Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Каждый третий - лишний

Росалкоголь продолжает консолидировать локальный рынок

В наступившем году количество игроков алкогольного рынка сильно сократится. По статистике Росалкогольрегулирования около 30% оптовых продавцов алкоголя не подали заявки на продление лицензии. Эксперты говорят о еще больших потерях в оптовом звене. Вслед за дистрибьюторами будут уходить с рынка производители и импортеры. Ассортимент на полке заметно обеднеет.

В 2011 году 85% компаний, занимавшихся оптовой торговлей спиртными напитками, должны подать заявки на продление лицензий. После анализа принятых документов в Росалкоголе сделали вывод, что до трети компаний в федеральную службу так и не явились. На сегодня в реестре зарегистрировано порядка 2,8 тыс. компаний, имеющих лицензии на оптовую деятельность. Если тенденция сохранится и около 30% дистрибьюторов откажется от дальнейшего ведения бизнеса, то алкогольный рынок уже до конца лета потеряет около 800 компаний-оптовиков.

Рука государства

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что число компаний, покинувших рынок, может оказаться еще выше. По его данным, 20-25% оптовиков распродают активы и начинают готовиться к работе в другом бизнесе. Примерно такое же количество компаний не сможет получить новые лицензии, не сумев удовлетворить требования "Росалкоголя".

"Власти однозначно проводят политику сокращения числа операторов рынка алкоголя, его укрупнения, усиления позиций государства не только в качестве регулятора рынка, но и оператора - руководителя частно-государственного партнерства, - объясняет действия службы Вадим Дробиз. - Государство считает, что укрупненным рынком будет легче управлять. Понимая это, часть операторов (мелкие и средние, а также некоторые крупные) не хотят ждать отказа в получении лицензии, а готовятся к уходу заранее".

Эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International" Ирина Воробьева соглашается, что на рынке производителей крепкой алкогольной продукции происходит активная консолидация и повышение роли государства. "Главным условием перелицензирования как производителей крепкой алкогольной продукции, так и дистрибуторов является переход под контроль государственного "Росспиртпрома" либо активное сотрудничество с ним по сбыту продукции, - рассказывает Ирина Воробьева. - "Росспиртпром" планирует занять в ближайшие пару лет не менее 50% рынка алкогольной продукции".

Процесс приостановки лицензий происходил очень активно уже в 2010 году. Количество компаний (и производителей, и продавцов алкоголя), которых это коснулось, увеличилось по сравнению с 2009 годом в 9 раз. "Если деятельность дистрибуторской компании из-за проверок приостанавливается на 1-2 месяца, ей уже будет сложно возобновить свою деятельность - из-за штрафов со стороны торговых сетей, необходимости возврата кредитов и т.д.", - добавляет эксперт. За 2010 год "Росалкоголь" по результатам проверок приостановил действие лицензии у 362 организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкоголя (для сравнения: в 2009 году - 68 лицензий, в 2008 году - 176 лицензий).

По мнению аналитика ИК "Грандис Капитал" Ксении Аношиной, причина ухода компаний с рынка может быть вызвана общей стагнацией рынка. Согласно данным Росстата, продажи алкогольной продукции в России снижаются три года подряд: в 2010 году было продано алкоголя на 2,2% меньше, чем в 2009 году (126,8 млн декалитров), в 2009-м на 5,6% меньше, чем в 2008-м, в 2008 году - на 1% меньше, чем в 2007 году. Причем снижение продаж затрагивает все популярные виды продукции - пиво, водку, вино.

Начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев считает логичным решение некоторых компаний уйти с рыка. "В условиях активного роста цен на продовольствие, а значит, и на сырье для производства большинства алкогольной продукции многим оптовикам становится просто убыточно производить продукцию или же заниматься ее логистикой", - комментирует Олег Абелев.

По словам директора по продажам компании "Очаково" Владимира Ефремова, аналогичная ситуация наблюдалась на пивном рынке в 2005-2006 годах. Тогда произошло значительное снижение числа дистрибуторов. Однако причиной были внутрирыночные факторы, а не государственное регулирование отрасли. В результате с рынка ушли мелкие оптовики, которые не вкладывались в развитие инфраструктуры - логистику, складские помещения и т.п. "Производители сделали выбор в пользу крупных оптовиков - таким образом, рынок сам осуществил упорядочение системы дистрибуции, - объясняет Владимир Ефремов. - Сейчас ситуация на алкогольном рынке несколько иная (перераспределение вызвано прежде всего государственной политикой), но последствия сокращения числа оптовиков будут примерно теми же, как и в случае с пивным рынком: в первую очередь повысится качество обслуживания, произойдет оптимизация каналов дистрибуции. На цены и ассортимент снижение числа оптовиков какого-либо серьезного влияния не окажет". Аналитики же прогнозируют и сокращение ассортимента, и вероятный рост стоимости некоторых категорий алкогольной продукции.

За и против

Эксперты единодушны в одном - столь значительное сокращение дистрибуторов изменит рынок, но масштабы последствия они оценивают по-разному.

Олег Абелев считает, что для алкогольного рынка они будут вполне ощутимыми. Во-первых, существенно сократится объем предложения ряда алкогольной продукции в силу массового снижения участников рынка; во-вторых, существенно вырастут цены на импортную алкогольную продукцию по причине планируемого увеличения импортных пошлин на большую часть ассортимента; в-третьих, для производителей станет выгодно увеличивать производство алкоголя только на базе тех видов сырья, которые выращиваются в России, без закупок зарубежных ингредиентов.

Ирина Воробьева также считает, что сокращение количества дистрибьюторских компаний приведет к тому, что цены будут повышаться, а ассортимент сокращаться. Аналитик ИК "Грандис Капитал" Ксения Аношина отмечает положительные моменты консолидации рынка. "Скорее всего подорожает алкогольная продукция эконом-сегмента в связи с некоторым обелением рынка и ценовым контролем. Возможно, действительно исчезнет с полок часть некачественной продукции, - предполагает Ксения Аношина. - В то же время в рамках дальнейшего развития стратегии по улучшению качества алкогольной продукции в магазинах можно предположить, что будут предприняты меры по поддержке российского виноделия и импорта качественного вина, например, будут послабления в таможенном регулировании импортных вин". Возможно, кто-то из поставщиков переключится на поставки алкоголя среднего и премиум-сегмента, продажи которого растут параллельно с повышением культуры потребления алкоголя и увеличения потребительской активности населения на фоне роста реальных доходов после кризиса.

Вадим Дробиз прогнозирует возможный кризис взаимных неплатежей и разрушение связей на рынке. "Станет меньше дистрибьюторов (например, в Саратовской области сейчас работает 15 дистрибьюторов, а останется не более 5). Оставшимся не нужен весь тот ассортимент, который был у 15 - однозначно будет сокращаться число поставщиков продукции в регион и ассортимент, - объясняет эксперт ЦИФРРА. - Значит, будут закрываться и компании-поставщики (производители, импортеры). Параллельно розница развивает программы производства частных торговых марок - дополнительное давление на производителей. В рознице сократится ассортимент алкоголя, но он сегодня явно раздут".

Взгляд изнутри

Игроки рынка не видят в сокращении числа выдаваемых лицензий ничего страшного. "Сам факт отказа от продления лицензии не означает, что сократится реальное количество дистрибьюторов алкоголя, - объясняет исполнительный директор холдинга Gerrus Group Кирилл Бутко. - Несколько лет назад требования к операторам алкогольного рынка были гораздо ниже, и многие получали несколько лицензий - чтобы подстраховаться на тот случай, если по каким-либо причинам будет приостановлена основная лицензия". В нынешних же условиях поддерживать такие "запасные" лицензии уже нет возможности. Также нередки случаи, когда дистрибьюторы переводили свою деятельность на другое юридическое лицо, на которое и оформляли новую лицензию. При этом лицензия "брошенного" юрлица продолжала действовать и ее просто не продлевали.

Генеральный директор компании Simple Максим Каширин подтверждает, что уйдут компании, которые не представляют для рынка никакой ценности. Таких "пустышек", существующих только на бумаге, может быть около 1/4. Часть оптовиков (около 15%) прекратят свое существование, потому что столкнулись с проблемами, вызванными новыми требованиями РАР. "Входные барьеры в отрасль сейчас достаточно высоки - одно только приведение складов в соответствие с прописанными законом требованиями обходится алкогольным компаниям в десятки миллионов рублей, - поэтому некоторые компании чувствуют, что не потянут, и сворачивают алкогольный бизнес", - комментирует Кирилл Бутко.

Исполнительный директор Gerrus Group отмечает, что процесс перелицензирования будет крайне сложным и растянется минимум до середины года, в краткосрочной перспективе возможны локальные потрясения (отсутствие ассортимента, демпинг в преддверии окончания сроков действия лицензии и т.д.), но к концу года все придет в норму.

По мнению Максима Каширина, если на рынке останется половина из зарегистрированных в реестре "Росалкоголя" компаний, - около 1400 - это некритично. Проблемы начнутся ниже порога в 1000, особенно сложно будет работать в регионах. "Россия - большая страна, количество оптовиков с лицензиями должно быть адекватно территории. Одному игроку трудно контролировать дистрибуцию сразу в нескольких регионах, - объясняет Максим Каширин. - Плюс надо учесть региональную специфику регулирования алкогольных рынков. Местные власти скорее всего поддержат свои компании, консолидация рынка будет ограничена региональными барьерами". Например, если в Екатеринбурге останется всего четыре компании - этого будет мало для отлаженной дистрибуции. На оптовиков свалится огромный поток товара от производителей и импортеров - водка, ликеры, вино, виски, коньяк и так далее. "Прайс-лист в таком случае будет похож на "братскую могилу", что плохо и для производителей, и для импортеров. Причем для водки это не так страшно, ее ассортимент не настолько широк, как в категории вин и других спиртных напитков. Усложнится товародвижение, - рассказывает генеральный директор Simple. - К тому же надо учесть неготовность регионов к цивилизованной дистрибуции, есть недостаток в складских помещениях и т.д.".

Стоит ожидать сделок по покупке региональных компаний москвичами. "Сегодняшняя политика РАР отрицательно повлияет также на узкопрофильные компании - те, которые работают, например, только с вином или только с виски. Их исчезновение плохо для рынка в целом - такие компании играют важную роль в воспитании культуры потребления алкоголя".

Ольга Долгова

Финансовые известия
02.03.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов