Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Почетный диплом

Рынок труда по-прежнему не очень-то ждет молодых специалистов

Менее чем через два месяца на рынок труда хлынет новый поток молодых специалистов, только что окончивших вузы. Найти работу им будет непросто: сегодня 26% безработных – это россияне в возрасте до 25 лет. По экспертным оценкам, поиск места по специальности у тех, кто только что получил диплом, занимает в среднем полгода, а предлагаемая зарплата для выпускников в регионах редко превышает 15 тыс. рублей.

Последние несколько лет выпускники вузов находились в крайне сложной ситуации. Сначала рынок труда в период острой фазы кризиса пережил серьезный спад: более года массовые увольнения и сокращения зарплат были обычным явлением. Новенький диплом был тогда скорее препятствием на пути удачного трудоустройства, чем преимуществом. Сейчас все более или менее успокоилось, но опыта у молодых специалистов по-прежнему нет, и конкуренции они не выдерживают. «Конечно, за последние пару лет ситуация на рынке труда несколько улучшилась, тем не менее и сейчас нет недостатка в специалистах, – рассказал «НИ» эксперт независимого аналитического агентства Антон Сафонов. – Даже если речь идет о вакансии, где не требуются какие-то особые навыки, работодатель, выбирая между выпускником и человеком с опытом, как правило, предпочитает последнего».

Чуть больше шансов у тех, кто во время учебы успел поработать в какой-то компании и неплохо себя зарекомендовать. Но если они не сумели сразу там закрепиться, то и «по знакомству» в лучшем случае могут претендовать только на низшие должности. Соответственно и уровень заработной платы им предлагают невысокий, отмечает аналитик. «Если говорить о Москве, то это около 20 тыс. руб., – утверждает г-н Сафонов. – В самом лучшем случае – 30 тыс., если речь идет о выпускнике какой-то востребованной, но узкой специальности. В регионах зарплаты, конечно, намного ниже: 10–15 тыс. и меньше».

Оценки эксперта подтверждают данные рекрутинговых агентств. К примеру, если в Москве выпускник по специальности «Бухгалтер» может рассчитывать на 22–28 тыс. руб., то в Санкт-Петербурге это уже 18–22 тыс., а к примеру, в Волгограде речь и вовсе идет о 9–12 тыс. руб. Начинающему врачу-стоматологу в столице могут предложить 35–40 тыс., а скажем, в Казани – не более 20 тыс.

Средняя зарплата выпускника по специальности «Экономист» в московских компаниях колеблется от 22 до 28 тыс. руб. В Екатеринбурге этот же выпускник получал бы 13–17 тыс., а в Уфе – 10–13 тыс. руб. Подпортить жизнь молодым специалистам могут и завышенные зарплатные ожидания. Обладатели новых дипломов, как правило, не очень хорошо осведомлены о реальной ситуации на рынке труда и хотят начать свою карьеру с 35–40 тыс. руб., а не как не с 15–20 тыс.

Что интересно, если верить информации Росстата, то безработица хоть и снизилась, но по-прежнему носит застойный характер. Проще говоря, многие соискатели ищут место год и более. По данным на март, молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, а это немало. Недавний опрос исследовательского центра «Ромир» показал: 88,4% граждан считают, что после окончания вуза получить желаемую работу очень нелегко. И лишь 10% молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет уверены, что они, если будет нужно, без проблем устроятся на интересующее место. «Если выпускник ищет работу именно по специальности, то ему нужно быть готовым к тому, что поиск работы может затянуться до полугода», – предупреждает этих оптимистов г-н Сафонов.

Президент крупного рекрутингового портала Алексей Захаров отмечает, что сейчас сложнее всего найти работу выпускникам, выбравшим уже не столь актуальные специальности. Речь идет прежде всего об экономистах, психологах, юристах (особенно в области банковского права и недвижимости), HR-менеджерах, специалистах в области государственного и муниципального управления, менеджерах по гостиничному и ресторанному бизнесу. «В настоящий момент наблюдается перепроизводство этих специалистов при ограниченном спросе на рынке труда», – сказал «НИ» эксперт. А вот проще трудоустроиться выпускникам престижных государственных вузов: уровень подготовки и сам бренд играют важную роль для работодателя. «Даже при ограниченном спросе на ту или иную специальность диплом престижного вуза позволяет рассчитывать на удачное трудоустройство», – убежден г-н Захаров.

Между тем, как выяснили социологи, сегодня абсолютное большинство россиян недовольны качеством образования в вузах. «Современная система образования действительно не в состоянии обеспечить реальные потребности рынка труда, – соглашается Алексей Захаров. – Это связано, во-первых, с искажением соотношения специалистов с высшим, средним и начальным образованием. Последние исследования показали: 30% специалистов с высшим образованием работают на должностях, для которых достаточно иметь среднее или даже начальное профессиональное образование. Во-вторых, наблюдается перепроизводство специалистов гуманитарного и экономического профиля при недостатке квалифицированных кадров в технических сферах. В-третьих, качество образования не соответствует реальным запросам экономики: слишком большой упор делается на общеобразовательные, общенаучные дисциплины, которые хоть и развивают мышление и расширяют кругозор, но не дают представления о реальных должностных компетенциях. Кроме того, в технических специальностях большое значение имеет умение специалиста работать с современным оборудованием, тогда как многие вузы не имеют должного технического оснащения».

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО



Новые Известия
19.05.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов