Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Эксперт

Лучшее – позади

Новая волна роста российского авторынка может столкнуться со старыми проблемами

В первом полугодии 2011-го продажи легковых автомобилей повысились по сравнению с прошлым годом более чем на 50%. Это не может не радовать продавцов машин, но для производителей и импортеров столь бурная динамика – всегда испытание. В случае ошибок в прогнозах запланированные еще год назад объемы производства и поставок быстро не увеличить, что может привести к образованию очередей. Связанные с известным стихийным бедствием проблемы в автопроме Японии вызвали дефицит некоторых компонентов и остановку конвейеров не только на заводах японских компаний. Завершение российской программы утилизации тоже не добавляет оптимизма. В этих условиях перспективы сохранения столь высоких темпов роста отечественного рынка в целом и петербургского в частности сомнительны.

Высокий сезон

По данным аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе-мае 2011 года в Петербурге продано 69,8 тыс. новых легковых автомобилей, что на 60% (на 26,2 тыс. машин) больше, чем за первые пять месяцев прошлого года. Продажи легковых авто в городе в первом полугодии увеличивались непрерывно. Так, в марте было реализовано 15,75 тыс. автомобилей, в апреле – 16,76 тыс., а в мае – уже 17,35 тыс. машин.

«Объемы продаж легковых автомобилей в Петербурге вплотную приблизились к докризисным показателям 2008 года, когда ежемесячно продавалось в среднем по 18 тыс. штук, – рассказывает директор „Auto-Dealer-СПб“ Михаил Чаплыгин. – Летом продажи, вероятно, несколько снизятся, однако осенью начнут расти опережающими темпами, в том числе за счет ввода новых мощностей на российских заводах иностранных компаний».

В структуре продаж легковых автомобилей в Северной столице на иномарки приходится почти 90%, в то время как по России в целом их доля не превышает 70%. Тем не менее в целом за первое полугодие лидером продаж остается Lada. Лишь в отдельные месяцы иностранным маркам удавалось опередить российского производителя: в феврале петербургским лидером продаж стал Nissan, а в мае первую строчку занял Chevrolet.

Член совета директоров группы «Лаура» (дилер GM) Михаил Логутенко объясняет рост продаж Chevrolet наличием автомобилей и отсутствием дефицита бюджетных моделей в условиях повышающегося спроса. Самыми продаваемыми он называет Lacetti калининградской сборки и Cruze, выпускаемый в Петербурге, которые в совокупности занимают до 80% общего объема продаж.

Некогда самая популярная иномарка Петербурга – Ford – пока находится на восьмом месте. И это не петербургская специфика, а общероссийская тенденция: в целом по стране Ford также восьмой. «Что касается снижения популярности Ford Focus II, то причина этого очень проста – все ждут Ford Focus III», – считает директор по связям с общественностью «Форд Россия» Екатерина Кулиненко. Цены на новую модель производитель объявил в начале июня.

Новинки этого года оказывают значимое влияние на рынок. Продажи Hyundai Solaris стартовали лишь в начале этого года, но уже в апреле модель стала одной из самых продаваемых иномарок в России. Однако вряд ли новинки смогут заменить такой мощный драйвер рынка, как программа утилизации, которая завершилась в июне.

Утилизации конец

За год и три месяца работы программы утилизации скидкой на покупку нового автомобиля воспользовались 600 тыс. человек, то есть примерно каждая третья новая машина реализована в рамках этой госпрограммы. Ее популярность оказалась столь велика, что аналогичные программы стали использовать некоторые продавцы грузовиков, тракторов и даже холодильников.

В европейских странах и США, практиковавших подобные программы, их завершение становилось потрясением для авторынка: продажи переставали расти и даже падали. В России тоже можно ожидать некоторого снижения, однако оно коснется ограниченного числа марок – в основном тех, значительная доля которых продавалась именно в рамках программы утилизации.

Около 80% всех утилизационных сертификатов использованы на покупку моделей АвтоВАЗа. И это оказало значительное влияние на жизнь предприятия: продажи подскочили в полтора раза, работавший в убыток завод стал получать прибыль. Теперь же популярность его продукции может пойти на убыль. Уже в мае, когда в целом продажи авто в Петербурге выросли по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 51%, а в программе утилизации произошла технологическая пауза, Lada начала отставать от рынка.

На иномарки в рамках программы утилизации пришлась не такая большая доля продаж. Renault собрал 7,3% утилизационных сертификатов, Skoda – 5,3, Ford – 2,3%. Однако в абсолютных цифрах это существенные величины. Так, французская марка реализовала по программе около 44 тыс. машин, а это почти каждый второй проданный автомобиль Renault.

Однако программа утилизации – не единственная мера господдержки автомобильного рынка. В конце января 2011 года возобновлена программа льготного автокредитования.

Откуда дровишки

Государственная программа субсидирования потребительских автокредитов стартовала в России в разгар кризиса в марте 2009 года. По условиям участия в программе льготного автокредитования кредит предоставлялся на покупку легкового автомобиля российского производства стоимостью до 600 тыс. рублей. Первоначальный взнос составляет 15%, субсидируемая государством ставка – 6%, срок погашения кредита – 36 месяцев.

В 2010 году программа была возобновлена в конце февраля и выдача автокредитов по субсидированным государством ставкам более чем вдвое превзошла результаты предыдущего года и обеспечила порядка 9,5% продаж в стране. По оценкам агентства «Автостат», госпрограмма льготного автокредитования занимает 30% объемов автокредитования в целом. Перечень машин, доступных по этой программе, продолжает расширяться: в 2011 году в него включены еще три модели – Hyundai Solaris, Fiat Linea и Chevrolet Lacetti. По данным Минпромторга России, на 24 июня этого года банки приняли 243,1 тыс. заявок и выдали 104,3 тыс. автокредитов по субсидированным государством ставкам.

Поддерживают рынок и корпоративные кредитные программы. Так, увеличение объемов продаж автомобилей Skoda в России и Петербурге связано не только с программой утилизации, но и с популярностью специальной программы кредитования Skoda Credit. В мае 39% объема продаж автомобилей Skoda в России составили сделки с использованием этой программы. «Хендэ Мотор СНГ» с 1 июля запустила новую кредитную программу Hyundai Finance под названием «Solaris за 9999 рублей в месяц» для покупателей Hyundai Solaris. Ford Credit – программа кредитования физических лиц на приобретение новых автомобилей Ford у официальных дилеров, которая включает в себя не только участие в государственной программе, но и «Специальное предложение на Ford Focus III».

Большинство специалистов полагают, что кризис на авторынке близок к завершению, господдержка, призванная помочь игрокам в сложный период, уже сделала свое дело. Однако кризис не прошел бесследно, в частности остается возросшая чувствительность рынка к стоимости автомобиля.

Послевкусие кризиса

По информации «Автостата», в 2011 году самыми популярными в России вновь стали автомобили класса «С» (так называемый гольф-класс), которые заняли 37% рынка. На втором месте идет класс «В» – 28%. Замыкают тройку лидеров кроссоверы – 25%. На городские машинки класса «А» приходится всего около 2%, примерно такой же показатель у мини-вэнов.

А вот доля седанов и универсалов класса «D» по европейской классификации на рынке упала с 3,7 до 2,7%. Потеря 1% за год – это довольно много, уверяют аналитики. Мало того, снизилась с 2,5 до 2,3% и доля бизнес-седанов класса «Е». Ситуация с представительскими авто класса «F» осталась без изменений.

Российские потребители постепенно отказываются и от автомобилей, оснащенных моторами объемом более двух литров. Если в прошлом году доля таких машин составляла 26,6%, то по результатам первых четырех месяцев текущего года – 25,3%.

Так что последствия кризиса, некоторое снижение реальных доходов населения и рост цен на бензин приводят к тому, что петербуржцы при покупке новых машин все чаще предпочитают компактные и экономичные бюджетные модели. В результате в Северной столице наблюдается некоторый дефицит бюджетных машин, особенно Renault и Hyundai. В настоящее время срок ожидания Hyundai Solaris – от двух до девяти месяцев, в зависимости от комплектации, так как завод не успевает за спросом.

Производство – всему голова

По данным «Auto-Dealer-СПб», в мае 2011-го петербургские автомобильные предприятия Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai выпустили 18,9 тыс. автомобилей, что в 4,2 раза больше, чем за май прошлого года.

Однако по сравнению с апрелем объемы майского производства сократились на 2 тыс. машин. «Причиной этого стала недельная остановка с 30 мая завода Nissan в связи с недостатком комплектующих, а также меньшее количество рабочих дней из-за майских праздников, – говорит Михаил Чаплыгин. – В течение лета, по нашим прогнозам, падение темпов производства продолжится из-за трех нерабочих дней на заводе Nissan в начале июня и традиционных коллективных отпусков на всех автомобильных предприятиях города в июле и августе».

Несмотря на некоторое снижение объемов производства, по сравнению с 2010 годом петербургский автопром демонстрирует удивительную динамику. В январе-мае в городе произведено 78,8 тыс. машин (больше, чем за аналогичный период прошлого года, в четыре раза), что уже превысило показатели за весь 2010-й, когда было собрано 69,4 тыс. В результате доля петербургского автопрома по отношению к общероссийским объемам производства легковых автомобилей выросла и по итогам первых пяти месяцев составила 11,8%, а среди легковых машин иностранных брендов, собираемых в стране, на город приходится уже 38%.

Для преодоления дефицита петербургский завод Hyundai планирует с 15 августа ввести третью рабочую смену. Как сообщает пресс-служба российского представительства марки, при трехсменном режиме работы предприятие будет выпускать до 13 тыс. автомобилей в месяц, что позволит сократить срок ожидания востребованного на рынке Hyundai Solaris. Отметим, что с апреля, после запуска второй смены, с конвейера завода сходит до 10 тыс. машин в месяц. На объем 13 тыс. предполагается выйти уже в сентябре.

Этим планам может помешать намерение «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» также с 15 августа 2011 года приступить к серийному производству специально созданного для России Kia Rio. Эта марка в последнее время стала одним из лидеров отечественного рынка, и, как сообщает компания, до конца текущего года будет изготовлено 20 тыс. автомобилей Kia Rio.

Всеволожский завод Ford приостановил производство до 15 июля – на время коллективного летнего отпуска, а по его завершении начнет выпуск нового Ford Focus III с кузовом «пятидверный хэтчбек». Заказы на него петербургские дилеры принимают уже с июня, а клиентам первые автомобили поступят в августе. Стоимость Focus третьего поколения – от 499 тыс. рублей.

В нормальной комплектации цены на Ford Focus III разных модификаций составят 600-800 тыс. рублей, так что некоторым поклонникам модели, воспринимавшим ее как лучшую иномарку за доступные деньги, придется перестраиваться. Машина приобрела новый яркий дизайн, более качественный салон и системы, ранее недоступные для данного сегмента. При этом Ford сохранил адекватную ценовую политику, однако из сегмента бюджетных моделей стоимостью до 500 тыс. рублей Focus, скорее всего, вышел.

АвтоВАЗ, пока еще лидирующий на российском рынке по объемам продаж в натуральном выражении, в текущем году планирует реализовать 590 тыс. автомобилей Lada. Тем не менее, по расчетам «Автостата», доля предприятия на российском рынке относительно прошлого года снизится на 4,4% и составит чуть меньше 25%. И этот прогноз следует рассматривать как оптимистичный.

Сборка иностранных марок на АвтоВАЗе пока так и не началась, зато с июля 2011 года на базе завода запущено производство современных инвалидных колясок. Им будет заниматься немецкая компания «Отто Бокк сервис», широко известная в мире качеством своей продукции. Объемы выпуска колясок будут увеличены с 10 тыс. в 2011-м до 40 тыс. в 2014 году, при этом предполагается, что немецкая компания локализует производство инвалидных колясок на территории РФ. И такая «диверсификация» ждет многие отечественные машиностроительные компании, теряющие родной рынок под напором более качественной зарубежной продукции.

По оценкам экспертов, лидером среди иномарок по итогам года может стать Hyundai. Широкий ассортимент и интерес к модели Solaris позволит корейской компании продать порядка 160 тыс. легковых автомобилей. Chevrolet, по мнению аналитиков, займет второе место, реализовав около 155 тыс. авто. На 5 тыс. машин меньше, чем Chevrolet, продаст Kia, заняв, таким образом, четвертое место. Пятерку лидеров замкнет французская Renault c годовым результатом 145 тыс. автомобилей. Хорошие продажи в этом году покажут Ford (112 тыс.), Toyota (110 тыс.), Nissan (110 тыс.), Volkswagen (86 тыс. машин).

До рекордных темпов увеличения продаж на 80% за год российский авторынок с его сегодняшними объемами не разгонится. Более того, специалисты предвидят даже некоторое снижение динамики продаж и ожидают, что в целом рынок новых легковых автомобилей вырастет в 2011 году лишь на 34% и составит 2,38 млн машин. Петербургские дилеры просто обязаны продать десятую часть этого объема.   

Санкт-Петербург

Николай Демидов

12.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов