Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Бабки» за Деда

Сколько сегодня зарабатывают герои русских народных сказок

Долгие годы новогодние персонажи имели репутацию бескорыстных волшебников. Теперь Деда Мороза впору называть олигархом, а Снегурочку – настоящей бизнес-леди. Впрочем, не их одних. «Новые Известия» выяснили, кому из выдуманных героев сказок принадлежат реальные сказочные богатства.

За 10 дней до Нового года столица получила сразу три десятка высококвалифицированных зимних волшебников. В Московской школе Дедов Морозов (МШДМ) сертификаты от всероссийского волшебника получили семь дедушек, шесть внучек и 17 представителей новогодней свиты. За право посещать трехнедельные курсы развернулась настоящая битва. Так, сотрудникам Детско-юношеского центра ЮАО удалось записаться только с третьей попытки. «До этого раза мы два года подавали заявки летом, но не успевали записаться. В этот раз очередь заняли с мая», – рассказывает «НИ» Елена Бродецкая. Из-за обилия желающих и ограниченных ресурсов обучение пока проводится только среди профессиональных массовиков-затейников. Однако в школу удалось пробиться и частному лицу – студенту педагогического вуза Петру Каткову-Жукоцкому. «Решил подзаработать на праздниках: у меня есть знакомая, которая не первый год работает Снегурочкой, а ей нужен был Дед Мороз в пару», – делится с «НИ» молодой человек.

Всех участников очень занимают практические навыки, которые преподают в школе. «Например, Деды Морозы должны всегда гримироваться сами, а Снегурочки и свита могут друг другу помогать», – рассказывает 24-летний Дед Мороз, пока его коллега уже в который раз пытается правильно произнести фразу из стихотворения, меняя снежинку искристую на икристую. Сколько будет стоить радость от общения с ним, Петр не задумывается: «Это мой первый сезон будет. Надо набраться опыта».

Глядя на то, сколько денег выделяется на содержание Деда Мороза, обилие желающих надеть теплую шубу и бороду из ваты совсем не удивляет. На реализацию программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза» из федерального бюджета было выделено 300 млн. рублей. Недвижимость зимнего волшебника в Великом Устюге и Москве оценивается в 33,5 млн. долларов, а к 2014 году Деду построят настоящий дворец в Вологодской области. Стоимость только проектной документации составляет 61 млн. рублей, а всего на реализацию проекта предполагается потратить порядка миллиарда рублей. Впрочем, эксперты считают такие инвестиции оправданными: поток туристов в Великий Устюг увеличился за последние годы более чем в 20 раз.

Возможно, будь Снегурочка не внучкой, а супругой Деда Мороза, ее доходы были бы сопоставимы с прибылью зимнего волшебника. Но пока что семейную протекцию Дедушка оказывает слабо: по оценке руководителя Аналитического центра ГдеЭтотДом.РУ Александра Пыпина, девушка может распоряжаться «всего» 5,8 млн. долларов. Сюда входят два терема – в Костроме и Москве, резиденция в деревне Щелыково и парк развлечений «Берендеево царство». Но и этого хватает: в гости к Снегурочке в 2009 году собрались вдвое больше россиян, чем в Испанию или Италию. «В этом году поток туристов составил примерно 1,2–1,3 миллиона человек. Для сравнения: в 2008 году до Костромы добрались не больше 640 тысяч россиян, – рассказала «НИ» начальник управления по делам культуры, международных связей и туризма горадминистрации Татьяна Гачина. – Затраты городского правительства на развитие сказочного бренда минимальные. На базе существующего музея выделили одну комнату, оформили интерьер в «ледяном» стиле. Терем Снегурочки и гостиница при нем – в частной собственности. На рекламу мы тоже почти не тратились, основной вклад сделали туристические компании».

Сообразят на троих

Передел сказочного имущества происходит и между богатырями. Самыми большими успехами пока может похвастаться Илья Муромец. По мнению г-на Пыпина, собственность персонажа оценивается в 174 тыс. долларов. Сюда входит посвященная богатырю 20-метровая статуя в Муроме, а также пень 300-летнего дуба, который хранится в местном музее. Дерево, по преданию, Илья вырвал на радостях, исцелившись после 33 лет паралича. Еще несколько дубов с берега Оки богатырь положил в основание Троицкой церкви недалеко от Мурома. Кроме того, на одном из домов под Муромом висит мемориальная табличка, гласящая, что именно на этом месте Илья родился и вырос. Впрочем, власти Владимирской области не спешат активно развивать этот региональный бренд: большинство туристов приезжают в Муром не в развлекательно-познавательных, а в паломнических целях.

Зато в Ростове Великом, кажется, осознали, что богатырь в запасе – отличный козырь в рукаве. Местная администрация предполагает в будущем позиционировать город как родину Алеши Поповича. В Ростове уже есть купеческая усадьба с богатырским подворьем, где устраиваются спектакли по мотивам русских народных сказок и шуточные сражения. Три дня такого отдыха обойдутся в 13,5–17 тыс. рублей с человека. В Рязани, где якобы родился и вырос богатырь Добрыня Никитич, только готовятся документы, подтверждающие его «прописку». Местные власти предполагают создать тематический музей, но все это пока больше похоже на сказку, а не на быль. Зато у богатыря есть именной остров. Правда, для увеселительных поездок он мало подходит, поскольку находится в Карском море.

Эксперты считают богатырскую тематику одной из самых перспективных в туристическом плане. Персонажи живут относительно близко от столицы, их биография хорошо известна, а сюжеты с их участием четко выстроены и динамичны. Наконец, героическое трио стало просто модным. По словам владельца студии «Мельница» Александра Боярского, анимационная история про Илью Муромца и Соловья-разбойника стала первым отечественным мультфильмом, окупившимся в прокате. При бюджете 2,5 млн. долларов сборы составили 9,74 млн. долларов, половина суммы досталась создателям. Успех кинокритики объясняют хрестоматийностью персонажей и их модернизацией: былинную манеру изложения удачно приправили юмором.

Не останутся в дураках

«Собственные» города и села есть даже у героев русских сказок, не блещущих ни умом, ни силой. Например, село Вершинино в Архангельской области еще в 2001 году «забронировало» Иванушку-дурачка. С тех пор накануне праздника Ивана Купалы там проходит фестиваль «Кенозерская дураковина». Как признаются сотрудники отдела культуры Плесецкого района, «раньше местный клуб был похож на избушку на курьих ножках, гостей принимать было стыдно». В прошлом году по инициативе и на деньги местной администрации его капитально отремонтировали, а площадь перед ним привели в порядок. Следующим пунктом, надеются селяне, станут открытие избы «Иваново подворье» и создание музея главного популяризатора персонажа – фольклориста Александра Нечаева. Экспонаты уже собраны, но подходящего помещения для них пока нет.

Собрат Ивана по разуму – Емеля – проживает в Ярославской области. Пока у персонажа нет даже собственной печки, не говоря уже о целой избушке, зато, как и в Вершинино, в его честь проводится праздник «По щучьему велению». Фестиваль начинается конкурсом колокольных звонарей, продолжается торжественным парадом, а заканчивается массовыми плясками, играми и угощением щучьей ухой. Впрочем, основной доход родина Емели получает типичным для персонажа способом – эксплуатируя щедрую местную природу. Озеро Неро, где якобы живет та самая волшебная щука, несколько лет назад почти погибло из-за растущего слоя ила. В процессе чистки выяснилось, что дно у озера не простое, а практически золотое. Гниющий ил или сапропель – ценнейшее удобрение, дающее до 40% прибавки к урожаю. Кубический метр этого вещества стоит примерно тысячу рублей.

Нечистый доход

Известно, что сказочные злодеи порой оказываются едва ли не популярнее положительных персонажей. Некоторые регионы решили сделать на это ставку. В частности, в пещерах у деревни Старица Тверской области, как считается, живет Кощей Бессмертный, в селе Береза Курской области – Соловей-разбойник, в Пошехонье Ярославской области – водяной, а в Кирове – кикимора, у которой есть именная горка на берегу Вятки. Село Кукобой Ярославской области смело объявило себя родиной Бабы-яги. Ее деревянная избушка и персональный музей находятся в центре села, в сосновом бору. Работает для туристов и фирменная чайная бабушки, где подаются не только напитки на травах, но и пироги, в основном с вегетарианской начинкой. Бизнес сказочной героини Александр Пыпин оценивает в 110 тыс. долларов, и это не считая «филиала» избушки и музея в заповеднике «Томская писаница», а также строений на курьих ножках под Рыбинском и на участке у трассы «Москва–Санкт-Петербург».

По словам директора предприятия «Кукобойская старина» Лилии Плетневой, появление Бабы-яги преобразило село: доходы от сказочного бренда только в 2008 году составили около 3 млн. рублей. Однако Ярославская епархия Русской православной церкви выступила с резкой критикой сказочного персонажа, объявив бабушку «ведьмой» и «подручницей сатаны», а ее жилище – «бесовским, неоязыческим капищем». Компромисс был найден: перед началом сказочной программы экскурсантам рассказывают о находящемся в селе Спасском храме. Местные священники полагают, что таким образом туристы духовно очистятся, и силы зла им будут нипочем. Кстати, с этого времени у храма серьезно увеличилось количество пожертвований.

Эксперты считают, что сказочный туризм – дело весьма прибыльное. «Сложность заключается в том, что спрос на такие путешествия появляется только на короткий промежуток времени, например в новогодние праздники, – пояснил «НИ» директор туристической компании «Алеан» Илья Клубникин. – Строить гостиницы на тысячи мест в таких городах просто невыгодно. В Лапландии, которая считается родиной Санта-Клауса, нашли оригинальный выход: в рождественский период строят ледяные отели, где туристы ночуют в спальных мешках. Сезон заканчивается – домики тают». Впрочем, в городах, находящихся недалеко от Москвы, сказочные персонажи вполне могут заработать неплохие деньги. «Но на одних идеях далеко не уедешь, нужно хорошее транспортное сообщение, развитая инфраструктура, – говорит г-н Клубникин. – А у нас даже под реальных, а не вымышленных людей денег не выманишь».

Анна СЕМЕНОВА, Мария МОРОЗОВА, Любовь МАВРИНА

Новые Известия
29.12.2010



верхняя пленка vp-m.ru
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов