Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

И пусть операторы не плачут!

ФАС в очередной раз требует от сотовых компаний снижения тарифов на роуминг. Поддержка конечного потребителя высокотехнологичных услуг государством должна стать трендом

Премьер-министр РФ Владимир Путин в середине января на встрече с главой ФАС Игорем Артемьевым призвал антимонопольное ведомство продолжить контроль над тарифами на роуминг сотовых операторов. Впервые эта тема была поднята ФАС в октябре 2010 года (см. «Косметическое снижение космических цен» в «Эксперте» № 42 за 2010 г.), чиновники провели расследование, обнаружили, что тарифы завышены, и пообещали оштрафовать «большую тройку». Операторы тут же объявили о снижении тарифов, но, увы, прежде всего внутрироссийских, а также в странах СНГ, где у них есть сети. У операторов две отговорки. Первая — не очень серьезная: от стоимости минуты роуминга они получают всего 20–30%. Но при цене минуты входящего звонка в США 149 рублей, а в Европе около 70 рублей оператору достается в 100 раз больше, чем при обычных внутрирегиональных звонках. О грабительских тарифах при роуминге передачи данных операторы предпочитают молчать. Второй довод операторов — и он заслуживает внимания: им трудно договариваться с зарубежными партнерами о взаимных скидках. У нас большой дисбаланс трафика: из России за рубеж едет много людей, и большинство из них пользуется сотовой связью за границей; к нам же не приезжает почти никто.

После нынешней встречи главы ФАС и премьера операторы взяли на себя новые обязательства. Первое — информировать абонентов, находящихся в роуминге, о тарифах и сообщать, когда их баланс приближается к нулю (положение усугубляется тем, что счета за роуминг российским операторам приходят не сразу, поэтому они могут лишь примерно, по потребляемому трафику, оценивать расходы абонента). Вторая инициатива, которую ввела компания МТС, — по кредитным тарифным планам установить при роуминге верхнюю границу — 35 тыс. рублей. И себя обезопасить, и абонентов. Интернет пестрит историями, когда ребенок со смартфона наигрывал в роуминге в онлайн-игры на сотни тысяч рублей. А ведь в отличие от наговоренных минут оценить объем трафика передачи данных — а именно он в последнее время уводит абонентов в страшный минус при роуминге — простой обыватель не в состоянии.

Относительно дальнейшего снижения тарифов компании пока отделались обещаниями. Но, судя по всему, ФАС так дело не оставит.

Этот случай интересен тем, что, пожалуй, впервые в сфере телекоммуникаций государство озаботилось правами абонента, повышением доступности услуг. И это должно стать трендом.

Сотовые компании любят говорить, что на их рынке свободная конкуренция, что цены на их услуги за последнее десятилетие упали в разы и т. д. Действительно, мобильная связь — это первая и последняя массовая высокотехнологичная услуга, которую россияне получили за последние двадцать лет. Базовые станции сотовой связи — подчас единственный признак цивилизации среди дорожной хляби и покосившихся дверей сельпо. Но, во-первых, есть она не везде. Пытаясь применить свой журналистский авторитет, я несколько лет уговаривала «большую тройку» поставить базовую станцию близ деревень Жилое и Польское Липецкой области, где живут мои родственники, тыкала пальчиком в карту перед лицом вице-президентов. Мой лоббистский потенциал оказался недостаточным. Сигнал по-прежнему пропадает, интернет через GPRS — вообще кошмар. И тут, кстати, полугосударственный проводной монополист «Связьинвест», представленный в виде красного таксофона посреди лужка, пришелся весьма кстати — ведь даже на 01 с сотового из Польского не всегда прозвонишься.

Во-вторых, рынок связи нельзя назвать образцом конкуренции. Конечно, де-факто за абонентов между компаниями идет активная борьба. Но демпингом уже давно никто не балуется. Более того, пытаются сделать так, чтобы у всех EBITDA не падала ниже 45%, а оператора-дискаунтера Tele2 «большая тройка» дружно не пускает в золотоносную Москву.

Со всеми остальными секторами ИКТ положение еще хуже. В 100 километрах от Москвы и в 20 — от городов-миллионников начинается монополия.

Государство может сделать очень многое, чтобы кроме неустойчивого сотового сигнала россияне повсюду получили полноценный интернет, FM-радио, десятки телеканалов. Каковы могут быть конкретные меры?

С интернетом все относительно просто. Там, где есть провод, можно делать доступ по технологии ADSL, тем более что последние разработки позволяют давать по ней достаточно приличную скорость. Провод есть у «Связьинвеста». Цены на доступ надо регулировать так же, как на местную проводную связь. И пусть «Связьинвест» не жалуется! Чиновники многие годы доили его в собственный карман (см. «Не очень жирна, но хороший удой» в «Эксперте» № 39 за 2010 г.). Может, пришло время хоть чуточку внимания уделить народу? Там, где нет проводов, решений тоже очень много — от добавления социальной функции сотовым компаниям (скидывались же все на таксофон в деревне) до спутниковой связи — такой экономически эффективный проект, например, недавно был разработан в НИИ радио. Государство обязано быть и регулятором, и отчасти спонсором повальной интернетизации: давать льготные кредиты, освобождать операторов от налогов, субсидировать затраты на связь сельским жителям. Ведь в любом случае социальный эффект от этого проекта будет гораздо выше, чем затраты того же государства. Вопрос не только во встраивании жителей села и малых городов в большой мир Всемирной паутины, в шансе для местной молодежи найти интересную работу. В сельском хозяйстве интернет произведет в ближайшее время революцию, сравнимую с массовым внедрением удобрений в конце XIX — начале XX века. Многочисленные датчики, посылающие онлайн-сигналы о состоянии почвы, температуре, влажности, инсоляции и т. д., соединенные с интеллектуальной агросистемой, могут повысить урожайность чуть ли не в разы. И без интернета в полях тут не обойтись.

Отсутствие радиовещания в FM-диапазоне даже вдоль основных магистралей в европейской части России тоже почему-то никого из чиновников не волнует. А ведь это не только развлечение для автолюбителей. По радиоканалам в случае опасности, например, тех же пожаров можно передавать тотальное оповещение. Российские изобретатели из ФГУП «Главный радиочастотный центр» под руководством профессора Виктора Дворковича разработали стандарт цифрового FM-радиовещания, позволяющий в 20 раз увеличить число радиоканалов в одном частотном диапазоне. Технология одобрена Международным союзом электросвязи. Иностранцы ее уже скопировали и пытаются продавать в Индии и Латинской Америке. У нас пока тишина.

Ну а цифровое телевидение? Положа руку на сердце, зачем оно там, где есть тотальный интернет? Хотя именно в эту сферу государство хочет вбухать кучу денег. И опять-таки — в саму систему распространения сигнала. Цифровые приставки люди должны будут покупать за свой счет.

А ведь главное, поддерживая распространение новых технологий, не забыть о стимулировании спроса. А то непонятно, на какие деньги наши небогатые сограждане будут закупать новые прекрасные услуги.



Елена Рыцарева

Журнал "Эксперт"
26.01.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов