Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Возвращение ремесленников

Консолидация рынка телекоммуникаций не оставляет мелким игрокам шансов. Они либо поглощаются «крупной рыбой», либо уходят в узкие сегменты

Итоги развития рынка телекоммуникаций в первом квартале 2011 года показывают продолжающийся рост числа абонентов и технологическое развитие операторов связи и провайдеров. Согласно данным консалтинговой группы «IKS-Consulting», по широкополосному доступу в Интернет (ШПД) наблюдается рост во всех крупнейших городах Сибири, причем лидирующие позиции занимают Барнаул и Красноярск (что связано в первую очередь с пока еще сохраняющимся отставанием этих городов по покрытию ШПД от сибирских миллионников — Новосибирска и Омска). Последний при учете почти миллионного населения и пока лишь третьего места в Сибири по числу абонентов ШПД (в два раза меньше, чем в Новосибирске, и в полтора раза меньше, чем в Омске), можно считать наиболее перспективным городом округа в области развития широкополосного Интернета.

Важнейшие тренды, наметившиеся на рынке ранее, в 2011 году остаются прежними. В первую очередь речь идет о консолидации активов и технологическом развитии (вывод на рынок новых услуг и технологий). В «группу риска» в таком случае попадают небольшие провайдеры. В перспективе они вынуждены будут встать перед выбором — либо продать бизнес, либо бороться за специализированные ниши, в силу ряда причин неинтересные крупным операторам.

Вынужденная передышка

Перспективам развития рынка телекоммуникаций Сибири и Новосибирской области был посвящен круглый стол «Сибирский рынок телекоммуникаций», проведенный аналитическим центром «Эксперт-Сибирь» в конгресс-центре DoubleTree by Hilton. Участники круглого стола подтвердили все тенденции в отрасли, которые отмечались на протяжении последнего времени. Хотя выяснилось, что если процесс технологического развития не останавливается, то консолидация игроков рынка в рамках крупных компаний фактически сошла на нет. И если в последний год на рынке наблюдался целый ряд судьбоносных объединений (ликвидация «Сибирь­телекома», объединение МТС и «Комстара» с дальнейшим присоединением новосибирского провайдера «Сити­ХоумНет», экспансия федерального оператора «Энфорта» в Кузбассе), то сегодня о подобных сделках ничего не слышно. Причем случались и неудачи: переговоры по продаже ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») новосибирского провайдера «Новотелеком» в мае этого года были прерваны. На данный момент крупные игроки признают: планы по дальнейшей консолидации активов у них есть, но конкретных объектов для покупки они пока не видят.

При этом, по расчетам «IKS-Consulting», почти половина рынка все того же ШПД в Интернет в Новосибирске принадлежит независимым провайдерам. Так, из 344 тыс. абонентов, имеющихся в Новосибирске, 97 тыс. подключены к «Новотелекому», еще 54 тыс. — к «Сибирским сетям». Это 43% рынка столичного для Сибири города. Версий, объясняющих сохранение определенного статуса-кво, по меньшей мере две. Первую можно назвать подходом крупных игроков. Суть ее в том, что на определенном этапе присоединять небольших игроков невыгодно из-за технологического несоответствия — плохое качество сетей, обслуживания присоединяемых компаний. «Сети региональных компаний не адаптированы к новым требованиям качества инфраструктуры. Эффективнее сейчас строить новые собственные сети», — констатирует коммерческий директор ЗАО «Зап-Сиб­Транстелеком» (бренд «ТТК-Западная Сибирь») Борис Плетнев.

Вторую версию озвучивают представители самих независимых операторов. Они говорят о том, что выгода от присоединения небольших игроков с точки зрения прибыльности бизнеса далеко не очевидна. Такую позицию поддерживает и директор в сибирском регионе ООО «Престиж-Интернет» (бренд «Энфорта») Муслим Мухамедияров: «В мире не так много компаний, которые дали своим владельцам синергетический эффект после слияния. Компании разные, с разной стратегией ведения бизнеса и корпоративной культурой, тем более что опыт сосуществования на одном рынке небольших и крупных игроков имеется».

Разделенные технологии

Вместе с тем, сохраняя подобный статус-кво, компании неизбежно столкнутся с проблемой технологического развития, которую, в силу все возрастающих затрат на оборудование и разработки, сегодня могут полноценно решать помимо государства только крупные компании. «Только у них в силу высокой стоимости всех процессов есть ресурсы для закупки оборудования для транспортировки, хранения и доставки информации», — отмечал в интервью «Эксперту-Сибирь» директор Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета Геннадий Цибульский.

Например, в области развития перспективных ныне «облачных технологий» работать может исключительно «крупняк», небольшие операторы такого позволить себе попросту не могут. В Новосибирске для этих целей сегодня действуют два крупных Центра обработки данных (ЦОД) — в структуре «Ростелекома» и Сибирском филиале оператора «МегаФон». «Мы предлагаем компаниям услуги удаленного центра обработки данных с необходимыми системами охлаждения и гарантией стабильной работы. Небольшие компании себе такого позволить, конечно, не могут», — отмечает первый заместитель директора Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Олег Федоров. Развивает свой центр и «Ростелеком». До конца этого года планируется расширение второй серверной комнаты (при том что площадь ЦОД и сегодня 6 тыс. кв. м — втрое больше, чем у «МегаФона»).

Вообще, конечная цель операторов «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «МегаФон»), как и любой крупной компании, понятна — речь идет о том, чтобы предоставлять клиенту (как частному, так и корпоративному) полный пакет услуг по принципу «одного счета». С бытовой точки зрения, получение от одного оператора всех услуг связи удобно, однако независимые операторы отмечают, что такая стратегия рискованна. Любой бизнес старается уменьшить риски, поэтому тенденция очевидна — крупные компании выбирают несколько подрядчиков. Поэтому мы можем констатировать появление на рынке «ремесленников-профессиона­лов» — компаний, которые занимаются отдельными отраслями и направлениями телекоммуникаций.

Собственно, если посмотреть на деятельность уже существующих независимых игроков, подобную специализацию сложно не заметить. Например, группа компаний «Мегаком» ориентирована на корпоративный сегмент, «Сибирские сети», напротив, работают преимущественно с физическими лицами, и даже лидер новосибирского рынка «Новотелеком» с 1 мая этого года отказался от подключения новых абонентов к услуге телефонии, по-видимому, сосредоточившись на ШПД.

Вопрос выбора

Несмотря на дороговизну, именно технологическое развитие отрасли создаст благоприятную почву для появления и развития небольших и средних независимых операторов. Схема, при которой «малыши» будут обслуживать разработки крупного бизнеса или специфические отрасли, не нова, и, говоря о модернизации и развитии инновационного бизнеса в России, ее упоминают как перспективную. Очевидно, в этих процессах не исключение рынок телекоммуникаций. Речь идет и о присоединении к крупным проектам (вроде «Электронного правительства»), и о развитии на базе появляющихся технологий. Впрочем, участие в крупных проектах для телекоммуникационного бизнеса — пока вопрос перспективы. Так, в проекте «Электронного правительства» малый бизнес потенциально может принимать участие. Но в плане, подписанном Президентом, до 2013 года таких направлений пока нет.

Другое дело — развитие собственных уникальных технологий. Здесь небольшие игроки имеют специфические преимущества перед крупным бизнесом. «Если мы говорим о развитии новых поколений связи, то важно заметить — пока операторы «большой тройки» не возвратят те инвестиции, которые они потратили на введение стандартов связи «третьего поколения», они не будут внедрять стандарты «четвертого поколения». Поэтому развитие технологий — это не вопрос потребностей клиента», — говорит коммерческий директор «Tele2 Новосибирск» Павел Королев. В связи с этим именно небольшие игроки находятся в выгодном положении — необходимость возврата инвестиций перед ними не стоит. Поэтому они должны быть готовы развиваться в своих направлениях — благо, что все отрасли телекоммуникаций даже в кризис просели несущественно. «Мы будем продолжать строительство оптоволоконных сетей, чтобы быть ближе к потребителю», — прогнозирует директор группы компаний «Мегаком» Эдуард Швец. Кроме того, приоритетными отраслями для технологического развития, по мнению экспертов, можно считать мобильное телевидение, систему электронных мобильных платежей, контент-услуги (игры и другие приложения), а также развитие новых стандартов связи.

Существует и еще один путь развития независимых операторов — выход на неосвоенные территории. Как справедливо отмечает начальник отдела телекоммуникаций департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Александр Стафеев, крупные игроки до сих пор не пришли на эти рынки из-за низкой маржи от деятельности — в больших городах априори можно заработать существенно больше, чем в селах. «Вместе с тем из тридцати районов области только в пяти, по данным на начало 2011 года, все население имеет возможность пользоваться современными телекоммуникационными услугами. Оставшиеся двадцать пять районов — хороший полигон для роста», — заключает Стафеев.

Сергей Чернышов

Эксперт

30.06.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов