Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Со всей неизбежностью

Грамотно выстроенный HR-бренд компании способен привлечь в нее нужных специалистов без существенного завышения заработной платы. В условиях возвращения рынка соискателя это особенно актуально

В отношении ключевых тенденций рынок труда Санкт-Петербурга не отличается от общероссийского, – заявляет президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. – И, пожалуй, один из самых значимых трендов здесь – рост количества вакантных рабочих мест». Статистика Superjob.ru красноречиво свидетельствует об этом: за последние 11 месяцев число опубликованных вакансий выросло почти на 70% (соотношение вакансий на май 2011 года к июню 2010-го). За этот период самая низкая активность работодателей отмечена в новогодний период (декабрь 2010 года), но даже в предвкушении зимних каникул рынок труда был оживленнее, чем в начале прошлого лета.

Кроме того, одной из интересных особенностей развития рынка в 2011 году стало небывалое оживление компаний уже в январе. Прирост количества вакансий значительно превысил показатели второго полугодия 2010-го. В феврале активность работодателей несколько упала, однако в целом сохранялась на весьма высоком уровне. А по итогам мая вакансий размещено на 17% больше, чем в январе.

Другой крупный портал – НеadHunter – представляет похожую картину: пик активности работодателей пришелся на январь 2011 года, затем последовал февральский спад, но с начала весны пошел плавный рост количества вакансий. Хотя, по информации hh.ru, майские показатели все же не смогли превысить январские. Это, однако, общую ситуацию не меняет. «К концу весны 2011 года объем спроса на рынке труда Петербурга вышел на докризисный уровень и сохраняет восходящий тренд, что дает основания для позитивных прогнозов, по крайней мере на ближайший год», – полагает директор «HeadHunter: Санкт-Петербург» Юлия Сахарова.

Что же касается соискателей, то на данный момент их активность на 60% выше, чем в предкризисном августе 2008 года. Хотя в пиковые моменты – в сентябре 2009-го и октябре 2010-го – число резюме превышало докризисный показатель более чем в два с половиной раза. Однако с октября прошлого года предложение на рынке труда постепенно снижается (хотя и со значительным всплеском в январе 2011-го). Эксперты склонны объяснять это сезонным фактором: традиционно весной и летом люди не слишком рьяно занимаются поиском работы.

В мире рейтингов, индексов и показателей

Рассматривая структуру спроса и предложения, можно понять, что ситуация здесь традиционная для Петербурга. Наибольшее количество вакансий открыто в области продаж: показательно, что 20% размещаемых на hh.ru вакансий относится именно к этой сфере деятельности. Лидируют продажи и на Superjob.ru. При этом следующие позиции в профессиональных рейтингах порталов уже отличаются. Так, на hh.ru на втором месте c большим отрывом идет отрасль ИТ и телекоммуникаций, в то время как на Superjob.ru она только на девятой позиции, а вторую держит административная работа. Третье место на обоих порталах принадлежит бухгалтерии и финансам. Ранжирование остальных профессиональных сфер вновь различается, хотя и незначительно. Весьма показательно, что десятка лидеров двух порталов совпадает. Помимо уже указанных сфер в нее входят строительство и недвижимость, промышленность, транспорт и логистика, туристический и гостинично-ресторанный бизнес, маркетинг, реклама и PR (как объединенные в одну сферу), банки, лизинг и инвестиции.

Однако значительную динамику прироста объема вакансий можно видеть в других областях. Так, в сфере продаж она составила всего 13% за прошедший год (по данным hh.ru), поскольку рынок здесь не испытывает дефицита профессиональных кадров. Зато активно увеличивается спрос на молодых специалистов (на 88% по сравнению с первой половиной прошлого года), специалистов по добыче сырья (на 75%, что связано в первую очередь с перемещением головного офиса компании «Газпром» в Санкт-Петербург), в банковской сфере (на 64%), в области HR и безопасности (на 59%). Следующие за ними автомобильный бизнес, а также туристическая и гостинично-ресторанная сфера идут с существенным отрывом – в них прирост составляет 49 и 47% соответственно. Не изменились показатели спроса в медицине и фармацевтике, однако мероприятия городской администрации по развитию фармацевтического кластера могут повлиять на эту ситуацию.

Наиболее сложная ситуация с соискателями, по информации Superjob.ru, в государственном управлении (31,8 резюме на одну вакансию), средствах массовой информации (21,1 резюме) и юриспруденции (15,4 резюме). Индекс HeadHunter, показывающий ситуацию со специалистами на рынке, дополняет картину. Если индекс больше единицы, то количество соискателей превышает число вакансий в указанной сфере. Так, в области работы в некоммерческих организациях индекс составляет 11,8 (то есть резюме в 11,8 раз больше числа вакансий), искусства, развлечений и массмедиа – 6,5, науки и образования – 5,2. Велика конкуренция также среди топ-менеджеров (индекс 10,2) и молодых специалистов, начинающих карьеру (индекс 6). Причем интересно, что, несмотря на очень высокую динамику вакансий для молодых специалистов (рост на 88%), число соискателей здесь все равно в шесть раз больше количества предлагаемых рабочих мест.

Обратная ситуация в фармацевтике, страховании и с рабочими специальностями – в этих сегментах, по наблюдениям Superjob.ru, на одну вакансию приходится менее трех резюме. HeadHunter фиксирует такую же статистику в сферах инсталляции и сервиса (индекс 1,1), консультирования (1,6) и ИТ- и телекоммуникаций (1,7). Не выше данный показатель в продажах – всего 1,8. В случае с двумя последними это объясняется очень большим спросом на профессионалов, подкрепленным почти таким же высоким предложением. В остальных – нехваткой квалифицированных кадров, соответствующих требованиям работодателя, что и порождает конкуренцию за такого рода специалистов.

«В целом петербургский рынок труда характеризуется высокой активностью соискателей, но при этом низкой релевантностью находящихся на рынке резюме открытым вакансиям, – резюмирует Юлия Сахарова. – Работодатели предъявляют все более серьезные требования к кандидатам и готовы предлагать конкурентоспособную заработную плату, но хотят получать за свои деньги действительно квалифицированных сотрудников. В то же время основную массу активных соискателей составляют молодые специалисты, выпускники вузов с минимальным опытом или вообще без опыта, поэтому по многим профессиональным сферам можно наблюдать дефицит квалифицированных кадров. Специалисты, соответствующие требованиям работодателей, в основном трудоустроены и интересуются новыми предложениями на рынке труда только с точки зрения сравнения заработных плат».

У них и у нас

Несмотря на заверения, что в целом ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга не отличается от общероссийской, искус сравнить положение дел в Северной столице и других близлежащих крупных городах все же велик. Первый кандидат на такое сравнение – конечно же, Москва. К этому подталкивает и статус Москвы и Петербурга как двух столиц, и неискоренимые дискуссии о том, где все-таки лучше работать – в городе на Неве или в Первопрестольной.

«Основные тенденции, такие как рост количества вакансий, снижение показателя соотношения „предложение – спрос“, характерны как для Москвы, так и для Петербурга, – убежден Алексей Захаров. – Некоторые различия существуют в перечне наиболее востребованных специалистов, но и они незначительны. Так, в Петербурге несколько более востребованы квалифицированные рабочие (третье место против пятого в Москве). Также можно отметить более высокий уровень оплаты труда в Москве: зарплатные предложения столичных работодателей выше в среднем на 18-20%. В целом же состояние рынка труда в двух городах весьма схоже».

Юлия Сахарова, в свою очередь, указывает и на другие различия: «В Москве ощутимо снижается спрос в медицине и фармацевтике, а также в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе. Кроме того, в столице за год значительно вырос спрос на топ-менеджеров (на 53%), тогда как в Петербурге эта профессиональная сфера прибавила всего 18%». Она констатирует, что рынок труда в Москве в целом прирастает более быстрыми темпами. В частности, спрос на высококвалифицированные кадры к концу первого полугодия 2011 года увеличился в полтора раза по сравнению с докризисными показателями. Но при этом активность соискателей по динамике сравнима с Петербургом.

Все эти особенности московского рынка труда – и динамика развития, и большее разнообразие предлагаемых вакансий, и высокие зарплатные предложения, по мнению специалистов, закономерны и объясняются просто. «В Москве гораздо больше и кандидатов, и вакансий. В основном головные офисы компаний расположены в Москве, системы различных отделов лучше развиты (к примеру, маркетинговые подразделения), а в Московской области работает большое количество производственных предприятий, – размышляет региональный директор Kelly Services CIS в Петербурге Светлана Сохацкая. – Кроме того, приток кандидатов в столицу всегда был исторически высок».

Интереснее, пожалуй, сравнить Северную столицу с точки зрения развития рынка труда с другими крупными городами Северо-Западного федерального округа. «Во всех остальных крупных городах округа – Архангельске, Великом Новгороде, Вологде, Калининграде, Мурманске и Пскове – на первом месте по востребованности находятся не специалисты по продажам, как в Петербурге, а квалифицированные рабочие, на втором – инженеры, – делится наблюдениями Захаров. – Менеджеры по продажам, лидирующие в Петербурге и Москве, на Северо-Западе занимают третье-пятое места в рейтингах, в зависимости от города. Также в пятерку самых востребованных сотрудников в различных городах входят медики, продавцы, водители и неквалифицированные рабочие».

Как подчеркивают эксперты, важна не столько структура рынка труда в регионах, сколько то, что люди так или иначе стремятся перебраться из них в город на Неве. «Можно сказать, что крупные города Северо-Запада являются для Петербурга кузницей кадров, – говорит Сохацкая. – Здесь больше предприятий и, соответственно, хороших рабочих мест. Люди охотно принимают предложения петербургских предприятий и переезжают сюда вместе с семьями». «В Петербурге в силу сосредоточения производственных предприятий, а также представительств ведущих мировых компаний количество рабочих мест больше. Соответственно, у кандидатов больше возможностей устроиться на работу в компанию своей мечты, – подтверждает директор филиала в Санкт-Петербурге кадрового холдинга „АНКОР“ Ольга Серебренная. – В городах Северо-Запада, например в Череповце, Сыктывкаре или Петрозаводске, предприятий значительно меньше, а зачастую это даже одно градообразующее производство. Поэтому те, у кого нет возможности устроиться на работу в родном городе, часто переезжают в Петербург».

В то же время Серебренная обращает внимание на то, что многие компании, оправившиеся от кризиса, вспоминают об экспансии в регионы и открывают там представительства. В основном это касается компаний, занимающихся производством товаров народного потребления. Это важный фактор развития регионов, существенно расширяющий возможности жителей городов Северо-Запада по поиску оптимальной работы.

Иногда они возвращаются

Главное же, что волнует и работодателей, и кандидатов, – вернется ли так называемый рынок соискателя? Сложно представить, что повторится ситуация, когда соискатели диктовали свои условия: работодатели слишком уж внимательно стали относиться к найму персонала, а сами кандидаты, наученные горьким опытом кризиса, значительно умерили аппетиты.

«Кризис научил работодателей полнее оценивать эффективность сотрудников и их лояльность, а соискателей – быть более осторожными и менее амбициозными, – считает директор „Coleman Services – Санкт-Петербург“ Елена Новоселова. – Да, кандидаты крайне внимательны в выборе потенциального работодателя: для них важна репутация компании на рынке труда, наличие социальных пакетов, возможность профессионального развития и т.д. Но некоторые соискатели, особенно из числа пострадавших в кризис, готовы работать за меньшие деньги и на менее значимых позициях». «Работники стали сдержаннее в своих зарплатных стремлениях и предпочитают держаться за свое место и иметь гарантии в виде „белой“ зарплаты, – продолжает Алексей Захаров. – Работодатели же хотят видеть на вакантных позициях действительно профессионалов, чей уровень полностью отвечает предъявляемым требованиям. Если до кризиса зарплата могла не соответствовать начальной подготовке кандидата, то теперь работодатели более внимательно подходят к вопросам найма, оценке опыта и профессионализма, а также эффективности конкретного специалиста в компании».

Именно поэтому, полагает Захаров, едва ли можно говорить о возвращении рынка соискателя – скорее речь идет о более сбалансированных и взвешенных отношениях между работодателями и кандидатами. Кроме того, по его мнению, при подборе высококвалифицированных сотрудников в любой сфере актуальна нехватка кадров, будь то юрист экспертного уровня, программист или менеджер.

Другие эксперты склоняются к тому, что рынка соискателя нам все же не миновать. «Мы явно наблюдаем возвращение рынка соискателя, – уверена Новоселова. – Кризис и период посткризисного восстановления позади. Кандидат более детально рассматривает предложения, серьезнее обсуждает вопрос заработной платы, обращает внимание на наличие социального пакета, задает больше вопросов о самой работе». С ней соглашается Светлана Сохацкая: «Рынок соискателя потихоньку возвращается. Интересных людей удерживают, делают им контроферы (ответные предложения для удержания в компании – повышение заработной платы, рост в должности и пр.). А дальше рынок будет еще более кандидатским из-за демографического спада начала 1990-х годов. Мы уже испытываем нехватку молодых специалистов. И даже те, кто только выходит на рынок труда, имеют необоснованно завышенные зарплатные ожидания при отсутствии какого-либо опыта. Все хотят сразу стать руководителями и как можно меньше работать руками».

В свою очередь, Ольга Серебренная не сомневается, что рынок соискателя вернется, так как это обусловлено в первую очередь объективными экономическими факторами. «На рынок Петербурга выходят новые международные и российские производственные компании, оперирующие в различных секторах экономики. Это и строительство автомобильных, фармацевтических и мусороперерабатывающих заводов, и образование крупных логистических центров, и развитие технопарков. Поэтому на сотрудников, обладающих уникальной экспертизой в своей области, спрос будет только усиливаться. Также многие компании открыты для обучения молодых специалистов, а в связи с приближением к демографической яме выпускникам вузов в ближайшие годы найти достойную работу станет намного легче, – рассуждает она. – Современные кандидаты следят за ситуацией на рынке труда и, как следствие, предъявляют все более жесткие требования к работодателю. Так что рынок труда постепенно возвращается к докризисной ситуации, когда число вакансий было равно количеству резюме. Скорое возвращение рынка соискателя просто неизбежно».

На напрашивающийся сам собой вопрос, что в этой ситуации делать работодателям, дает ответ Юлия Сахарова. «Понимая, что возвращение рынка соискателя неизбежно, самые дальновидные работодатели начинают обращать все более пристальное внимание на собственную репутацию и заниматься развитием своего HR-бренда, – утверждает она. – Грамотно выстроенный HR-бренд вкупе с привлекательной корпоративной культурой, продуманной системой материальной и нематериальной мотивации привлечет в компанию нужных специалистов и без существенного завышения заработной платы». Рецепт успеха вполне прост. Осталось набраться терпения, чтобы воплотить это руководство к действию в жизнь.    

Санкт-Петербург

Елена Смирнова

Эксперт

29.06.2011



варикоцеле операция цена . варикоцеле
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов