Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жестокий фриланс

Фрилансер пообещал выполнить работу, но обманул или выполнил, но заказчик ему не заплатил. От хронической болезни рынок фриланса призваны вылечить новые схемы. Интернет-биржи резервируют деньги работодателя, гарантируя исполнителю выплату гонорара за качественно и в срок выполненный заказ

Президент и удаленка

За прошлый год вольные стрелки рынка труда настреляли никак не меньше $400 млн. Проекты, которые прошли через Free-lance.ru, крупнейший российский сайт по поиску удаленной работы, тянут, по оценкам его аналитиков, примерно на $175 млн. Еще $75 млн приходится на долю конкурентов — таких бирж фриланса, как Weblancer.ru и Freelancejob.ru. Еще $150 млн, по самым сдержанным оценкам, объем сделок, которые фрилансеры заключили, минуя подобные площадки. Естественно, это только прикидки. Точных данных по рынку, львиная доля которого находится в "серой" зоне, нет.

"В зарплатном фонде российских компаний выплаты фрилансерам занимают 1-3%, это несколько миллиардов рублей в месяц. Проблема в том, что более половины исполнителей работает без договора, поэтому их доходы никак не отследить",— говорит президент компании HeadHunter Юрий Вировец.

По данным Free-lance.ru, средний месячный доход российского фрилансера — 44 тыс. руб. (больше всего зарабатывают программисты и web-разработчики). Для сравнения, средняя зарплата в России — немногим больше 20 тыс. руб. По данным исследования, проведенного сайтом hh.ru, более 40% наемных работников когда-либо пробовало себя во фрилансе.

"Самый заметный рост мы наблюдали в 2008 году. К началу кризиса феномен фриланса уже был знаком российскому рынку труда, и именно он помог компаниям решить кадровые задачи в сложных экономических условиях",— замечает основатель Free-lance.ru Василий Воропаев. Уже несколько лет, сходятся во мнении эксперты, оборот ежегодно удваивается. Похоже, российский рынок удаленной работы и правда созрел для выхода из тени.

О легализации фриланса зашла речь на совещании по вопросам занятости населения, которое Дмитрий Медведев провел 14 февраля в подмосковных Горках. "Считаю, что это правильно и давным-давно пора было бы сделать, потому что многие люди хотели бы так работать. Если у нас не хватает в настоящий момент нормативной базы по этому поводу, необходимо Трудовой кодекс в этом плане поменять",— выразил пожелание президент.

Собственно, хотя Трудовой кодекс и не дает определения фрилансу, у свободных художников всегда была возможность работать в правовом поле. Можно заключить договор с компанией в качестве физического или юридического лица. Это может быть договор возмездного оказания услуг, подряда или авторского заказа. "В народе это называется договором фриланса,— замечает Юрий Вировец из компании HeadHunter.— Это единственная законная форма оформления отношений, которая защищает обе стороны от мошенничества". В этом случае заказчику придется заплатить за фрилансера социальный налог (47%) и отчитаться перед налоговиками. Если же фрилансер выступает как индивидуальный предприниматель, он сам обязан заплатить налог (6%). Кстати, закон требует от граждан, ведущих предпринимательскую деятельность и заключающих более двух контрактов в год, обязательной регистрации юрлица.

Но исследование, проведенное на сайте Kadrof.ru, показывает: никто не хочет терять на налогах. Среди полутора тысяч опрошенных фрилансеров более 80% предпочитает "серые" гонорары. По данным Free-lance.ru, договоры заключают менее чем в 10% случаев.

Вряд ли стоит рассчитывать, что легализации рынка фриланса даст ход желание заказчиков и подрядчиков добропорядочно платить налоги. Прежде всего игроки заинтересованы в том, чтобы, с одной стороны, исполнитель не подводил с качеством и сроками выполненных работ, а с другой — чтобы добросовестного вольного художника не кидал с оплатой заказчик. Ведущие фрилансерские биржи вводят схемы легализации, опробованные на международных площадках. Модель называется "эскроу": сайт резервирует на собственном счету гонорар, полученный от работодателя и обещанный фрилансеру, в момент заключения сделки. Если условия не нарушены — заказчик не сможет не заплатить.

Вова из Лондона

Владимир Шопотов — иллюстратор и граффити-художник.

Почти все заказы он получает по рекомендации знакомых, многим из которых он известен как Вова из Лондона. Договор ему приходилось заключать лишь несколько раз. Когда Владимиру предложили оформить московский офис рекламного агентства ZenithOptimedia, заключение договора, который в числе прочего предполагал, что художник не сможет перепродать изображения, было одним из требований заказчика. По договору он работал и с одним из крупных интернет-магазинов. Это был довольно дорогой заказ (оформление офиса и грузовых машин, дизайн сайта и рекламной продукции), и заказчику нужно было провести его через бухгалтерию.

В обоих случаях оговаривалось, что, выступая налоговым агентом Владимира и выплачивая за него положенную сумму в казну, заказчик платит художнику оговоренный гонорар. Но чаще, если гонорар не превышает $1,5 тыс., даже крупные компании платят в конверте. И проблем почти не было. Разве что несколько лет назад один развлекательный центр попросил оформить детскую игровую комнату. Обязательным условием было изображение забавного бегемотика. Зверя Шопотов нарисовал, гонорар получил, а потом обнаружил, что заказчик вовсю использует гиппопотама и в логотипе, и в своих сувенирах. Вообще-то это тоже стоит денег, но ничего не докажешь. Фриланс в любом случае лучшая схема для Владимира, потому что жить он действительно предпочитает в Лондоне.

Можно, рассказывает он, использовать и обычные фрилансерские сайты, для "знакомств без обязательств", но рынок больших заказов для вольных художников контролируют агентства. Отдав им, скажем, 20% гонорара, можно найти работу, которую оплатят гарантированно.

Крупнейшие интернет-ресурсы — международные. На сайте freelancer.com почти 2,3 млн участников, это самая крупная в мире площадка для поиска удаленной работы. Сайт предлагает использовать такую модель. После того как заказчик находит исполнителя, он должен перевести гонорар на счет платежной системы, с которой работает сайт. Когда заказ выполнен, фрилансер получает гонорар. Сайт получает 10% (но не менее $5), кроме того, гонорар облагается налогом. Поскольку сайт freelancer.com австралийский, это местный налог GST (goods and services tax), который составляет 10%.

Такую модель в России продвигает Free-lance.ru. Называется она "сделка без риска". Работодатель находит фрилансера и договаривается с ним об объеме работы, сроках и гонораре. "Работодатели могут сами определить, как строить отношения в рамках сервиса, на основе договора подряда или по модели эскроу-агента,— рассказывает Василий Воропаев.— В обоих случаях договор заключается в виде оферты либо в традиционном бумажном виде с подписью и печатью. Мы обеспечиваем работодателю все закрывающие бухгалтерские документы по РСБУ в зависимости от выбранной ранее схемы. А за исполнителя выплачиваем налоги и переводим ему его гонорар".

То есть заключать стандартный договор на оказание услуг или нет — это уже на усмотрение сторон. Если желание возникнет, они могут сделать это по почте. Агентский договор с сайтом предполагает, что исполнитель и заказчик заплатят по 5% за использование сервиса. Если исполнитель выступает как физическое лицо, с него дополнительно взимается 13% НДФЛ.

Договор-оферту с биржей подписывать и отправлять по почте не нужно — документ считается автоматически подписанным, после того как деньги поступили на счет посредника. Оферта, а позднее акт и счет-фактура появляются в специальном разделе на сайте.

По идее заключение стандартного договора подряда и без резервирования гонорара должно являться защитой. Но, даже подписав договор, заказчик может не заплатить, если у него есть основания предположить, что фрилансер не станет судиться. И правда, мало кто пойдет в суд из-за нескольких сотен долларов. Схема эскроу, получается, обеспечивает интересы заказчика и исполнителя без привлечения государственных институтов.

Другие фрилансерские сайты идут в том же направлении. Биржа PROhq тестирует сервис, позволяющий фрилансеру регистрировать ИП, формировать отчетность, рассчитывать налоги и отправлять налоговую отчетность через интернет. "Система позволяет заказчикам оплачивать работу фрилансеров по безналичному расчету и получать расходные документы не от фрилансера, а от нашей биржи,— рассказывает представитель компании.— Расходы фрилансеров составят чуть больше 5% с учетом уплаты налогов. Сейчас обналичка электронной валюты фрилансеру обходится примерно в те же деньги".

Свой арбитраж

У Free-lance.ru примерно треть заказов осуществляется через новый сервис, и в течение 2011 года планируется увеличить показатель до 50%. В случае возникновения спорных вопросов обе стороны имеют возможность обратиться к администрации сайта. В первые месяцы работы сервиса через этот арбитраж проходило около 20% всех сделок, в этом году показатель снизился до 2-3%. Фрилансеры оценивают новшество положительно. "Существенно ниже риски фрилансера: в сделке присутствует третья незаинтересованная сторона — арбитраж",— рассуждает дизайнер сайтов Сергей Михалев, воспользовавшийся новой услугой. Можно найти и негативные отзывы. Фрилансеры, во-первых, критикуют "волокитную процедуру" получения вознаграждения. Во-вторых, они говорят, что часто заказчику самостоятельно разобраться во всех нюансах ведения проекта через систему бывает сложно. "В результате приходится поэтапно объяснять заказчику, что делать. Поэтому свои проекты мы стараемся вести сами. Так удобнее и быстрее и для нас, и для заказчика",— говорит Сергей Михалев.

В блоге на сайте habrahabr.ru фрилансер Priest рассказывает о конфликте с арбитражем Free-lance.ru. Тот принял сторону заказчика, который решил оштрафовать фрилансера за нарушение сроков. В комментариях блогера спрашивают: стал бы он судиться, если бы у него на руках был традиционный договор об оказании услуг? "У меня есть и упрощенка, и договоры, там тоже хватает проблем,— отвечает Priest.— Проект был не на много тысяч долларов, и заказчик хотел провести его через сервис. Будь он по договору, судиться ради этих денег я бы не пошел. Я больше потрачу на суды, чем получу в итоге". Арбитраж интернет-биржи хоть и не встал на сторону исполнителя, но вопрос решил быстрее, чем государственный суд.

Пока же, конечно, большинство работников на вольных хлебах, как и заказчики, воспринимают платное посредничество в их взаимоотношениях как экзотику. Пока стереотип не изменится, актуальной иллюстрацией для ситуации с российским фрилансом останется такой диалог из цитатника рунета bash.org.ru: "Фрилансер получил деньги, проект на наш сервер не перелил, клиент установил жесткий дедлайн! Я в панике! — Есть паспортные данные, не волнуйся! Оформим на него какой-нибудь большой кредит".

НАТАЛИЯ БЛОХИНА

КоммерсантЪ-Деньги
22.03.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов