Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

И пусть операторы не плачут!

ФАС в очередной раз требует от сотовых компаний снижения тарифов на роуминг. Поддержка конечного потребителя высокотехнологичных услуг государством должна стать трендом

Премьер-министр РФ Владимир Путин в середине января на встрече с главой ФАС Игорем Артемьевым призвал антимонопольное ведомство продолжить контроль над тарифами на роуминг сотовых операторов. Впервые эта тема была поднята ФАС в октябре 2010 года (см. «Косметическое снижение космических цен» в «Эксперте» № 42 за 2010 г.), чиновники провели расследование, обнаружили, что тарифы завышены, и пообещали оштрафовать «большую тройку». Операторы тут же объявили о снижении тарифов, но, увы, прежде всего внутрироссийских, а также в странах СНГ, где у них есть сети. У операторов две отговорки. Первая — не очень серьезная: от стоимости минуты роуминга они получают всего 20–30%. Но при цене минуты входящего звонка в США 149 рублей, а в Европе около 70 рублей оператору достается в 100 раз больше, чем при обычных внутрирегиональных звонках. О грабительских тарифах при роуминге передачи данных операторы предпочитают молчать. Второй довод операторов — и он заслуживает внимания: им трудно договариваться с зарубежными партнерами о взаимных скидках. У нас большой дисбаланс трафика: из России за рубеж едет много людей, и большинство из них пользуется сотовой связью за границей; к нам же не приезжает почти никто.

После нынешней встречи главы ФАС и премьера операторы взяли на себя новые обязательства. Первое — информировать абонентов, находящихся в роуминге, о тарифах и сообщать, когда их баланс приближается к нулю (положение усугубляется тем, что счета за роуминг российским операторам приходят не сразу, поэтому они могут лишь примерно, по потребляемому трафику, оценивать расходы абонента). Вторая инициатива, которую ввела компания МТС, — по кредитным тарифным планам установить при роуминге верхнюю границу — 35 тыс. рублей. И себя обезопасить, и абонентов. Интернет пестрит историями, когда ребенок со смартфона наигрывал в роуминге в онлайн-игры на сотни тысяч рублей. А ведь в отличие от наговоренных минут оценить объем трафика передачи данных — а именно он в последнее время уводит абонентов в страшный минус при роуминге — простой обыватель не в состоянии.

Относительно дальнейшего снижения тарифов компании пока отделались обещаниями. Но, судя по всему, ФАС так дело не оставит.

Этот случай интересен тем, что, пожалуй, впервые в сфере телекоммуникаций государство озаботилось правами абонента, повышением доступности услуг. И это должно стать трендом.

Сотовые компании любят говорить, что на их рынке свободная конкуренция, что цены на их услуги за последнее десятилетие упали в разы и т. д. Действительно, мобильная связь — это первая и последняя массовая высокотехнологичная услуга, которую россияне получили за последние двадцать лет. Базовые станции сотовой связи — подчас единственный признак цивилизации среди дорожной хляби и покосившихся дверей сельпо. Но, во-первых, есть она не везде. Пытаясь применить свой журналистский авторитет, я несколько лет уговаривала «большую тройку» поставить базовую станцию близ деревень Жилое и Польское Липецкой области, где живут мои родственники, тыкала пальчиком в карту перед лицом вице-президентов. Мой лоббистский потенциал оказался недостаточным. Сигнал по-прежнему пропадает, интернет через GPRS — вообще кошмар. И тут, кстати, полугосударственный проводной монополист «Связьинвест», представленный в виде красного таксофона посреди лужка, пришелся весьма кстати — ведь даже на 01 с сотового из Польского не всегда прозвонишься.

Во-вторых, рынок связи нельзя назвать образцом конкуренции. Конечно, де-факто за абонентов между компаниями идет активная борьба. Но демпингом уже давно никто не балуется. Более того, пытаются сделать так, чтобы у всех EBITDA не падала ниже 45%, а оператора-дискаунтера Tele2 «большая тройка» дружно не пускает в золотоносную Москву.

Со всеми остальными секторами ИКТ положение еще хуже. В 100 километрах от Москвы и в 20 — от городов-миллионников начинается монополия.

Государство может сделать очень многое, чтобы кроме неустойчивого сотового сигнала россияне повсюду получили полноценный интернет, FM-радио, десятки телеканалов. Каковы могут быть конкретные меры?

С интернетом все относительно просто. Там, где есть провод, можно делать доступ по технологии ADSL, тем более что последние разработки позволяют давать по ней достаточно приличную скорость. Провод есть у «Связьинвеста». Цены на доступ надо регулировать так же, как на местную проводную связь. И пусть «Связьинвест» не жалуется! Чиновники многие годы доили его в собственный карман (см. «Не очень жирна, но хороший удой» в «Эксперте» № 39 за 2010 г.). Может, пришло время хоть чуточку внимания уделить народу? Там, где нет проводов, решений тоже очень много — от добавления социальной функции сотовым компаниям (скидывались же все на таксофон в деревне) до спутниковой связи — такой экономически эффективный проект, например, недавно был разработан в НИИ радио. Государство обязано быть и регулятором, и отчасти спонсором повальной интернетизации: давать льготные кредиты, освобождать операторов от налогов, субсидировать затраты на связь сельским жителям. Ведь в любом случае социальный эффект от этого проекта будет гораздо выше, чем затраты того же государства. Вопрос не только во встраивании жителей села и малых городов в большой мир Всемирной паутины, в шансе для местной молодежи найти интересную работу. В сельском хозяйстве интернет произведет в ближайшее время революцию, сравнимую с массовым внедрением удобрений в конце XIX — начале XX века. Многочисленные датчики, посылающие онлайн-сигналы о состоянии почвы, температуре, влажности, инсоляции и т. д., соединенные с интеллектуальной агросистемой, могут повысить урожайность чуть ли не в разы. И без интернета в полях тут не обойтись.

Отсутствие радиовещания в FM-диапазоне даже вдоль основных магистралей в европейской части России тоже почему-то никого из чиновников не волнует. А ведь это не только развлечение для автолюбителей. По радиоканалам в случае опасности, например, тех же пожаров можно передавать тотальное оповещение. Российские изобретатели из ФГУП «Главный радиочастотный центр» под руководством профессора Виктора Дворковича разработали стандарт цифрового FM-радиовещания, позволяющий в 20 раз увеличить число радиоканалов в одном частотном диапазоне. Технология одобрена Международным союзом электросвязи. Иностранцы ее уже скопировали и пытаются продавать в Индии и Латинской Америке. У нас пока тишина.

Ну а цифровое телевидение? Положа руку на сердце, зачем оно там, где есть тотальный интернет? Хотя именно в эту сферу государство хочет вбухать кучу денег. И опять-таки — в саму систему распространения сигнала. Цифровые приставки люди должны будут покупать за свой счет.

А ведь главное, поддерживая распространение новых технологий, не забыть о стимулировании спроса. А то непонятно, на какие деньги наши небогатые сограждане будут закупать новые прекрасные услуги.



Елена Рыцарева

Журнал "Эксперт"
26.01.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов