Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Год ролика

Язык видео стал главным языком информации — текста уже недостаточно. Так считают инициативные люди, которые решили обучать общественные организации по всей стране снимать происходящие в их городах события. И рассчитывают, что к съемкам подключатся и обычные граждане

Абонент временно недоступен — он снимает на мобильный видео, что нынче стало очень доступным. Тысячи людей снимают сегодня самые разные сюжеты и выкладывают их в интернет. При этом (дальше процитируем): "Социальное, общественно значимое видео появляется редко, систематизируется плохо и быстро тонет на YouTube. Камеры в мобильных телефонах есть у всех, цифровые камеры у многих, но нет навыков — и нет общего понимания того, насколько полнокровная информация тысяч "собкоров" изменит информационный пейзаж, послужит ясности национального самовосприятия". Так оценивают ситуацию инициаторы недавно возникшего движения — "Кирилл Мефодьевич. Новая грамота. Ликбез XXI века".

"Огонек" попытался разобраться, в чем заключается новая грамота, и изложить это посредством старой.

Текст безлик, ликбез спасет
Трудно было себе представить, что какая-либо идея сможет объединить столь разных людей и столь полярные организации. Под манифестом нового движения "Кирилл Мефодьевич", текст которого опубликован на сайте "Эха Москвы", подписался 131 человек из 25 городов. Еще как-то можно представить в одном списке губернатора Кировской области Никиту Белых, правозащитников Людмилу Алексееву и Сергея Ковалева, кинорежиссера Алексея Германа (старшего) и актрису Чулпан Хаматову, политиков Леонида Гозмана и Григория Явлинского, тележурналистов Владимира Познера и Николая Сванидзе... Хотя и они далеко не всегда объединяются. Но под текстом поставили подписи и представители региональных организаций ЛДПР, "Солидарности", КПРФ, "Яблока", "Патриотов России"... Идею поддержали "Солдатские матери Санкт-Петербурга" и в Республиканском фонде спасения эрзянского языка (Саранск). В Казани, к примеру, она нашла отклик у организаций в диапазоне от Союза мусульманских женщин Татарстана до неформального объединения зоозащитников.

Эта история берет свое начало хоть и не от Адама и Евы, но все же издалека — от Кирилла и Мефодия. С них, как известно, началась славянская письменность. И в итоге дело дошло до российской видимости. "Язык видео де-факто стал главным языком информации,— говорится в манифесте.— Между тем этой новой "грамотой" владеют немногие, и большинство этих немногих грамотных, как и на прежних исторических витках, состоит на "государевой службе". Смена языка публичных высказываний снова превратила население в безмолвную или плохо артикулирующую массу..."

В общем, язык публичных высказываний изменился. Текста уже недостаточно. "Покажи, как это было!" И по типу того, как в 20-е годы прошлого века проводили кампанию по ликвидации безграмотности, сегодня, в XXI веке, необходимо проводить ликбез и обучать новой грамоте.

Ученье — свет, звук, картинка
Они никогда не получат приз за лучшую операторскую работу. Мы даже не знаем их имен. Тем не менее десятки тысяч человек посмотрели в интернете видео, на котором запечатлено, как Владимир Путин ехал по стране на трех "калинах". Конечно, работа оператора, допустим, в "Калине красной" не сопоставима с работой снимавшего на камеру автомобильную массовку в "Калине" желтой". Но его профессионализм заключался в другом: он оказался в нужное время в нужном месте, не растерялся, все снял и выложил в интернет видео, которое потом показали даже на телевидении.

Другая общественно значимая любительская съемка, на которой так называемый Жемчужный прапорщик жестоко обращался с участниками акции 31 июля в Петербурге, тоже в итоге попала на ТВ. И главное — к произошедшему было привлечено внимание огромного количества людей и прапорщика опознали.

Самым популярным российским видео в 2010 году признан одноминутный любительский ролик под названием "Осигналили кортеж Медведева": стоящие в пробке москвичи гудят вслед проезжающему кортежу из полутора десятков машин с мигалками. За семь месяцев видео посмотрели более 3 млн 300 тысяч человек. За кадром слышен голос: "Тебе повезло снять такое". В тот момент они и не представляли, насколько повезло.

На втором месте видео ""Война" за Химкинский лес" — более 2 млн 300 тысяч просмотров. Ролик снят в тот день, когда защитники Химкинского леса принесли петицию Владимиру Путину, а их грубо затолкали в милицейские автобусы. Лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова — одна из тех, кто поставил подпись под манифестом "Кирилл Мефодьевич".

— Специалисты обещали подготовить из нашей группы людей, которые были бы в состоянии снимать достаточно качественное видео,— говорит Евгения.— Я и сама с удовольствием буду обучаться. Дело в том, что проходит множество мероприятий, которые важны для общественности. Также они важны для тех людей, которые их организуют,— им и так тяжело, я это на своей шкуре испытала. Хочется, чтобы твоя акция получила хоть какую-то огласку. Пусть сначала резонанс будет не очень большой, но съемки хотя бы останутся в архивах. Это необходимо прежде всего для развития гражданского общества, вот почему я решила поддержать идею. Был один важный момент, когда нам, к сожалению, не удалось снять свое видео. Люди с нацистской символикой и закрытыми лицами пришли в наш лагерь. Было снято профессиональное видео "Вестями", но широкого распространения оно не получило — из очень короткого сюжета мало что можно было понять. Арт-группа "Война" сделала качественные фотографии и оперативно разместила их в интернете. Благодаря этим фотографиям событие получило огласку и международный резонанс.

В ближайшие месяцы начнется обучение членов общественных организаций и политических партий (для них проблема освоения нового языка стоит наиболее остро). Обучение будет бесплатным и дистанционным (по скайпу и электронной почте). Организация выделяет троих сотрудников, которые в течение месяца будут изучать азы работы оператора, монтажера и компьютерного специалиста, который потом займется пересылкой отснятого видеоматериала. Дальше эти люди сами станут учителями в своем регионе.

— По моему мнению и по мнению представителей других некоммерческих организаций, текстовая новость живет в интернете всего лишь пару дней, а новость, к которой прибавлен видеофайл, содержащий информацию и обращение кого-либо, живет неделями и месяцами,— говорит директор Центра гражданских инициатив Денис Шадрин из Кирова.

Манифест подписали как те, кто готов обучаться, так и те, кто способен обучать. Например, от обладателя нескольких ТЭФИ тележурналистки Елены Масюк ждут рекомендаций по поводу съемки в неблагоприятной среде (неблагоприятной как в широком смысле — в России, так и в узком — на мероприятиях, где может достаться от ОМОНа).

— Идея "Кирилла Мефодьевича" уже получила подназвание "Народный репортер",— говорит Елена Масюк.— На телевидении все выхолощено и нет реальной информации. Здесь мы увидим реальные новости. Пусть они будут не очень хорошо сняты. Возможно, это будут не самые лучшие интервью, но это все-таки даст обзор ситуации в стране. Главное — уметь оперативно снимать в тех местах, где что-то происходит.

Заметим, что в стране, где, по сути, нет гражданского общества и где журналистика (особенно телевизионная) сильно себя скомпрометировала, постепенно возникает гражданская журналистика.

— Идея сделать обычных граждан постоянными репортерами очень хорошая,— говорит подписавший манифест почетный президент международного Молодежного правозащитного движения, директор по стратегическому развитию Московской Хельсинской группы Андрей Юров.— Я думаю, если бы тысячи людей ежедневно снимали милиционеров, сотрудников ГИБДД, их поведение изменилось бы. Они знали бы, что окажутся в интернете и по месту происшествия можно будет найти их фамилии. Важно, чтобы съемки приобрели системный характер. Если несколько тысяч граждан займутся одной проблемой или несколькими, это может дать какой-то синергетический эффект.

Говорят, на одном из семинаров по обучению видео, который недавно в Киеве устраивали чехи, представительница петербургской организации "Солдатские матери" рассказывала: "Я все думала: когда приходят за призывником из военкомата, хорошо бы был какой-нибудь мальчик, который все это снимал. И потом я поняла, что этот мальчик — я. И решила обучаться".

— Девяносто процентов достоверной информации мы получаем глазами, и не использовать великий и могучий язык изображения и звуков — кощунственно,— считает поддержавший идею "Кирилла Мефодьевича" преподаватель факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета Екатеринбурга Юрий Плотников.— Я пытаюсь преподавать язык изображения уже 12 лет. Вы сколько русский язык изучаете? Всю жизнь. А язык изображений считается настолько прост и доступен, что все его знают.

Непыльный архив
Давно уже пора ответить на вопрос, где можно будет посмотреть видео, умело отснятое по всей стране обученными людьми. Возможно, ответом на этот вопрос станет проект "Общественные хроники". В обозримом будущем должен появиться специальный сайт, на который можно будет присылать все съемки (причем любому человеку, в том числе и не объединенному ни в какие общественные организации). Это будет архив — нейтральный и политически не окрашенный (хотя политическое видео на нем тоже будет).

У "Общественных хроник" есть еще социокультурная функция: зафиксировать жизнь.

— Самая сложная задача для археологов — восстановление уклада жизни, ежедневно меняющегося социального пейзажа,— говорит Виктор Шендерович, которому и принадлежит идея создания сайта "Общественные хроники".— Если движение "Кирилл Мефодьевич" будет массовым, тема фальсификации истории уйдет. Массовые съемки дают социальному антропологу немыслимый материал. Можно зафиксировать каждый день жизни. Идея "Общественных хроник" гораздо шире политических задач. Разумеется, пока информационное вещание представлено первым и вторым каналом, будет перекос в сторону политических сюжетов. Чем больше телевидение будет информационным, тем больше эта идея будет социокультурной.

От Москвы до бересты
Поскольку у проекта историческое имя (и отчество), мы решили поговорить с подписавшим манифест историком и журналистом Львом Лурье.

— Как некий способ обмена информацией, конечно, я это поддерживаю,— сказал он.— Кроме того, получится колоссальный архив повседневности. Эти ролики — они как берестяные грамоты.

— То есть оправдана аналогия с прошлым, которую приводят организаторы проекта: общество долгое время было неграмотным и, если человек что-то хотел сообщить, он должен был искать писаря. А потом неграмотное население обучили.

— Нет, дальше начинаются мои расхождения. Они заключаются в том, что основоположники этого движения оседлали нечто, что развивается помимо них. Это все равно, как организовать школу блогеров. Зачем ее организовывать, когда каждый ребенок как-то сам этому учится? Наверное, существуют люди, которые могут сказать, как лучше снимать окружающую действительность на мобильный телефон или пользоваться видеокамерой. Но я не думаю, что, грубо говоря, по Магадану или Урюпинску ходят сотни молодых людей, которые мечтали бы снять свою магаданскую или урюпинскую жизнь, выложить ее в интернет, но не умеют этого делать. Хотя, конечно, если профессиональные телевизионщики будут учить, это как минимум невредно.

— Вернемся к берестяным грамотам...

— Как историк могу вам сказать: у нас происходит смена носителей информации. С той информацией, которая была написана на бересте, с каменными петроглифами, с рукописями на пергаменте или бумаге мы худо или бедно научились работать. Мы их разложили по полкам, мы присвоили им номера, и местонахождение их известно. Если нам нужно узнать, где родился прапрадедушка Ахматовой, нам понятно, в какой архив идти и что искать. Работу журналиста и будущего историка необычайно обогатила бы возможность такой же каталогизации в Сети. Чрезвычайно важно было бы создать некую поисковую машину, а может, она и создана, я просто не знаю, с помощью которой мы нажали бы на слово "Кущевская" и получили бы картинки жизни в Кущевской за последние девять лет. Что касается хранения, создания базы данных и сортировки, я этот проект поддерживаю.

______

В России уже существует услуга "видео по запросу". Теперь, будем надеяться, появится более социально важная вещь — видео по запросу общества.

Юлия Ларина

Огонек
25.01.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов