Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кандидат от партии талисманов

В ближайшую субботу будет определен талисман сочинской Олимпиады. Его "всенародные выборы" проходили в полном соответствии с традициями, присущими современным российским избирательным кампаниям

Зайка. Учится в спортивной академии, помогает
матери в ресторане «лесная запруда»
Фото: Изображения предоставлены
пресс-службой оргкомитета «Сочи 2014»
Прием заявок на конкурс, который устроили оргкомитет Олимпиады и газета "Известия", начался 1 сентября 2010 года в атмосфере горячей любви к Родине, вставшей наконец с колен на коньки и лыжи. Официальные лица не жалели красочных эпитетов, доказывая беспрецедентный характер конкурса и без устали напоминая, что "впервые в истории олимпийского движения талисман Игр будет выбран народным голосованием". "Да, это вызов, но мы готовы обеспечить все условия, чтобы голос каждого жителя России был услышан,— говорил, например, президент оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко.— Каждый желающий сможет поделиться своим видением того, каким должен быть наш талисман". "Когда талисман выбирают люди, его сила увеличивается, у него появляется дополнительная энергетика",— вторила ему член экспертного жюри конкурса Светлана Журова, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту и по совместительству вице-спикер Госдумы от "Единой России".

Желающих "поделиться своим видением" оказалось действительно немало: к 5 декабря, когда прием заявок в оргкомитет завершился, всего таковых поступило более 24 тыс. (собственную концепцию олимпийского символа "Власть" изложила в статье "В поисках талисмана" в N 34 от 30 августа 2010 года). А вот с тем, чтобы "услышать каждый голос", возникли проблемы, которые организаторам пришлось решать хорошо отработанными в российской избирательной практике методами.

Выдвижение и регистрация
Как известно, первичный отсев "неправильных" претендентов на выборах любого уровня происходит уже на этапе выдвижения и регистрации кандидатов. В данном случае процесс выдвижения был предельно демократичным (по крайней мере, об иностранном гражданстве, неснятой судимости или зарубежном финансировании у авторов никто не спрашивал), но размещения на официальном сайте конкурса удостаивались уже далеко не все. Роль избиркома играли модераторы этого сайта, проверявшие заявки на предмет их соответствия условиям конкурса: талисман должен "способствовать продвижению олимпийских идеалов", отражать "национальные и культурные особенности" РФ, "символизировать образ России и ее национальный характер", а также "вызывать позитивные эмоции, быть интересным и оригинальным".

В отличие от подопечных главы Центризбиркома Владимира Чурова, которым для отсеивания неугодных кандидатов приходится придумывать более или менее объективные причины, олимпийским избиркомовцам ничего изобретать не пришлось. Благо что "образ России" и "позитивные эмоции" — показатели заведомо субъективные, оставляющие огромный простор для творчества масс и такой же спектр предлогов для отказа в регистрации. Поэтому первым делом был отсеян весь креатив, в котором усматривалась попытка очернения существующего строя. В частности, от рук модераторов сразу же пали Пила, вроде бы адекватно отражающая культурные особенности российских чиновников, и Стакаша — стоящий на лыжах граненый стакан с прозрачной жидкостью, которая регулярно вызывает позитивные эмоции у многих россиян.

Зато среди зарегистрированных неожиданно оказался не менее, казалось бы, сомнительный кандидат — синяя мохнатая лягушка со странным именем Зойч. Возможно, бдительность модераторов усыпила политически выверенная лексика московского художника Егора Жгуна, кратко описавшего свой талисман: "В глазах у него олимпийские кольца, способствующие продвижению олимпийских идеалов, а на голове — царская корона, напоминающая о державности и духовности". А может, их вдохновила перспектива превращения лягушки в царевну, которая затем начнет с легкостью вынимать из рукава всякие полезные объекты, будь то пруд с лебедями или новые стадионы.

Короче, ничего подозрительного избирком в лягушке не разглядел. И, как очень скоро выяснилось, зря. Потому что этот персонаж, поначалу о победе и не мечтавший, не только почти сразу взлетел на первое место в голосовании на официальном сайте, но и фактически превратился в единого кандидата от непримиримой оппозиции. Интернетчики начали видеть в Зойче "жабу, которая душит чиновников, готовящихся к распилу олимпийских бабок", в отсутствии передних лап усматривали намек на плохую экологию, в цвете шерсти — следствие отключения отопления и количества выпитого спиртного. А на агитацию одних блогеров "внести смуту в ряды организаторов путем голосования за наш символ" другие отвечали восхищенными репликами, которые можно было бы перевести с матерного на обычный русский примерно так: "Более убогого символа не найти, обдолбанная синяя лягушка с лыжной палкой. Я за! Пускай иностранцы офигевают".

Чрезмерный оптимизм варежек заставил
комиссию усомниться в серьезности их намерений,
и кандидатура была отвергнута
Агитация и голосование
Понятно, что допустить выход во второй тур такого вопиюще несистемного кандидата, как лягушка, было категорически невозможно. Тем более что побороть это мохнатое зло оргкомитету конкурса было гораздо проще, чем настоящему избиркому — выдвиженца антипутинской оппозиции. Правда, вариант со снятием Зойча с выборов за неправильную агитацию или подкуп избирателей по понятным причинам не прокатывал. Но и вбрасывать бюллетени или переписывать итоговые протоколы тоже не требовалось — достаточно было с помощью компьютерной мышки отправить психоделическую лягушку куда-нибудь в пятую сотню рейтинга.

Однако этим рецептом олимпийский избирком, к изумлению многих, почему-то не воспользовался: не иначе организаторы все-таки до последнего верили в превращение мерзкого оппозиционного земноводного в прекрасную прокремлевскую царевну. Когда же стало ясно, что чуда не произойдет, у оргкомитета уже оставался только один выход: сделать вид, что никакого голосования в интернете вообще не было, и как бы заново провести регистрацию кандидатов, выбрав из 24 тыс. десятку самых достойных. В которую Зойч, разумеется, не вошел.

Строго говоря, как раз такой порядок и предполагался изначально, ведь отбирать участников финала, согласно положению о конкурсе, должно было экспертное жюри во главе с гендиректором "Первого канала" Константином Эрнстом. Но можно не сомневаться, что, будь итоги интернет-голосования поприятнее, члены жюри при оглашении шорт-листа 21 декабря непременно бы сообщили с неподдельной гордостью, что их выбор счастливым образом совпал с мнением нашего мудрого народа. А так, наоборот, вышла лишь иллюстрация популярного в вертикальных кругах суждения: "Дай нашим людям настоящую свободу — и они тут же выберут какого-нибудь ваххабита (сиречь "педобира", Зойча и т. п.)". Правда, ВЦИОМ еще в середине ноября утверждал, что за Зойча "ни при каких обстоятельствах не проголосовали бы 36% россиян". Но обосновать свой выбор выводами этой уважаемой социологической службы экспертное жюри, видимо, не решилось,— может быть, потому, что на сайте talismansochi2014.ru, где до сих пор идет независимое голосование, Зойч по-прежнему уверенно держится на третьем месте, уступая лишь Белому медведю и Леопарду.

В результате начавшийся под флагом "беспрецедентного всенародного голосования" конкурс завершится ровно так же, как любые среднестатистические российские выборы: 26 февраля зрители "Первого канала" будут голосовать за одного из десяти одинаково безликих и банальных, зато политически совершенно безупречных кандидатов. Ведь вместе с Зойчем жюри на всякий случай отсеяло и более безобидных, но тоже явно выбивавшихся из общего игрушечного ряда кандидатов вроде Варежек, долго удерживавших в интернет-голосовании второе место.

Нет, конечно, глубокий политический смысл при большом желании можно найти и в образах некоторых представителей финальной десятки, получивших для агитации лучшее время на "Первом канале". Скажем, Дед Мороз может привлечь целевую аудиторию в лице пенсионеров и бюджетников, рассчитывающих исключительно на подарки от государства. Леопард, представленный на официальном сайте как "горный спаситель-альпинист", чем-то неуловимо напоминает одновременно и главу МЧС Сергея Шойгу, обаявшего немалую часть избирателей в роли лидера блока "Единство" на думских выборах 1999 года, и самого Владимира Путина, лично выпустившего такого леопарда в сочинскую природу. Спасенный и воспитанный полярниками Белый медведь явно символизирует российские национальные меньшинства, вырвавшиеся из мрака невежества благодаря бескорыстной помощи благородного русского народа. Ну а Зайка, которая успевает "учиться в Лесной академии и помогать маме в семейном ресторанчике", похоже, олицетворяет российских студентов, вынужденных добиваться прибавки к нищенской стипендии, берясь за любую работу.

Впрочем, мнение простых россиян, судя по всему, никого особо интересовать и не будет. Потому что "всенародно избранным" талисманом Олимпиады исходя из традиций российских выборов все равно должен стать персонаж, понравившийся одному или максимум двум главным телезрителям страны. И даже если исходя из особенностей текущего политического момента на роль талисмана вдруг будут утверждены оба вышедших в финал медведя — один постарше и пожестче, а другой помоложе, полиберальнее и с "Айфоном", то и это, конечно же, будет не уступкой блогерам, давно предложившим подобную конструкцию, а лишь согласованным решением двух партнеров по тандему, которые наконец "сели и договорились".

"Окончилось все примерно так, как с самого начала и ожидалось"

Историю трудной судьбы лягушонка Зойча "Власти" рассказал создатель этого талисмана Егор Жгун.

Фото: Егор Жгун

Решение поучаствовать в конкурсе я принял где-то в начале сентября, когда в нем с большим отрывом лидировал медвежонок Петр. Человеку, бывающему в интернете редко, это существо покажется просто довольно милым и ничем не примечательным медвежонком. Но активным пользователям сети он знаком как педобир — достаточно известный интернет-мем и вообще-то покровитель педофилов. Забавно, что премодерация, существовавшая на сайте конкурса с самого начала, появлению педобира не помешала. Очевидно, организаторы, решившие в очередной раз позаигрывать с активными интернет-пользователями, модераторами предсказуемо набрали людей, которые к числу активных пользователей вряд ли относятся и в интернете мало разбираются.

Педобира, впрочем, через пару дней все-таки удалили без объяснения причин. Возможно, потому, что изображение, использованное авторами этой заявки, создал канадский художник Михаэль Беррик, а копирайт организаторы конкурса все же блюдут.

Вся эта история показалась мне весьма смешной, поэтому я решил сделать примерно то же самое, что сделали неизвестные мне люди с медвежонком Петром, только чуть более умно, чтобы придраться было не к чему. Победить в конкурсе изначально целью не ставилось: в правилах было сразу написано, что голоса посетителей сайта никакого значения не имеют. А имеет лишь мнение некой комиссии, которая по окончании интернет-конкурса по одной ей известным критериям должна была выбрать из присланных вариантов несколько финалистов.

За основу я взял гипножабу из "Футурамы" (в одной из серий этого мультфильма жаба участвует в конкурсе и гипнотизирует жюри таким образом, что ей отдают первое место), скрестил ее с лыжной палкой (зимний вид спорта) и Царевной-лягушкой (русская народная сказка — то, что нужно), покрыл мехом (Игры все-таки зимние) и покрасил в нежно-голубой цвет логотипа Сочи-2014. Из того же логотипа, на котором сразу же после его обнародования в декабре 2009 года цифры 2014 многие стали читать как ZOIЧ (или "Зойч"), взял и название талисмана.

В описании я, кажется, переборщил с "державностью" и "духовностью" и, честно говоря, ожидал, что модераторы Зойча сразу же не пропустят и все на этом закончится. Но они, к моему удивлению, его пропустили, после чего отступать было некуда. Я быстро сделал три агитационные картинки и опубликовал их у себя в ЖЖ с призывом голосовать и делиться этой новостью с друзьями. Пост так и назвал: "Пост памяти медвежонка Петра".

Я, конечно, ожидал, что людям Зойч, скорее всего, понравится, но результаты меня все равно весьма поразили. Я сейчас точные цифры уже не помню, но за первые сутки случилось несколько сотен комментариев, еще больше ссылок на запись и примерно столько же ссылок на страницу талисмана на сайте конкурса. Для моей не очень популярной в этом плане уютной жежешечки это было очень много. Сам талисман после публикации в течение примерно минут сорока вышел на первое место, где потом и просидел до самого конца голосования.

Где-то пару дней я еще ждал, что организаторы проснутся и Зойча с сайта удалят, но Зойч стабильно лидировал, и никто его не удалял. Но до конца интернет-конкурса, в котором я на тот момент уже твердо решил победить, оставалось еще три месяца, поэтому мне казалось, что обязательно нужна будет вторая волна голосования за Зойча, когда его рейтинг неизбежно начнет падать. Для этой второй волны я задумал сделать агитационный ролик.

К тому же система голосования на сайте была весьма странная: вроде бы каждому варианту можно было поставить оценку от 1 до 5, но ни средней оценки, ни количества проголосовавших за каждый талисман видно не было. Моему параноидальному мозгу показалось, что это могло бы быть неплохим способом скинуть неугодный вариант талисмана с первого места, не удаляя его из конкурса. Потому что зачем еще скрывать данные голосования, если их проще показать? И агитационный ролик был задуман в том числе на случай "Караул, у нас украли голоса!". (К чести оргкомитета должен, кстати, сообщить, что никакого внезапного обнуления рейтингов я в итоге так и не заметил ни у одного из кандидатов, так что не исключено, что отсутствие привычных для интернет-голосований открытых данных было просто неудачным дизайнерским решением создателей сайта.)

Агитационный ролик был готов уже в середине октября, но ожидаемого мною провала в рейтинге Зойча так и не последовало. В начале ноября, ровно за месяц до конца конкурса, деваться стало некуда, и я выложил так и не понадобившийся, как мне тогда казалось, ролик в свой ЖЖ. Но в результате ролик был даже успешнее, чем оригинальный сентябрьский пост: за первую неделю его посмотрело примерно 100 тыс. человек, а отрывки из него показали по нескольким телеканалам в сюжетах про выборы талисмана.

Дальше у меня было две мечты. Сначала — чтобы и на "Первом канале" рискнули проявить чувство юмора и Екатерина Андреева рассказала про Зойча в новостях, как в одном из кадров ролика. А потом — чтобы таинственная комиссия, собравшись в декабре, решилась сделать вид, что открытое ими в интернете голосование действительно что-то решает, и допустила Зойча до телефонного и SMS-голосования. Зойч бы там, без сомнения, набрал те же самые -36%, что и в опросе ВЦИОМа в середине ноября, а победил бы тот же самый Белый мишка, который 26 февраля и победит. И все были бы счастливы.

Но Екатерина Андреева не решилась. И таинственная комиссия не решилась. В общем, окончилось все без сюрпризов и примерно так, как с самого начала и ожидалось. Разве что в интернете теперь существует армия поклонников Зойча, среди которых вот-вот найдется чудак, который начнет делать и продавать Зойча в виде мягкой игрушки.



КоммерсантЪ-Власть
24.02.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов