Sostav.ru - ћаркетинг –еклама PR
“екст ¬идео ѕринты Ѕлоги
—отка
ћедиа|–еклама|Ѕрендинг|ћаркетинг|Ѕизнес|ѕолитика и экономика|—оциум|‘естивали|Ѕизнес-блоги 

¬ерси€ дл€ печати

»нтервью: јлександр ћечетин, основной акционер и председатель правлени€ "—инергии"

"ћы стараемс€ не расстраивать инвесторов"

¬ конце прошлого года единственна€ российска€ публична€ компани€ алкогольного рынка "—инерги€" провела SPO на российских биржах, выручив за 15% своих акций $104,4†млн.  уда пойдут эти деньги, а также как будет мен€тьс€ алкогольный рынок –оссии в обозримом будущем, в интервью "Џ" рассказал основной акционер и председатель правлени€ "—инергии" јЋ≈ —јЌƒ– ћ≈„≈“»Ќ.

— ќдной из целей последнего SPO "—инергии" было за€влено снижение долговой нагрузки. ќднако аналитики считали, что долг у компании и так не очень большой, чтобы прибегать к такого рода инструменту...

— ¬ плане долга компани€ комфортно себ€ чувствовала и до SPO, это правда. Ќо теперь ее баланс стал еще более консервативным. ћы привлекли около $100†млн, получили качественную базу инвесторов, как европейских, так и американских.  омпани€ решала несколько задач. Ќа наш взгл€д, в следующие несколько лет будет происходить еще более активна€ консолидаци€ алкогольного рынка, и дл€ нас важно нарастить финансовые мускулы дл€ развити€. ѕри этом не об€зательно дл€ роста за счет M&A, это может быть и органический рост, просто он будет более активный. ѕомимо этого компани€ увеличила free float, тем самым повысив ликвидность своих акций. "—инерги€" прежде "страдала" от того, что, несмотр€ на высокий интерес к акци€м потребительского сектора и к акци€м компании, объемы ежедневных торгов были не так велики. —ейчас ситуаци€ улучшаетс€ пр€мо на глазах — как раз одним из последствий SPO стало повышение ликвидности и, соответственно, получение более справедливой цены на акции.

— ¬аше последнее размещение проходило по нижней границе в $36 за акцию. ѕочему инвесторы были так осторожны?

—  онечно, нам хотелось, чтобы размещение было ближе к верхней границе, но если вспомнить наше SPO осенью 2009 года, то тогда мы размещались по $20. ≈сли говорить о том, почему была нижн€€ граница, то думаю, это св€зано с тем, что рынки остаютс€ волатильными — инвесторы продолжают часто переходить от состо€ни€ восторга к состо€нию уныни€ и зачастую без серьезных на то оснований.  роме того, к сожалению, опыта успешных IPO в –оссии не так много, особенно если рассматривать последний год.  стати, как раз после размещени€ "—инергии" произошло несколько успешных IPO. ƒумаю, что наше размещение, которое было одно из первых в осенний сезон, разожгло аппетит инвесторов. —пуст€ же два мес€ца после SPO акции компании стали торговатьс€ на 20% выше верхней установленной при размещении границы в $40.

—  акого типа инвесторы приобрели бумаги "—инергии"?

— ћы старались давать минимум хедж-фондам, наличие которых важно дл€ обеспечени€ ликвидности. “е инвесторы, кому мы отдавали предпочтение в рамках SPO,— это как раз долгосрочные инвесторы, которые хот€т с нами прожить несколько лет. Ёто такие глобальные фонды, как Templeton, Fidelity, Jupiter.

— „то стало драйвером роста цены после SPO?

— ћы стараемс€ не расстраивать инвесторов, подтвержда€ своими операционными показател€ми те прогнозы, которые делаем в процессе подготовки к размещению на бирже. ¬ 2010 году наш рост в декалитрах превысил 15%, и мы видим нарастающую динамику. ƒумаю, что наша задача сохран€ть такой же рост и в 2011 году. ’орошую динамику по итогам прошлого года показали прежде всего наши маржинальные бренды — такие как Beluga, "ћ€гков", отличный рост у "Ѕеленькой". Ќаверное, это и €вл€етс€ драйвером роста акций компаний.

—  акой объем из привлеченных $100†млн пойдет на сделки, какой на погашение долга?

— ƒумаю, что больше половины пойдет как раз на погашение долговых об€зательств — дл€ нас сейчас это первоочередна€ задача, потому что немедленных средств дл€ совершени€ M&A нам не нужно. „асть денег будет направлена на пополнение оборотного капитала.

— Ќасколько в этом году снизитс€ долг компании?

— Ќаша целева€ задача — это держатьс€ на уровне 1,5 в соотношении долг/EBITDA, что будет, наверное, один из самых консервативных показателей в отрасли в целом. »сход€ из сегодн€шней ситуации, эта цель вполне достижима€. Ќельз€ стремитьс€ к тому, чтобы долг был равен нулю: это тоже не очень эффективна€ работа с точки зрени€ акционеров.

— ћожете раскрыть планы по конкретным сделкам M&A?

— Ћетом мы объ€вл€ли, что заключили соглашение по производству и дистрибуции премиального водочного бренда Veda. ” нас есть договор с владельцем марки (јнастаси€ –агозина.— "Џ") о некотором периоде совместной работы, в течение которого мы должны прин€ть решение о покупке. я думаю, что в 2011 году будет пон€тно, насколько бренд успешен. Ќа основе информации о продажах мы и будем принимать решение. я думаю, это произойдет не раньше, чем осенью следующего года.

— „ем вас заинтересовала марка Veda?

— ¬ нашем портфеле ключевых федеральных брендов давно существовало "вакантное место" между водкой "ћ€гков", котора€ стоит 180†руб. за 0,5†л, и водкой Beluga, чь€ цена начинаетс€ от 600-700†руб. ѕоэтому мы посчитали дл€ себ€ логичным добавить продукт в сегменте около 300†руб. ћы сами разрабатывали определенные продукты, которые могли бы зан€ть эту нишу, и параллельно смотрели на рынок, какие там есть возможности дл€ покупок. ¬ итоге пришли к выводу, что нам эффективнее купить готовый бренд.  роме того "—инерги€" обладает мощной платформой дл€ дистрибуции премиального алкогол€ — это и работа с on-trade каналом и с ключевыми имиджевыми точками off-trade. —обственник Veda, со своей стороны, искал партнера, который был бы в состо€нии обеспечить дистрибуцию и обладает опытом работы с премиальными продуктами.

—  то вкладывает деньги в продвижение Veda — вы или собственник бренда?

— ћожно сказать, что и он, и мы.

—  роме Veda другие варианты дл€ поглощени€ рассматриваете?

— Ќам интересны разные категории крепкого алкогол€. ќблада€ дистрибуторской машиной с достаточно широким региональным охватом, дл€ нас логично расшир€ть портфель, чтобы сделать эту платформу более эффективной. ¬ 2010 году, кроме Veda, у нас был запущен собственный бренди "«олотой резерв" и мы довольны теми результатами, которые он показал. » дальше мы будем смотреть на другие виды алкогол€. Ёто может быть виски, это может быть что-то еще.

— ¬ы будете покупать марки или выводить на рынок собственные?

— ¬озможны оба варианта.

— ”же больше года идет продажа компании Nemiroff.   вам же наверн€ка тоже поступало предложение?

— »нтереса к сделке с Nemiroff у нас не было. ћы считаем, что в –оссии у нас уже сформирован портфель водочных брендов, а на рынке ”краины нас прежде всего интересует премиальный сегмент, в котором мы сейчас работаем с Beluga.

— –ынок премиальной водки восстановилс€ после кризиса?

— ћогу сказать, что мы даже в кризисном 2009 году отмечали значительный рост продаж нашей самой дорогой водки Beluga, но тогда это происходило от того, что часть потребителей переключалась на премиальную водку с импортируемых виски и конь€ка, продажи которых пострадали не только от падени€ среднего дохода на душу населени€, но и от девальвации рубл€. Ёто было драйвером роста наших премиальных марок в 2009 году. ¬ 2010 году этим драйвером стала растуща€ уверенность потребител€ в завтрашнем дне, улучшение его покупательской способности. Ќа самом деле, премиумизацию водочного рынка никто не отмен€л — она продолжаетс€ последние дес€ть лет. Ћюди хот€т потребл€ть брендированные товары, формировать через них свое отношение к жизни. ѕоэтому мы наш основной фокус будем делать на высокомаржинальных продуктах. ћиллионы декалитров продавать несложно при высоком потреблении водки в стране, но наша задача — продавать дорогую продукцию, даже если объемы продаж будут расти медленнее, чем нам бы хотелось.

— ¬ 2010 году вы почувствовали эффект от мер –осалкогольрегулировани€ по борьбе с нелегальным рынком?

— ƒа, видно много положительных изменений в области регул€ции алкогольного рынка, 30% которого пока все еще занимает нелегальна€ продукци€. Ѕыла введена минимальна€ цена на водку, что, безусловно, повли€ло на рынок в лучшую сторону. ¬ 2011 году должен изменитьс€ пор€док уплаты акциза (отгрузка спирта будет осуществл€тьс€ на услови€х предоплаты суммы акциза или по предоставлению банковской гарантии.— "Џ"), что тоже должно нанести большой удар по нелегалам. Ќадо понимать, что главным бенефициаром от нашей работы и от работы любого легального производител€ €вл€етс€ государство. ѕоловина выручки от продукции в среднем ценовом сегменте идет напр€мую государству. ≈жемес€чно мы собираем акцизов и Ќƒ— в размере 40†руб. с каждой бутылки. ≈сли в прошлом году мы произвели 220†млн бутылок, то сумма, которую мы переведем в бюджет, приблизитс€ к $300†млн. ѕоэтому государство будет выигрывать на том, что рынок продолжит легализовыватьс€, будут создаватьс€ пон€тные, €сные правила игры, а потребитель будет получать безопасную продукцию.

— —реди участников алкогольного рынка есть мнение, что –осалкогольрегулирование оказывает поддержку государственному "–осспиртпрому".  ак вы можете это прокомментировать?

— ћогу только сказать, что пр€мого вли€ни€ на наш бизнес мы не видели.

— ¬ы сказали, что сейчас 30% рынка алкогол€ наход€тс€ в нелегальном обороте. ¬ конце 2009 года вы называли цифру 40%. “о есть за прошлый год теневой рынок действительно сократилс€?

— “очных цифр по реальному потреблению алкогол€ не существует. ќсновыва€сь на данных –осстата, можно сказать только, что есть легальное производство в объеме 100-110†млн декалитров в год, которое декларируетс€. Ќо нужно отметить, что не со всего этого объема собираютс€ налоги. “о есть объем производства как минимум декларируетс€, что уже первый шаг к легализации. —колько продукции находитс€ в нелегальном обороте и какой размер ее потреблени€, этого никто не знает, потому что нет замеров розницы. ≈сть разные цифры и представлени€, основанные на некоторых выборках. —уществует компромиссна€ цифра — что-то около 170†млн декалитров потреблени€ до этого звучала. »сход€ из этого, мы видели, что в 2009 году нелегальный рынок составл€л 40%.

— » как эта цифра мен€лась в 2010 году?

— ѕо моим ощущени€м, в 2010 году как раз на базе политики –осалкогольрегулировани€ мы увидели уменьшение нелегального рынка и определенное уменьшение потреблени€ алкогол€ в стране. ѕри этом думаю, что легальные производители немного подрастут по результатам года, но незначительно. »того, мо€ оценка по итогам года — наверное, 30-35% от всего рынка будет как раз продукци€ нелегалов. я думаю, что если смотреть на п€ть лет вперед, то потребление алкогол€ будет падать, но при этом производство легального алкогол€ останетс€ на прежнем уровне — от 100 до 120†млн дал. » может даже вырасти незначительно, на 10-15%, как раз за счет уменьшени€ нелегального рынка.

— ј потребление алкогол€ насколько упадет за эти п€ть лет?

— я думаю, что, наверное, процентов на 10. ¬о-первых, потому что алкоголь становитс€ менее доступным, все-таки его средн€€ стоимость в стране выросла после введени€ минимальной цены. ≈сли раньше можно было найти водку и за 40-60†руб., то сейчас в рознице продукцию меньше, чем за 98†руб., найти нельз€. Ќе могу сказать, что это пр€мо вли€ет на тех людей, которым нужен дешевый алкоголь, но это, возможно, один из факторов. “акже идет переключение потреблени€ между различными сегментами алкогол€, например, за счет увеличени€ потреблени€ вина.

— ¬ св€зи с ростом попул€рности вина не хотите начать работу с этой категорией?

— ѕока наш фокус лежит в области крепких брендированных напитков. ј главный маркетинговый вопрос вина это как раз его брендирование. ƒело в том, что потребители зачастую определ€ют вино по месту происхождени€, а не по названию. ѕоэтому вино до определенной степени €вл€етс€ таким товаром, который имеет мало отличительных свойств. ѕостроение винного бренда задача непроста€ и в насто€щее врем€ мы таких целей дл€ себ€ не ставим.

— ћинфин в 2011 году собираетс€ вернутьс€ к вопросу более существенной индексации акцизов на крепкий алкоголь. Ќасколько это разумно?

— «десь, € думаю, может быть одно мнение, которое исходит из реалий рынка, а они таковы, что легальным производител€м алкогол€ приходитс€ конкурировать с ценами нелегального рынка, который не платит налоги. ≈сли повысить акцизы до того уровн€, который предлагает ћинфин, то это приведет к резкому повышению цены на легальную продукцию — в среднеценовом сегменте это будет рост на 50%. √отов ли потребитель переплачивать столько? Ќаверное, нет. ѕотребителю не объ€снишь, что ћинфин хочет заработать немного больше денег в бюджет. ќн будет просто потребл€ть водку по этой же цене, но котора€ будет нелегальной. » это приведет к тому, что сборы катастрофически упадут, потому что пострадают прежде всего легальные производители. ј нелегалы получат возможность активнее продавать свою продукцию. » на той положительной динамике по легализации рынка, наметившейс€ с начала 2010 года в результате меропри€тий –осалкогольрегулировани€, будет поставлен крест. ѕри этом € согласен с тем, что алкоголь в –оссии должен стоить дороже. ƒоступность крепкого алкогол€ одна из серьезных проблем. ƒолжны ли акцизы повышатьс€? ƒа, должны. ћогут ли они повышатьс€ до уровн€, о котором говорит ћинфин? ƒа, могут, только в долгосрочной перспективе. Ёто должно осуществитьс€ после того, как нелегальный рынок будет составл€ть менее 5% от потреблени€.

— —ейчас идут очень большие споры по поводу законопроекта о приравнивании пива к алкоголю. ѕивовары считают, что его проталкивает водочное лобби, которое €кобы заинтересовано в сокращении продаж пива и переключении населени€ на более крепкие напитки...

— Ќет никакого водочного лобби. Ќадо просто понимать, что существует некотора€ алкогольна€ единица, пон€тие о которой есть во всех цивилизованных странах. » поэтому разница небольша€, будет ли эта единица потребл€тьс€ через пиво, вино, виски, конь€к или водку — это в любом случае будет потребление алкогол€. ћы, конечно, хотели бы видеть, чтобы акцизна€ ставка была гармонизирована в пересчете на абсолютный алкоголь. Ёто будет правильно и дл€ бюджета, и дл€ потребител€, и дл€ конкурентной среды. — потреблением пива главна€ проблема в том, что оно сильно снизило возрастную границу.   сожалению, у нас пиво потребл€ют и школьники, и студенты, тогда как крепкий алкоголь, как правило,— люди уже более старшего возраста. ћы видели взрывной рост потреблени€ пива в последние 10-15 лет при том, что потребление крепких алкогольных напитков в этот период практически не падало. “о есть произошел резкий рост потреблени€ алкогольной продукции в пересчете на спирт.

— ≈ще несколько лет назад вы собирались продавать ваши сельхозактивы по част€м. ¬ 2010 году вы объединили их в единую компанию "ѕентагро". «ачем?

— ћы их объединили, прежде всего, дл€ возможности привлечени€ финансировани€ на отдельную компанию "ѕентагро", а не на "—инергию". ѕри этом "—инерги€" €вл€етс€ и будет оставатьс€ акционером "ѕентагро", котора€ €вл€етс€ компанией с четкой аграрной спецификой. — одной стороны, дл€ нас это непрофильные активы, но, с другой стороны, этот бизнес €вл€етс€ прибыльным и кризисоустойчивым. —ейчас мы его активно развиваем. ” нас больша€ программа по модернизации нашего птицеводческого хоз€йства. «а два года мы планируем удвоить объем производства наших птицефабрик. “акже хотим увеличивать процент в обработке земли — сейчас это 40†тыс. га, что менее половины от того, чем мы владеем.

—  акой сейчас оборот у "ѕентагро"?

— ≈сли примерно, то это более $100†млн.

— ¬ середине года по€вилась информаци€, что вы готовите IPO "ѕентагро"...

— ѕока € не могу сказать, что мы готовим IPO, но мы действительно не исключаем дл€ себ€ возможности привлечени€ капитала через продажу акций компании.

— ¬ы сказали, что консолидаци€ рынка будет продолжена в следующем году. Ќасколько, на ваш взгл€д, может увеличитьс€ дол€ п€терки лидеров на рынке?

— Ќа топ-5 крупнейших компаний сейчас приходитс€ около 50% объема легального рынка. я думаю, что в п€тилетней перспективе эта цифра увеличитс€ до 80%. ћожет, даже и раньше. ћы видим вымывание мелких игроков на основе нескольких причин. ¬о-первых, это в целом уменьшение нелегального рынка. ¬торым фактором €вл€етс€ увеличение сетевого сектора, которому нужны стабильные партнеры среди поставщиков, которые способны нести маркетинговые затраты. —етевики стрем€тс€ к уменьшению числа партнеров и к тому, чтобы работать с несколькими стабильными компани€ми, которые были бы в состо€нии обеспечить логистику в целом по стране. ≈ще одной причиной консолидации €вл€етс€ продолжение премиумизации, когда потребитель все больше отдает предпочтение дорогой и известной продукции, а ее в состо€нии производить только крупные компании, имеющие бюджеты на создание имиджа дорогого товара.

— Ќасколько заметной может быть роль западных компаний в консолидации рынка?

— »ностранным стратегам интересна –осси€, потому что она остаетс€ крупнейшим водочным рынком в мире. ѕри этом у нас очень низка€ средн€€ цена на водку. ≈сли мы посмотрим в период на ближайшие п€ть лет, мы увидим, что средн€€ цена будет повышатьс€. Ёто будет и вли€ние ћинфина, и повышение акцизов, и рост доходов населени€. ¬се это приведет к тому, что средн€€ цена на крепкий алкоголь в –оссии будет расти при том, что объем рынка останетс€ по-прежнему очень большим. “аким образом, в денежном выражении он будет расти очень агрессивно. Ѕезусловно, это привлечет и стратегических инвесторов.

»нтервью вз€л ќлег “рутнев


 оммерсантЏ
10.02.2011



»нформаци€ на сайте. фасовочные пакеты в рулоне
ћедиа Gazeta.ru припр€тала Ђgї »здание убрало из «шапки» спорный логотип от —тудии Ћебедева
»нтервью ≈лена „увахина: ћы будем растить свои кадры √лава российского офиса FITCH о планах развити€ агентства в регионе
ћедиа RTB готовит наступление “ехнологи€ к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
ћедиа Ќовостные сайты тер€ют аудиторию ѕослевыборный спад сказалс€ на политических и бизнес-—ћ»
ћедиа –осси€ в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Ѕизнес и ѕолитика ¬ –оссию с любовью  ультовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
–еклама и ћаркетинг ќбнародован ≈диный –ейтинг веб-студий ¬ первой тройке - —туди€ јртеми€ Ћебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
–еклама и ћаркетинг јвторы Angry Birds заработают на –оссии Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© —остав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, ћосква, ѕестовский пер., д. 16, стр. 2

ѕри использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru об€зательна!
јдминистраци€ Sostav.ru просит ¬ас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  –ассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         —ловарь маркетинговых терминов