Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Проблема в деталях

Стихийное бедствие в Японии нанесло удар не только по местным автозаводам, но и по всей мировой цепочке поставок компонентов для автомобильной промышленности. Однако мировому автопрому по силам предотвратить обвальное падение производства автомобилей

В Японии в зоне разрушений оказались мощности крупных местных производителей автокомпонентов, и связанные с ними автомобильные заводы по всему миру вынуждены приостановить работу. «Можно констатировать, что по мировой автомобильной промышленности нанесен мощный удар, а кризис поставок будет едва ли не самым тяжелым за всю историю отрасли», — говорит Эвальд Крайд, партнер и управляющий директор международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group.

По данным Ассоциации японских автопроизводителей (JAMA), от стихии пострадало более 500 промышленных объектов производителей автомобилей и автокомпонентов. Сократили объемы выпуска или остановили часть своих заводов такие производители комплектующих, как Keihin, Furukawa, Renesas, Toshiba, Sanyo, Fujitsu, NEC, Seiko Instruments, Hitachi, Panasonic. В основном эти компании специализируются на электронных и электрических компонентах (чипы, датчики, полупроводники, жидкокристаллические панели), элементах трансмиссии (коробки передач, приводы, сцепление), а также нефтехимической продукции (этилен, синтетический каучук) и особых материалах (например, пигмент для краски).

А дальше сработал принцип домино. К примеру, в производстве большинства автомобилей марки Peugeot и Citroen используются японские датчики и чипы для управления работой двигателей. Нехватка означенных деталей сказывается на выпуске машин этих марок во Франции, Испании, Словакии. С перебоями работают предприятия Ford в США и Бельгии. Из-за отсутствия компонентов General Motors заявила о необходимости сократить выпуск машин на заводах в США, Германии и Испании. В США замедляют работу заводы Subaru и Honda. На этой неделе встали производственные мощности Nissan в США и Мексике. Наконец, в самой Японии вынуждены приостанавливать конвейеры все автопроизводители, которые страдают не только от нехватки компонентов, но и от дефицита электроэнергии. Так, на прошлой неделе остановлено 18 заводов Toyota, работали не в полную силу или по сокращенной программе предприятия Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Suzuki. Впрочем, представители большинства автопроизводителей не устают повторять, что все перебои в работе временные и в течение ближайших недель деятельность заводов нормализуется.

Без паники

Некоторые наблюдатели не верят в способность мирового автопрома быстро оправиться и рисуют чуть ли не апокалиптическую картину. Так, представители международной исследовательской компании HIS заявляют, что в этом году мировой выпуск автомобилей рухнет на треть, и, таким образом, вполне можно ожидать острого дефицита.

Однако скорее всего ситуация не настолько драматична. Падение производства у ведущих автомобильных компаний, безусловно, будет, но с более скромными показателями снижения. По данным Boston Consulting Group, к началу апреля, то есть в самый сложный период после бедствия, в Японии в общей сложности недопроизвели 600 тыс. автомобилей, в Северной Америке — 20 тыс., в Европе — 60 тыс. Если учесть, что в текущем году весь мировой автопром планирует произвести порядка 80 млн автомобилей, то сейчас падение про­изводства в мире из-за японских катаклизмов не превышает 1% от плана.

Одновременно большинство наблюдателей пребывают в убеждении, что японцы в состоянии быстро восстановить свои производственные мощности. «Японская нация известна всему миру как одна из самых дисциплинированных, выносливых, склонных к самопожертвованию. И можно не сомневаться, что японские автопроизводители примут самые действенные меры, только чтобы партнеры и потребители в разных странах не испытывали проблем с запчастями и готовыми машинами, — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”. — Так что теоретически снижение объемов производства автомобилей в мире возможно, но лишь на короткий срок — не более месяца-двух».

Даже если какие-то японские производители автокомпонентов не смогут восстановить работу, их теоретически способны заменить предприятия в других странах, например в той же Германии или в Китае. Да, быстро наладить нужный объем тех же электронных чипов не получится, но все равно это вопрос лишь нескольких месяцев. Например, компания Hitachi занимает порядка 60% рынка датчиков расхода воздуха для двигателей, и как раз от их нехватки сейчас страдают автозаводы по всему миру. Однако крупными поставщиками этих деталей являются также немецкие производители Bosch и Siemens, которые могут заменить недостающие японские компоненты.

Не стоит забывать и о том, что не все крупные мировые автопроизводители тесно связаны с японскими производителями комплектующих. Например, представители корейского автопрома заявляют, что не пострадали от перебоев в поставках. Так что если японские машины не смогут вовремя поступать на какие-то рынки, то их, по идее, могут заместить корейские бренды.

Не очень обоснованны и предположения о подорожании японских машин, в том числе и в России, в связи с их возможным дефицитом. В своих официальных заявлениях представители японских компаний в России усиленно подчеркивают, что рост цен на их продукцию не планируется. Оно и понятно: из-за высокого курса иены японские автомобили и так до последнего времени отличались у нас завышенной розничной ценой, и ее дальнейшее повышение неизбежно приведет к сокращению рыночной доли «японок».

И все же в России отмечаются некоторые признаки ажиотажного спроса на японские машины. Дилеры заявляют, что за последние недели как минимум на четверть подскочил спрос на автомобили Mazda, Mitsubishi. Покупатели, которые планировали приобрести их в обозримом будущем, в условиях неопределенности спешат это сделать сейчас. Но, скорее всего, такой всплеск не будет долговременным и масштабным — у многих есть страх, что им достанется зараженный радиацией автомобиль. И продавцы сегодня в спешном порядке закупают дозиметры, чтобы показать: у поступающих в их салоны машин из Японии нет радиоактивного заражения.

Алексей Грамматчиков



Журнал "Эксперт"
13.04.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов