Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

РУССКИЙ РЕПОРТЕР

Виртуальные войны

Как социальные сети делят между собой мир

Страничка в социальной сети стала для сотен миллионов людей фактически частью личности наряду с языком или цветом волос. Владельцы сетей стремятся заполучить к себе максимум пользователей. Идущая последние 5–7 лет конкурентная война охватила всю планету. Сейчас готовится очередное великое сражение — с конца июля должна начаться свободная регистрация пользователей в новой социальной сети Google+

01. Google Plus против Facebook

В последние годы сеть Facebook претендовала на статус главной социальной сети в мире. Сотни миллионов человек заводили в ней свои страницы, общались, смотрели фото и видео, читали новости, крутили романы, свергали политические режимы.

В большинстве стран количество пользователей Facebook уже превысило число пользователей всех прочих сетей (Россия, Китай и еще некоторые - исключение). Еще немножко - и Facebook стала бы синонимом социальной сети как таковой, как в свое время Xerox стал синонимом копирования. Но…

В июле крупнейший поисковик Google объявил о создании новой социальной сети Google Plus (G+). У нее есть несколько преимуществ. Например, пользователь может заносить своих друзей в разные "круги": "близкие друзья", "коллеги", "родственники", "друзья друзей", "моя баскетбольная команда", "девушки, с которыми я не спал" и т. д. Второй бонус - возможность видеообщения, то есть собеседника можно видеть, слышать, читать (разве что только не нюхать и щупать). И появились прогнозы, что новая социальная сеть сумеет потеснить Facebook.

- Пока ничего однозначного сказать про перспективы Google Plus нельзя, - комментирует Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ. - Сейчас в отпуск уезжаю, вот посмотрю, поиграюсь. Мое ощущение пока такое, что это более удачный инструмент. Правда, очень трудно внедрить новый продукт, но есть огромное количество людей, которые пользуются почтой Google…

Некоторые эксперты демонстрируют еще больший скепсис, учитывая, что Google создает собственную социальную сеть уже не в первый и даже не во второй раз. Были и Google Wave, и Google Buzz. Особого успеха они не имели.

- Вокруг чудовищное количество аналитиков, которые говорят, что у короля офигенное новое платье и что это смертельная угроза для Facebook. Трясись, Цукерберг! На мой взгляд, это смешно, - считает Антон Носик, создатель множества интернет-проектов.

По его мнению, возможность сортировать друзей по "кругам" и устанавливать разные уровни доступа к записям вряд ли может привлечь пользовательские массы, ибо "это не свойственно человеческой социализации".

А что касается видеосвязи, то ответ Facebook последовал незамедлительно - у них тоже появилась эта функция. Для этого был заключен союз еще с одним монстром - корпорацией Microsoft, которая не так давно купила компанию Skype.

Некоторые ходы Facebook совсем уж оригинальные. К примеру, глава компании Марк Цукерберг зарегистрировал свою страничку в конкурирующей сети: "Почему люди так удивлены, что у меня есть Google-аккаунт?"

 02. Facebook против "ВКонтакте"

В 2008 году была запущена русифицированная версия Facebook, и сейчас ее главным конкурентом на территории России считается "ВКонтакте". Несмотря на популярность во всем мире, российский пользователь не торопится регистрироваться на Facebook. По данным статистической компании Socialbakers, в последние три месяца количество новых пользователей Facebook практически не увеличилось.

- Понимаете, "ВКонтакте" и Facebook не являются прямыми конкурентами, - говорит Иван Засурский. - Это два разных сервиса. И на данный момент российская социальная сеть может предложить значительно больше функций, чем западная.

Однако, как полагают эксперты, об окончательной победе "ВКонтакте" говорить пока рано.

- Facebook направлен на обмен качественной информацией, здесь есть возможность получать новости из официальных источников: журналов, информационных агентств, музыкальных групп, - объясняет Владимир Логинов, генеральный директор коммуникационного агентства Market Hooligans.

Аудитории двух сетей не очень сильно, но все же различаются. Российский пользователь Facebook хоть и молодой, но старше 20 лет. Он хорошо образован, знает иностранные языки. Эта сеть привлекательна для тех, кого называют global Russians. "ВКонтакте" ориентирована на более широкую аудиторию, среди ее пользователей есть даже подростки 10-15 лет.

- Молодая аудитория - школьники, студенты первых курсов - активно использует "ВКонтакте" и другие социальные сети, причем одновременно. Но уже к концу обучения в вузе аудитория постепенно переходит в Facebook и теряет интерес к "ВКонтакте", а если и использует, то как бесплатное хранилище музыки и видео, - продолжает Логинов.

Вторая причина, по которой "ВКонтакте" может проиграть битву, - ее готовность подчиняться властям.

- Недавно стало известно, что эта социальная сеть закрывает группы белорусских оппозиционеров, - замечает Иван Засурский. - На мой взгляд, если сеть будет слишком сильно привязана к политике, она может заработать дурную репутацию.

Для свержения режима или просто оппозиционной деятельности Facebook подходит гораздо лучше.

03. "Одноклассники" против "ВКонтакте"

"ВКонтакте" и "Одноклассники" появились почти одновременно - в 2006 году. Первый сайт задумывался как социальная сеть для студентов и выпускников вузов и создавался по образцу западной Facebook, второй был рассчитан на бывших однокашников, которые хотят восстановить старые знакомства. Однако уже через год стало ясно, что аудитория выходит за обозначенные рамки. Так началась война.

"ВКонтакте" избрала стратегию постоянного обновления - как это любят сейчас говорить, модернизации. Только в течение 2007 года на сайте появились 32 новые функции. Сегодня это не просто социальная сеть, а огромная коллекция фильмов, музыки, игр и фотографий. Правда, далеко не все здесь лицензионное, но, судя по тому что сетью пользуются больше 100 миллионов человек, это мало кого волнует. Конкурировать с такими показателями крайне сложно.

"Одноклассники" избрали путь консерватизма и не стали отходить от первоначальной идеи.

- Недавно эта социальная сеть сделала заявление, что их цель - привлечение людей "старшей" возрастной категории: 35-45 лет, - рассказывает маркетолог Максим Шпон. - Через десять лет основная масса их аудитории уже окажется пенсионерами, и этот контингент будет полностью их.

- Для многих "Одноклассники" стали поводом начать пользоваться интернетом, - вторит Иван Засурский. - Сейчас основной рост аудитории происходит за счет людей старше 45 из регионов. Потому что все остальные уже в онлайне.

04. QZone против Facebook

Появившаяся на свет в 2005 году китайская социальная сеть QZone долгое время оставалась самой крупной в мире. Так, еще в 2009 году в ней были зарегистрированы порядка 376 млн человек. В то время у Facebook было всего 175 миллионов. Китай есть Китай, он большой.

В 2008 году Марк Цукенберг решил завоевать Поднебесную, предварительно переведя Facebook на китайский. Но знание языка противника ему не помогло. Почти сразу после перехода китайской границы Facebook была частично заблокирована местными властями. Все попытки американцев снять блокировку оставались тщетны, а в начале этого года в стране отключили еще и Skype.

Что интересно, даже главная фишка Facebook - бесплатность - не смогла переломить ход войны. В QZone большинство функций платные, а полный доступ можно получить лишь за 10 юаней в месяц (около 45 рублей). Этот факт отражает всю политику китайских властей, которые не против крупного бизнеса, но только того, который живет по их законам и выполняет поручения партии. Сейчас корпорация Ма Хуатэна вышла на третье место в мире и активно скупает активы за рубежом, в том числе в России.

Заставить китайцев переметнуться в Facebook у американцев пока не вышло, но они не оставляют попыток. Сейчас речь идет о новом совместном проекте, готовящемся вместе с крупнейшим  китайским поисковиком Baidu (что-то вроде нашего Яндекса). Это будет не совсем Facebook, а скорее "китайская социальная сеть Марка Цукерберга".

05. Cloob против всех

Основанная в 2004 году иранская социальная сеть Cloob долгое время оставалась незамеченной в тени своего зарубежного собрата - сети Orkut, принадлежащей Google и охватывающей около 3,5 млн иранцев.

Победа Cloob напоминала блицкриг. В 2006 году правительство объявило западный Orkut угрозой для иранского общества и заблокировало его по всей стране. После разгрома конкурента Cloob стала самой популярной и единственной сетью на территории Ирана.

На главной странице Cloob гордо именует себя "Иранским виртуальным обществом", а ниже уточняет, что все содержимое находится под контролем в соответствии с иранскими законами и правительственной цензурой.

Сеть отвечает всем требованиям времени: виртуальные деньги, видеочаты, игры. И пока в стране действует правительственная цензура интернета, победоносному шествию единственной иранской социальной сети ничто не угрожает. Сегодня зарубежные социальные сети в Иране недоступны.

06. MySpace против Facebook

В июне MySpace - некогда самая популярная социальная сеть, появившаяся за год до основания Facebook, - была продана за смешные 35 млн долларов. Facebook сейчас оценивается в 200 раз выше.

MySpace изначально ориентировалась на творческую аудиторию: художники, музыканты, фотографы. Здесь можно было послушать музыку и посмотреть видео, благодаря этому MySpace выиграла войну с одной из первых социальных сетей - Friendster.

Но уже к 2009 году проиграла ее Facebook. Цукерберг смог наладить работу в своей компании так, что новые функции появлялись постоянно, в то время как MySpace сделала редизайн лишь однажды - в 2008 году, да и то не предложив своим пользователям ничего принципиально нового.

- Они слили воду собственноручно, в своем собственном сервисе, а не какой-то злой дядька пришел снаружи и все отобрал. В интернете эта конкуренция не работает, потому что нет одеяла, которое нужно на себя перетягивать, - подтверждает Антон Носик.

О неудавшейся экспансии в Россию в начале 2008 года MySpace пожалела уже через полтора года. Сейчас ей принадлежит порядка 5% от общего числа пользователей социальных сетей, и, видимо, это цифра будет только уменьшаться.

07. Белоруссия против всех социальных сетей

В ночь со 2 на 3 июля в Белоруссии были заблокированы социальные сети "ВКонтакте" и Facebook. Именно с их помощью оппозиция организовывала акции протеста против Лукашенко. Из 200 тысяч участников группы "Революция через социальную сеть" к 3 июля осталось лишь 200. Но так просто задавить виртуальную оппозицию не получилось: люди начали регистрироваться заново - на момент подписания номера в печать в "революционной" группе состояли уже больше 30 тысяч человек.

Правительство страны и раньше предпринимало попытки ввести контроль над интернетом. Так, в начале прошлого года был подписан указ "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет", в котором белорусам запретили размещать свои сайты на иностранных серверах, качать нелегальный контент и передавать по Сети секретные документы. А власти получили право читать личную переписку пользователей для пресечения нелегальной деятельности в интернете. Но даже эти драконовские меры не очень помогают. Все-таки Белоруссия не Китай и не Иран.

Дарья Головина, Мария Еремина, Тимур Юсупов

14.07.2011

14.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов