали из воздуха. Их производили на заводах, и все прекрасно знали, на каких именно. Но ловили за руку и наказывали несчастных продавцов-ларечников".

На торрентах вроде бы никто бизнес не делает. Как правило, реклама, которая присутствует на трекере, позволяет лишь компенсировать издержки. НФПФ предъявляет претензии интернет-компаниям. Год назад члены федерации ("Студия Монолит", "СБА/Гала Рекордз", "Сони Мьюзик Энтертейнмент" и "Юниверсал Мьюзик") опубликовали открытое письмо в адрес "Яндекса", Google, Mail.ru, объединенной компании "Афиши" и Rambler, а также "В контакте". Главная мысль: "Нарушение авторских прав возникает по совокупности действий пользователя и интернет-компании". Адресаты послания, как всегда, предложили спрашивать за использование нелицензионного контента с пользователей, так как сами они не имеют ни правовых оснований, ни технической возможности контролировать действия аудитории.

История не получила продолжения. Тем не менее на прошлой неделе аналогичный по содержанию документ опубликовало издательство "Эксмо". Письмо адресовано главе "Яндекса" Аркадию Воложу. Подписи кроме прочих поставили авторы бестселлеров Дарья Донцова, Татьяна Устинова и Александра Маринина, а также Леонид Парфенов и Андрей Макаревич. Они требуют исключить из поисковых результатов "Яндекса" пиратские сайты — Google, мол, это уже сделал.

Очень странное письмо. "Google — американская компания, а в Америке есть правила игры по поводу копирайта,— пишет в своем блоге Антон Носик.— В частности, есть закон DMCA (Digital Millennium Copyright Act; закон об авторском праве в цифровую эпоху.— "Деньги"), где процедура принятия мер по копирайтным претензиям четко прописана. И Google исполняет этот американский закон тем способом, какой выработали его корпоративные юристы. В России таких правил нет. В такой нелепой и дикой ситуации довольно логично "писателям" побороться за то, чтобы в России приняли нормальное законодательство".

Google начал фильтровать поиск в январе. В черный список попали такие ключевые слова, как torrent, BitTorrent, MegaUpload. Вводя в строке поиска, скажем, transformers 3, вы не обнаружите среди результатов ссылку на трекеры. Но если приписать в конце запроса слово torrent, первой на странице результатов будет ссылка на соответствующий ресурс. И уж конечно, если вы попросите Google найти что-нибудь по запросу "рутрекер", поисковик выдаст первой ссылку на главную страницу пиратского сайта. Статистика поисковика показывает, что антипиратский фильтр работает: среди результатов поиска ссылок на трекеры стало чуть ли не вдвое меньше. Но это не значит, что кто-то перестал пользоваться торрентами, просто ссылки на пиратские сайты теперь не видят те, кто и не собирался их посещать.

Лучше, чем пираты

Несколько месяцев назад, презентуя акцию по сбору пожертвований на запись альбома своей новой группы Zorge, Евгений Федоров, в прошлом возглавлявший Tequilajazzz, писал в ЖЖ: "Про ситуацию с рекорд-лейблами и продажами дисков мы с вами знаем все досконально, так как качаем музыку бесплатно и дружно — все без исключения". Эксперимент проходил в соцсети Kroogi, той самой, где "Аквариум" публикует последние альбомы для бесплатного скачивания, предлагая перечислить на счет группы любую сумму, если запись слушателю понравилась.

Альбом издадут в трех вариантах. Будут диски для участников акции и винил в качестве сувенирной продукции. Конечно, можно будет бесплатно скачивать песни в электронном виде. "Мы сделаем легкую оговорку, что возможны так называемые donation (пожертвования); года два назад мы с Tequilajazzz стали участвовать в этом, периодически какие-то отчисления получаем,— рассказывает Евгений Федоров.— То есть это работает. Но наш случай почти уникальный: у нас много слушателей в эмиграции. Для них привычное дело платить карточкой не очень большие деньги".

Что остается издателям, когда пиратов не победить и авторы начинают общаться с аудиторией напрямую? "Единственное, что можно противопоставить пиратам,— более удобный сервис,— говорит Борис Голиков.— Мы понимаем, что должны с ними конкурировать". Генеральный директор магазина электронных книг "Литрес" Сергей Анурьев тоже полагает, что легальный контент будет продаваться, если его упаковать лучше, чем пиратский: "Когда пользователь не задумывается, где взять книжку, в каком формате скачать, как открыть ее на том устройстве, которое он использует,— это хороший сервис, который может вытеснить пиратство".

Один из примеров, как пользователя можно заинтересовать качественным сервисом,— сайты с онлайн-видео. "В Америке вообще нет этой модной у нас практики пиратить DVD, потому что там очень много дешевого потокового видео типа Netflix,— замечает Антон Носик.— Чтобы американцы сидели и драли четыре гига себе на диск? Им это не надо. У нас тоже народец цивилизуется и полюбит платить за приятный ему онлайн-сервис".

Российские видеопорталы пока не могут похвастаться сумасшедшим ростом. " Западные правообладатели предлагают нашим видеопорталам один и тот же каталог за бешеные деньги",— объясняет Борис Голиков. В том же ключе ситуацию описывает генеральный директор Tvigle Media Егор Яковлев: "Пока российский контент получить значительно проще — наши продюсеры реальнее смотрят на вещи. Например, раньше открывают права".

Как бы то ни было, постепенно проясняется, кто кому в цифровую эпоху должен платить, а главное, кто готов это делать и за что.

Олег Хохлов, Анастасия Мелкина

18.07.2011

18.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов