Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Под одну гребенку

Разработан первый общий техрегламент для стран Таможенного союза

Новый нормативно-правовой документ "О безопасности пищевой продукции" планируется принять уже в июле этого года. По замыслу разработчиков технический регламент будет способствовать созданию единого рынка сбыта на территории России, Белоруссии и Казахстана. В выигрыше должны оказаться и производители, и потребители. Плюсы очевидны, вот только с реализацией новых правил, по мнению экспертов, возникнут проблемы. К тому же экономики всех трех стран имеют каждая свою специфику, которую нельзя не учитывать.

Участники совместного заседания Комиссии РСПП по АПК и профильных комитетов ТПП Российской Федерации, "Деловой России", "ОПОРы России" и содружества "РусБренд", объединяющего в том числе крупнейшие компании - производители продуктов питания, обсудили и выступили в поддержку проекта технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". Проект является первым нормативно-правовым документом, который разработан в рамках соглашения "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации", подписанного сторонами 18 ноября 2010 года. При этом продолжат действовать национальные системы государственного контроля.

Разработчики считают, что новый документ создает единое правовое поле Таможенного союза в области регулирования безопасности пищевых продуктов. Это будет стимулировать товарообмен между Россией, Белоруссией и Казахстаном, способствовать устранению избыточных административных барьеров и повысит инвестиционную привлекательность пищевой отрасли. Проект техрегламента предполагает внести изменения в процедуры оценки соответствия продукции для допуска ее на рынок. После принятия регламента для попадания на прилавок магазина на продукт будет требоваться один документ, подтверждающий соответствие установленным нормам, ранее производитель должен был предъявлять три-четыре разрешительных документа, которые часто дублировали друг друга. Кроме того, производитель сам добровольно сможет декларировать свою продукцию, беря на себя ответственность за ее безопасность. Меняется принцип презумпции виновности на принятую в Европейском союзе (ЕС) презумпцию добросовестности производителя, который берет на себя ответственность за выводимый на рынок товар. При этом высвободившийся от дорыночного контроля ресурс будет направлен на рынок для непосредственного выявления недобросовестных игроков, злоупотребляющих кредитом доверия. Впервые вводится отдельное понятие пищевой продукции нового вида и устанавливаются основы для ее оценки и регистрации.

Регламент содержит целый ряд революционных для рынков трех стран положений, например в части регистрации пищевой продукции нового вида. Так, новый вид продукции будет регистрироваться один раз без привязки к каждому отдельному производителю. Этот подход открывает новые возможности для инновационного развития пищевой отрасли, устанавливает четкие и ясные правила вывода продукции нового вида на рынок и четко отделяет ее от обычных инноваций пищевой отрасли и изменений в отношении рецептур, маркировки и т.п. Государственная регистрация предусмотрена техническим регламентом только для специализированных пищевых продуктов (детское питание, биологически активные добавки и т.п.), и проходить ее необходимо каждому производителю (импортеру) по каждому наименованию продукции. Эта норма проекта отличается от европейской, где для аналогичных продуктов предусмотрена более мягкая форма оценки соответствия (преимущественно уведомительного характера), но все равно облегчает пищевой отрасли пути расширения ассортимента, в том числе за счет выпуска инновационной продукции, и вывода продукции на рынок в более сжатые сроки.

Технический регламент гармонизирует ветеринарные требования к пищевой продукции и ее контролю в ТС с европейским законодательством в части правил безопасности для продукции животного происхождения. Из всей пищевой продукции (продовольственного сырья) выделена категория непереработанного сырья животного происхождения, в отношении которого должен осуществляться ветеринарный контроль, предусмотрена ветеринарная регистрация производственных объектов, ветеринарная экспертиза готовой продукции и ее сопровождение ветеринарно-сопроводительными документами. Тем самым обеспечивается четкое разделение контрольно-надзорных полномочий между санитарными и ветеринарными службами в ТС и существенно облегчаются административные процедуры при производстве и обращении готовой пищевой продукции.

Соответствуют европейской практике и устанавливаемые документом правила начала деятельности пищевых производств. Изготовление пищевой продукции можно начинать в уведомительном порядке, за исключением производства продукции из сырья животного происхождения - мяса, сырого молока, птицы, - которое требует получения специального разрешения.

Адаптация предпринимательского сообщества к новым нормативным требованиям требует временных и финансовых затрат (замена рецептур, упаковки, оформление новых разрешительных документов и т.п.). В ЕС переходный период начинается от двух лет с момента принятия и вступления в силу нового нормативного акта. По оценкам экспертов, отсутствие переходных периодов ведет к прямым потерям производителей: для крупных компаний дополнительные затраты только на внеплановую смену упаковки могут превышать 360 млн рублей. Технический регламент также предусматривает решение этой болезненной для российского рынка проблемы.

Сплошные плюсы

Управляющий комитетом по коммуникациям и взаимодействию с потребителями "РусБренда" Екатерина Астафьева отмечает, что данный техрегламент - документ прямого действия. "Он - попытка не на словах, а на деле приблизить существующие в России, Белоруссии и Казахстане требования и нормы в области выпуска пищевых продуктов (многие из которых не пересматривались десятилетиями в России) к современным европейским стандартам", - комментирует Екатерина Астафьева.

Положения регламента затрагивают все сегменты пищевой индустрии - от метода получения сырья до изготовления готовых продуктов - и будут устанавливать единые требования к безопасности пищевой продукции, которая производится и импортируется на территорию всех трех стран - участниц Таможенного союза. "Это крайне важно, т.к. с июля снимутся торговые границы между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Наше законодательство на данном этапе не гармонизировано, в т.ч. по части пищевой продукции, - говорит представитель "РусБренд". - Следовательно, чтобы гарантировать безопасность пищевой продукции для нашего потребителя, подобный техрегламент просто необходим, т.к. предъявляет равные требования и гармонизирует нормы наших стран".

По мнению эксперта, в выигрыше однозначно будут добросовестные производители, причем не только крупные компании. Принцип "один продукт - один документ" должен стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Неслучайно проект данного ТР был активно поддержан ассоциациями малого и среднего бизнеса - "ОПОРОЙ" и "Деловой Россией". Эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International" Ирина Воробьева подтверждает, что документ действительно является серьезным инструментом для выхода товаров Таможенного союза на продовольственные рынки и создания реальной конкуренции в этой отрасли. "Необходимость получения всего одного разрешительного документа, регистрация нового вида продукции без привязки к каждому отдельному производителю и другие положения существенно сократят издержки производителей", - объясняет Ирина Воробьева.

Аналитик ФГ БКС Дмитрий Селиванов соглашается, что поддержка нормативно-правового документа ведущими бизнес-сообществами - бесспорное отражение удобств и преимуществ, прописанных в ТР. Получение всего одного документа на продукцию взамен трех намного облегчит процесс поступления продуктов питания на прилавки магазинов в странах - участницах Таможенного союза, уменьшит коррупционную составляющую бизнеса. А для простого потребителя, что самое главное, уменьшит стоимость конечного продукта. "Но при этом необходимо отметить, что регламентирование пищевой сферы является труднореализуемой задачей, поэтому принятие и внедрение в жизнь регламента вызывает больше вопросов, чем ответов, - комментирует Дмитрий Селиванов. - В России уже была сделана попытка разработки и внедрения "пищевого" регламента, доработки заняли более пяти лет, но в итоге он так и не был принят".

Не все равны

Начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев считает, что принятие комплекта документов странами - участницами Таможенного союза в области регулирования экспорта, производства и норм безопасности продуктов питания является позитивной новостью для самих стран, поскольку наглядно демонстрирует работу по интеграции экономического пространства.

По данным Euromonitor, объем рынка упакованных пищевых продуктов стран Таможенного союза в 2010 году составил $85,5 млрд (4,37% от общего мирового оборота продовольственных товаров), где на долю России приходится $77,34 млрд, на долю Белоруссии - $4,12 млрд, а на Казахстан - $4,04 млрд. По мнению аналитика "Риком-Траст", более логичным было бы принять данный документ с учетом экономических особенностей развития каждой из стран, так как уровень производства пищевых продуктов как в натуральном, так и в стоимостном выражении может различаться в разы. "Скажем, в свете последних событий в Белоруссии, где произошла девальвация национальной валюты, которая привела к резкому росту инфляции и потребительского спроса на пищевые продукты, перед государством стоит первоочередная задача насытить внутренний рынок, отодвигая решение вопроса товарооборота со странами Таможенного союза на второй план", - комментирует Олег Абелев. Кроме того, возникает благодатная почва для злоупотребления качеством пищевых продуктов, участвующих в товарообороте между странами союза по причине резкого упрощения процедур их соответствия стандартам качества - один документ, с одной стороны, значительно сокращает сроки прохождения всех соответствующих процессов сертификации продуктов, но с другой - увеличивает риски нарушения требований, которые будут заметно упрощены.

"Наибольшую выгоду скорее всего получат крупные компании, которые занимаются производством и упаковкой унифицированных продуктов питания, - считает Олег Абелев. - Поскольку новые правила начала производств вкупе с устранением переходных периодов существенно сократят издержки на дистрибуцию, упаковку и продвижение продуктов по сбытовым каналам". Насчет выгодности новых правил по отношению к потребителям аналитик сомневается, гипотетически возможно небольшое удешевление продуктов в сетях из-за снижения издержек производителей на производственную и сбытовые составляющие, но высока вероятность, что желание производителей получить относительно высокую маржу этому воспрепятствует.

Ольга Долгова



Финансовые известия
01.06.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов