Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Золотой апельсин

Мировые цены на соки растут, Россия - не исключение

Прошедший неблагоприятный для аграриев год повлиял и на стоимость практически всех продуктов питания. Подорожание коснулось и самых популярных видов сока - апельсинового и яблочного. Причинами повышения цен эксперты называют плохие урожаи фруктов на территории США и Китая и возросший спрос в азиатских странах. В России соки также сильно подорожали.

По результатам недавнего исследования, проведенного отраслевым журналом The Grocer, цены на фруктовый сок постоянно повышаются.

Например, за последний год цена литровой коробки апельсинового сока Tropicana в пяти основных сетях супермаркетов Великобритании выросла на 22% - с 1,8 фунта стерлингов до 2,19 фунта стерлингов. Упаковка концентрированного яблочного сока собственной торговой марки подорожала в среднем на 21% (с 87 пенсов до 1,05 фунта стерлингов).

По данным исследовательской компании Mintec, стоимость замороженного концентрата апельсинового сока за последние два года увеличилась на 143%. Стоимость яблочного сока составляет 1500 фунтов стерлингов за тонну, в то время как всего год назад она равнялась 650 фунтам стерлингов за тонну.

Повышение цен коснулось потребителей не одной только Великобритании. В последнее время подорожание свежевыжатых и концентрированных соков достигло существенных масштабов. "Если только за 2009 и 2010 годы стоимость замороженного концентрата апельсинового сока увеличилась почти на 150%, то говорить о ценах на свежевыжатые соки уже и не приходится - они, бесспорно, будут расти", - отмечает начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев. По мнению экспертов The Grocer, в 2011 году отпускные цены на апельсиновый сок могут вырасти на 80%, яблочный подорожает на 60%.

Резкий рост цен связан как с сильным подорожанием удобрений в основных мировых регионах по производству яблок и апельсинов - в провинции Шэньдун в Китае (яблоки) и в штате Флорида в США (апельсины), так и с экстремально холодной зимой 2010 года.

Сырьевая зависимость

В России рост стоимости сока непременно пойдет за мировыми ценами - зависимость отечественной промышленности от импортного сырья очень высока. "До 90% концентрата для производства соков ввозится из-за границы. Основные страны-поставщики - это Китай, Бразилия, Таиланд, Турция, Иран, - комментирует эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации / Morison International" Ирина Воробьева. - Во многом это объясняется тем, что фрукты, используемые в производстве соков, в России не растут. Но не только этим. Несмотря на то что Россия каждый год собирает огромные урожаи яблок, яблочного концентрата для производства сока нам тоже не хватает. Уровень внедрения технологий для производства концентрата у нас очень низкий".

Партнер BDO в России Елена Хромова подтверждает, что ценники на полках российских магазинов напрямую зависят от мирового рынка. "Тем не менее при росте стоимости сырья на 60-80% увеличение отпускных цен не будет таким значительным, ведь на фоне начавшегося из-за кризиса падения спроса производители будут стараться поддержать рынок и распределить возросшие издержки на производство соков между другими видами своей продукции", - считает Елена Хромова.

Ирина Воробьева соглашается, что повышение цен на соки произойдет и на российском рынке, но ее прогноз по росту стоимости более оптимистичный. "Повышение цены не будет слишком большим, в среднем удорожание замороженного концентрата на 40% приводит к повышению цен на сок на нашем рынке на 10%", - объясняет эксперт. Возможность поднятия цен на соки на российском рынке также ограничена готовностью потребителя платить новую цену. "К примеру, в 2009 году цены на сок на российском рынке повысились на 12%, при этом на 15% снизилось потребление соков", - добавляет Ирина Воробьева. В "Риком-Траст" приводят другие цифры. По данным компании, в 2010 году в среднем цена пакета свежевыжатого апельсинового сока в России выросла на 45-50%, а концентрированного - на 25-27%.

За все заплатит потребитель

По мнению Олега Абелева, скорее всего, в текущем году мы увидим продолжение растущего ценового тренда. "Общий тренд на рост продовольственных цен сохранится, а соки не входят в минимальный набор потребительских корзин, цены на которые дотируются и сдерживаются государством", - объясняет аналитик "Риком-Траст". Получается, что за мировые катаклизмы придется, как всегда, платить рядовому потребителю.

Сегодня рынок соков практически целиком принадлежит двум компаниям: Coca-Cola ("Нидан" и "Мултон") и PepsiCo ("Лебедянский" и "Вимм-Билль-Данн"), большой ассортимент брендов позволяет им покрыть все ценовые ниши. По данным аудита розничной торговли "Nielsen Россия", в городах России с населением свыше 10 тыс. человек совокупная доля производителей - лидеров сокового рынка составила 76,9% в объемном выражении ("Вимм-Билль-Данн", "Лебедянский", "Мултон", "Нидан").

"Мы полагаем, что данные компании обладают достаточной переговорной силой, чтобы перенести повышение себестоимости на конечного потребителя, - комментирует аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова. - Но в случае резкого повышения цен в ситуацию может вмешаться ФАС". Олег Абелев обращает внимание на то, что основная доля в конечной стоимости товара в России традиционно устанавливается не производителем, а в каждом звене сбытовой и дистрибуционной цепочки, а также ритейловой сетью. "Основной рост цен происходит именно здесь - до 80% от общего роста цен, - отмечает аналитик. - Мы ожидаем продолжения подобной тенденции и в текущем году".

Ольга Долгова

Финансовые известия
11.02.2011



Внимание! Проводим автоматизацию розничной торговли дёшево и быстро!
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов