Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

ТВ-волна эмиграции

Бывший депутат Госдумы Валерий Комиссаров возвращается на телевидение, чтобы создать всемирный русскоговорящий телеканал. "Огонек" попытался оценить перспективы громкого проекта и окинуть взглядом уже существующее русскоязычное телевидение за рубежом

Можно уехать за рубеж от российской коррупции, преступности, несправедливости, но от какой-нибудь программы типа "Давай поженимся" уехать нельзя — она найдет тебя в любой точке мира. Главные российские телеканалы имеют свои зарубежные версии. И вот заграничных телезрителей ждет еще одна радость: бывший депутат Госдумы Валерий Комиссаров будет создавать всемирный русскоговорящий телеканал. Комиссарову, видимо, стало тесно в "Единой России", и он расширил для себя площадку до "единого мира". Досрочно сложив с себя депутатские полномочия, Комиссаров заявил прессе, что всю жизнь занимался развлекательным телевидением и, учитывая этот опыт, сейчас возглавит новый проект; что идея вынашивалась давно, но только теперь нашлись инвесторы; что он будет отлаживать механизм работы местного русскоязычного телевидения в разных странах, после чего этим телевидением можно будет управлять из России при помощи современных технологий.

Все это было опубликовано несколько недель назад. С тех пор никаких подробностей не появилось. Но появились слухи, которые распространяются быстрее телевизионного сигнала: что на создание канала будет потрачено... (и тут назывались очень большие деньги), что корпунктов у канала по всему миру будет... (тут опять запредельные цифры). В телевизионных кругах мало кто верит, что нашелся частный инвестор. Подозревают, что, как и на создание Russia Today, ухнут государственные деньги. К сожалению, Валерий Комиссаров был недоступен для комментариев по телефону, а отправленные ему редакцией вопросы остались без ответа.

"Огонек" попытался понять, что представляет собой русскоязычное телевидение и его зритель за границей.

ТВ — дом родной

Больше 10 лет назад я была в Берлине на русскоязычном телевидении, кажется, первом в Европе. Оно на тот момент вещало уже лет пять — три раза в неделю по 30 минут, видя свою задачу в том, чтобы быть островком России. Дело в том, что тогда еще не были так распространены спутниковые тарелки и московские каналы за границей не смотрели. Меня потрясло, что телестудия располагалась в жилом доме, в двухкомнатной квартире. Это шокировало и немцев: они называли это телевидение — "студия из спальни". В какой-то мере так оно и было. Звонки телезрителей в квартире принимались до позднего вечера, пока хозяева (они же создатели телевидения) не ложились спать. Создал телевидение эмигрант из России, десяток лет проработавший на ЦТ, а делали его, кажется, два человека и живший в этой квартире кот. Что стало с тем каналом, я, к сожалению, не знаю. Но так начиналось русскоязычное телевидение в Европе.

Сейчас в мире работают около ста русскоязычных теле- и радиовещателей. Это данные Международной академии телевидения и радио, которая создает атлас таких вещателей. Русскоязычный телеканал есть даже в Австралии.

— Кто-то вещает на кабельных этнических каналах, кто-то на государственных, кто-то ведет интернет-вещание,— говорит исполнительный директор академии Сергей Ерофеев.— Лет восемь назад мы заинтересовались новым феноменом — русскоязычным вещанием — и собрали первую группу вещателей в Москве. Ситуация до сих пор такова, что каждый из них варится в собственном соку. Создатели каналов и программ — как правило, это бывшая советская интеллигенция, часто без журналистского образования. Но поскольку потребность в таком телевидении есть, оно худо-бедно, на разных условиях, запустилось. Чтобы поддержать русскоязычных вещателей, академия уже несколько лет проводит ежегодный фестиваль телерадиопрограмм "Эфирная шкатулка" с мастер-классами и ежегодную конференцию русскоязычных вещателей.

Закрытые открытые каналы

Когда я рассказала историю десятилетней давности о ТВ в двухкомнатной берлинской квартире жительнице Дюссельдорфа Августине Гербер, главному редактору RW-TV "Русская волна", она меня осадила:

— А вот это как раз нормально! Оставьте ваш московский гигантизм. И телевидение в квартире, и журналы, которые вся Европа читает, сделанные на одном компьютере на коленках. Технический уровень, господа! Я еще застала компьютер на двух этажах института, а теперь он в моей косметичке. А главное, не путайте нас, кто здесь, в контексте иных культуры и языка эфирит по-русски, с теми же москвичами. Мы ведь ничего ни у кого не... — тут Августина произнесла слово, которое не оставило сомнений в совершенном владении русским языком и на чужбине (в смысле, что ничего не украли).

"Русская волна" была в эфире в течение шести с половиной лет, но последнее время не вещает, а является производящей телестудией (здесь снимают фильмы и программы).

— По сути, мы начинали с абсолютного нуля как телевизионная самодеятельность,— рассказывает окончившая журфак МГУ Августина Гербер.— И появились на свет только благодаря немецкой мультикультурной программе, давшей нам возможность вещать на русском языке на городских "Открытых каналах". До недавнего времени их было в Германии около 60. С полной телевизионной базой, предоставлявшейся почти бесплатно. И мы сделали свое очень скромное, но постоянное вещание, набрали команду и через два года за свои личные деньги создали первую студию. И вы будете смеяться, но сначала тоже в квартире! Закончилось все это по двум причинам. Во-первых, кризис поджарил городские бюджеты. А во-вторых, рухнула нынешняя слегка утопическая концепция мультикультурализма.

Помимо местных, локальных каналов на русском языке в Германии, а также в других странах, где живут наши бывшие соотечественники, можно смотреть зарубежные версии главных российских каналов ("Первый канал. Всемирная сеть", "РТР-Планета", "НТВ-Мир"...).

Чего хочет зритель за рубежом на русском языке? Развлечений? Политики? Чтобы ему, как нам, непрерывно показывали Путина с Медведевым? Или, наоборот, ругали Россию? Может, ему приятно осознавать: в России по-прежнему черт знает что происходит, а он, к счастью, уехал?

— Абсолютно уверены, что мы уехали, а у вас там черт знает что происходит,— говорит Августина Гербер.— Тем более что вы нам это по телевизору на родном русском с утра до вечера и показываете. Но это не значит, что я хочу, чтобы мой домашний экран ругался и бодался с Россией. Я хочу и могу быть человеком мира, но других родины, культуры и языка у меня нет, и они меня вполне устраивают. Хотя и пропаганды я тоже не хочу. В мире глобализации и интернета европейскому человеку ничего не навяжешь. Я послушаю, что скажете про того же Путина вы, потом почитаю интернет, потом послушаю "Эхо Москвы" и щелкну Euronews... Никакой канал моими мозгами править не будет. Что же до нового русскоязычного канала, то я не верю в канал для Европы, сделанный из Москвы. Это еще одно Иновещание. А также не верю в канал для всех сразу. Сегодня приоритеты зрителя — в мире ближайшего окружения и возможностей. Особенно если он в этом мире активно самоутверждается. Чем наша диаспора и занимается.

Жизнь по местному времени

Практика действительно показывает, что зарубежный русскоязычный канал становится успешным, если у него есть локальные новости и программы.

— Наш канал по местным рейтингам превосходит международные версии Первого канала, "России", НТВ, а также русскоязычного канала RTVi вместе взятые,— говорит гендиректор израильского 9-го канала Леонид Блехман.— Канал вещает 21 час в сутки, примерно 6 часов из них — собственная продукция, информационно-аналитический блок. В этом смысле любому конкуренту, который сюда приходит, сложно. Развлекательная часть программы, как правило, привлекательна, а новостная — не конкурентоспособна, поскольку, чтобы делать информационные блоки, надо содержать здесь новостную службу в 50-100 человек.

То, что местные новости для зарубежного зрителя очень важны, подтверждают и на немецком круглосуточном кабельном канале InfoRuTV, который вещает из Берлина и тоже производит свою локальную продукцию.

— Русскоязычному зрителю за рубежом не хватает местных программ,— говорит гендиректор канала InfoRuTV и гендиректор телекомпании RtvD, производящей немецкий контент для RTVi и других каналов, Петр Тицки.— Правда, эти программы себя сложно окупают. Поэтому-то, наверное, их не делают международные версии российских каналов. Локальный продукт востребован. В России же существует региональное телевидение, и оно не умирает оттого, что есть центральное. Точно так же оно могло быть и за рубежом. Если же заниматься серьезным политическим телевидением на русском языке, то, скорее, таким, которое освещает проблемы в Германии, Израиле, Америке. Люди все больше интересуются внутренней политикой тех стран, в которых они живут. Конечно, есть те, кто внимательно следит за происходящим на бывшей родине, но их меньшинство. Огромное количество людей с удовольствием смотрит Ваню Урганта, а проблемы им не нужны. Потому что эти проблемы не здесь, они в России.

Интуиция вместо рейтинга

Прошел слух, что канал Валерия Комиссарова — совместный проект с Владимиром Гусинским, у которого уже есть русскоязычный канал RTVi.

— Я впервые об этом услышал от вас,— сказал "Огоньку" старший вице-президент телекомпании RTVi Сергей Шестаков.

RTVi вещает из Нью-Йорка в разных странах (в том числе и СНГ), имеет совместные программы с радио "Эхо Москвы", корпункт в Израиле. Пару программ для канала производят русскоязычные телевизионщики в Германии.

— Любой канал, который приходит на этот рынок, обречен на крайне тяжелую борьбу за внимание той аудитории, которая вообще помышляет о том, чтобы подписываться на русскоязычное телевидение, живя за пределами России,— говорит Шестаков.— А другой формы, помимо подписной (то есть платной), нет. Зрители платят за пакет каналов. Международные версии главных российских каналов тоже распространяются на коммерческой основе. Не один десяток лет каналы закреплялись на этом рынке. Это началось в середине 90-х годов, когда по инициативе "Медиа-Моста" НТВ International начал доставляться на зарубежные рынки. RTVi вышел в Америке в 1999 году как международная версия НТВ времен Владимира Гусинского. У нового канала будут невероятные проблемы с рекламодателями, если только инвестор не подтянет какую-то рекламную поддержку (типа крупной брендовой рекламы) из России. На местную рекламу рассчитывать практически невозможно.

Сергей Шестаков считает: аудитория русскоговорящих зрителей неоднородная и крайне разная по своему культурному и образовательному уровню. Что эта аудитория хочет смотреть, угадать трудно, а рейтингов не замеряют — для рейтинговых агентств это крайне маленький нишевый рынок. О том, что зрителям нравится или не нравится, судят только по откликам и звонкам.

— Мы все делаем в основном по интуиции,— говорит Шестаков.— Как и все остальные, угадываем или не угадываем.

***

Неясно, угадает ли со своим каналом Валерий Комиссаров. Он, как известно,— автор идеи "Дома-2". Для эмигрантов заграница — тоже "дом-2". Правда, чаще в хорошем смысле.

Юлия Ларина

Огонек
15.04.2011



Обязательно сравните наши цены на окна из лиственницы вот здесь.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов