Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Или рынок, или госзаказ

Несмотря на замораживание цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты, лекарства в России могут подорожать

Фармрынок — одна из двух отраслей потребительского рынка, где в прошлом году не только не произошло заметного роста цен, но даже наблюдалось их снижение (аналогичная ситуация складывалась лишь на рынке бытовой электроники).

По данным маркетингового агентства DSM-group, специализирующегося на исследованиях отечественного фармрынка, в 2010 году цены на лекарства в России упали на 2–4%. В то время как, например, продукты питания, по данным Росстата, подорожали почти на 13%. Стагнация цен на лекарства — результат госрегулирования на этом рынке. Что может помешать и дальше удерживать цены?

Список Голиковой

Жестко контролировать цены на лекарства государство стало в начале прошлого года, после того как в кризис стоимость фармпрепаратов в стране выросла на треть, а в некоторых регионах — и на сто процентов. Причиной резкого подорожания послужила тотальная импортная зависимость отечественной фармотрасли. Почти 90% необходимых для производства субстанций к нам завозится, поэтому цены на лекарственные препараты напрямую зависят от колебаний валютных пошлин и таможенного регулирования.

Стимулировали подорожание и форс-мажоры, которых в 2009 году было достаточно: эпидемии птичьего и свиного гриппа, всплески ОРВИ. «Нужно ограничить возможность для спекуляции на фармацевтическом рынке и увеличить его прозрачность», — заявила тогда глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. В результате прошлой осенью был принят закон «Об обращении лекарственных средств», который установил предельные цены на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП) — всего в этом списке оказалось примерно 30% лекарств, обращающихся на российском рынке, как иностранных, так и отечественных. Предельные цены — на уровне второго полугодия прошлого года — были установлены не только для производителей, но и для оптовиков и аптек. Теоретически они могут быть впоследствии увеличены, но не более чем на 8%, и только в том случае, если компания представит весомые аргументы увеличения издержек. Пока таких случаев не было.

На снижение цен повлияло и повышение прозрачности существующих государственных аукционов по закупке фармпрепаратов. Известно, что рынок госзакупок лекарств весьма коррумпирован — существующая в России законодательная база позволяет выстраивать федеральные и региональные тендеры под конкретную компанию и конкретный препарат (как правило иностранные). Очевидно, что цены на лекарства в таких «тендерах» не только не ниже рыночных, но зачастую и выше розничных в полтора-два раза. В прошлом году государство обратило внимание на эту проблему: аукционами стала интересоваться ФАС, были введены электронные торги. «В августе 2010 года департамент здравоохранения Москвы объявил аукционы в электронной форме в виде смешанных лотов на поставку лекарственных средств. В результате мы лишились возможности участвовать в торгах с нашими препаратами филграстим, золедроновая кислота, паклитаксел, иринотекан, поскольку в лоты были включены другие лекарственные средства, которые мы не производим, — рассказывает Михаил Кубылинский, генеральный директор компании “Биокад”. — Мы подали жалобы в ФАС России, вскоре заказчик выделил отдельные лоты, и наша компания получила возможность участвовать в торгах. Разукрупнение лотов привело к существенному снижению аукционной стоимости лекарств — суммарная экономия составила более 282,5 миллиона рублей, или более 90 процентов всего бюджета, выделенного на закупку данных препаратов».

С середины прошлого года цены на ЖНВЛП в России снизились на 3–4% в амбулаторном и госпитальном сегментах рынка, в аптечном — примерно на 1%. Понятно, что в количественном выражении успехи не так велики, однако остудить пыл фармпроизводителей и торговцев все же удалось.

Долгосрочный тренд

Замораживание стоимости лекарств не на руку производителям, которые постараются компенсировать свои издержки за счет остального лекарственного ассортимента — а это более двух третей рынка. Тем более что издержки растут — и гораздо больше, чем на 8%. «Удорожание лекарств — абсолютно логичный долгосрочный тренд, — убежден Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП). — Тренд связан с ростом курса валют, а также с увеличением стоимости тарифов внутри страны на электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги. Также на этот процесс влияет удорожание бензина — примерно на 3–4 процента в месяц, — что увеличивает издержки на логистику фармпрепаратов, а затраты на нее и так велики». Дело в том, что в России не существует практики прямых продаж лекарств, и препарат доходит до потребителя через цепочку посредников, в результате в отдаленных от производителя регионах цена получается особенно высокой.

Помимо возросших издержек фармкомпаний есть еще один фактор, стимулирующий рост цен на лекарства. В отличие от большинства стран, где препараты закупаются по госзаказу страховыми компаниями, в России почти 85% лекарственных средств оплачивается потребителями напрямую в розничных точках продаж. Это вынуждает производителей тратиться на продвижение. «Маркетинговые расходы могут доходить до 12–15 процентов от объема прибыли у российских производителей и до 20 процентов — у иностранных, — говорит Александр Семенов, председатель совета директоров питерской фармкомпании “Вертекс”. — Эти средства идут на прямую рекламу, а также на формирование мнения у профессионального медицинского сообщества, на исследования, на продвижение препаратов».

Удорожание лекарств в России неизбежно и из-за того, что технология их изготовления год от года становится все сложнее (производители стремятся к усилению эффективности лекарств), а значит — дороже.

Наконец, ограничение цен на лекарства приводит к тому, что дистрибуторам и аптекам выгоднее работать с более дорогим ассортиментом, а дешевый просто вымывается из оборота.

Теоретически цены на рынке могут поднимать и западные производители фармпрепаратов, являющиеся монополистами во многих нишах. Прежде всего в нише высокоэффективных уникальных препаратов: противоопухолевых, гормональных и проч., а также в нише качественных брендированных дженериков. Уж не говоря о том, что на рынке иностранные производители доминируют с большим отрывом: в сегменте безрецептурных средств их доля занимает около 85%, на госпитальном рынке — свыше 95%. В Минздравсоцразвития считают, что иностранцы стремятся заработать деньги на нашем динамичном рынке: в России даже в кризис спрос на лекарства сохранял положительную (около 10%) динамику, тогда как европейские рынки стагнировали.

Российским производителям лекарств будет сложно развиваться в условиях государственного регулирования цен

Половинчатые меры

Чтобы не отпугнуть потребителя (и не раздражать чиновников), всем участникам рынка сегодня приходится работать над снижением издержек и эффективностью. Процесс начался с розницы, когда спрос переметнулся в более дешевый сегмент. «Мы перезаключали контракты с поставщиками в прошлом году, снижали цены тендеров, сократили собственную маржу, — говорит Валерия Солок, генеральный директор сети аптек “36,6”. — В результате в 2010 году мы снизили цены на ассортимент в среднем на 8 процентов, а в некоторых регионах — даже на 13 процентов». Попытались снизить цены и дистрибуторы. «За счет автоматизации складских технологий, сокращения расходов на масштабах деятельности мы стараемся уменьшить цены, — рассказывают в “Протеке”. — Помимо этого, мы повышаем эффективность работы логистических центров, расширяем ассортимент за счет новых товарных категорий». Однако пока только крупнейшие ритейлеры и дистрибуторы могут удерживать цены. У менее крупных аптек ресурс сокращения издержек уже исчерпан, а рентабельность минимальна. Так, у одиночной российской аптеки она сегодня составляет всего 2%. А это тоже говорит в пользу грядущего подорожания лекарственных препаратов.

Что же касается производителей лекарств, то они уверяют: их ресурсы снижения цен уже исчерпаны. Западные компании говорят о своих сверхвысоких затратах на продвижение в России, затратах, которых нет в других странах, имеющих страховую медицину. Сегодня многие иностранные производители фармпрепаратов пытаются зарегистрировать свой продукт по цене выше, чем в прошлом году. Например, по данным СМИ, чиновники заметили, что GlaxoSmithKline сегодня регистрирует вдвое завышенную цену на свой препарат зовиракс. «Это циничное зарабатывание денег на пациентах, которым жизненно необходимо принимать лекарства каждый день», — уверен Марат Сакаев, директор департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств.

Российским компаниям тоже непросто удерживать цены. Производители дешевых препаратов и так работают на грани рентабельности и, попав в ножницы между ростом издержек и замораживанием цен, вынуждены отказываться от выпуска ряда лекарств. Так, в прошлом году компания «Дальхимфарм» приостановила выпуск инфузионных растворов — препарата дешевого, но необходимого в хирургии. Производители более дорогих лекарств также недовольны необходимостью удерживать цены. «Мы разрабатываем инновационные продукты, которые требуют инвестиций, — рассказывает Евгений Кардаш, директор по экономической политике компании “Полисан”. — Замораживание цены затрудняет переход на новое качество». И западные, и российские компании считают, что выходом могла бы стать страховая медицина. «Гарантированный сбыт позволил бы нам нарастить объемы, что привело бы к снижению цены. Вообще, нужно или формировать систему страховой медицины, где цены будут утверждаться государством, или — свободный рынок, который сам устанавливает стоимость препаратов. Пока же принимаемые государством меры — половинчатые, вот почему они не приведут к ценовой стабильности», — говорит Виктор Дмитриев. Система страховой медицины появится в России нескоро, и чиновники не спешат ее формировать. «Все компании хотели бы иметь постоянный госзаказ. Но пусть учатся работать на рынке», — говорит Марат Сакаев.

Более эффективным решением могло бы быть развитие фармпрома внутри страны, что позволит не зависеть от иностранных поставок. В некоторых областях — Ленинградской, Калужской, Ярославской, Орловской — сегодня формируются первые фармацевтические кластеры, так называемые особые экономические зоны, которые позволяют резидентам снизить затраты на производство. «Мы сегодня строим новый завод в особой экономической зоне Новоорловская, где есть налоговые льготы, выгодная аренда и коммуникации. Благодаря этому снижаются сроки и стоимость строительства. Мы планируем завершить строительство уже к 2014 году. У нас появляется возможность больше средств вкладывать в разработку новых препаратов», — говорит Александр Семенов из «Вертекса».

Однако таких кластеров в стране немного, чтобы они сформировались, понадобится время и долгая работа — улучшение налоговой базы, финансирование отрасли, поддержка отечественных производителей, работа с инвесторами и губернаторами. А пока это не будет сделано, ценообразование на отечественном фармрынке останется нестабильным, и подорожание многих лекарств — лишь вопрос времени.

Лилия Москаленко

Журнал "Эксперт"
02.02.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов