Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Зажигательный утиль

Прошлогодняя трагедия в пермском клубе "Хромая лошадь" фактически добила рынок пиротехники, серьезно пострадавший в кризис. Как следствие, значительная часть салютов, петард, хлопушек, которые предложит торговля на нынешние праздники,— это товар, не распроданный в 2009 году и неведомо как хранившийся все это время. И самая маленькая неприятность, которую может принести покупателю залежавшийся фейерверк,— он просто не сработает

Ограничения сверху
Согласно недавно проведенному опросу ВЦИОМа, главными атрибутами новогодних праздников для россиян являются стол (82%), гости (72%), музыка и танцы (55%), алкоголь (33%) и фейерверки (22%). Таким образом, каждый пятый россиянин считает, что Новый год без пиротехники неполноценен. Но сегодня пальнуть в небо фейерверком, не нарушив при этом закон, довольно сложно. После прошлогодней пермской трагедии власти взяли рынок пиротехники в ежовые рукавицы.

Заметим, что еще в 2008 году столичные власти запретили применение пиротехники на трассах федерального значения, городских магистралях с интенсивным движением, на территориях, прилегающих к станциям метро, а также на крышах и балконах жилых домов. Еще раньше, в ноябре 2007-го, столичные депутаты внесли поправки в КоАП, запрещающие использование пиротехники в общественных местах. Но установленные штрафы были незначительными: 1-2 тыс. руб. для граждан, 2-3 тыс. руб.— для организаций.

Год назад после пожара в "Хромой лошади" Мосгордума ужесточила наказание за несанкционированное применение фейерверков в общественных местах. Теперь нарушение карается штрафом 3-5 тыс. руб., а для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн руб. В опале оказываются даже бытовые спички — они относятся к первому классу пиротехнических средств (всего их пять: с первого по третий — пиротехника бытового назначения, четвертый и пятый — профессиональные фейерверки). Запускать фейерверки в новогодние праздники разрешено только на частной территории или на специально отведенных для этих целей площадках.

А 22 декабря 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства N 1052, утвердившее требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехники. Спустя два дня был утвержден и техрегламент по безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий, регулирующий производство и хранение. Эти два документа теперь исполняют, по сути, роль закона. По словам исполнительного директора российской пиротехнической ассоциации "РАПИД-Фейерверк" (РПА) Александра Усилина, техрегламент был разработан давно и несколько лет не принимался, но печальные события в Перми процесс резко ускорили.

До принятия постановления и техрегламента рынок пиротехники фактически существовал в правовом вакууме — ни одного нормативного акта, который бы регулировал на федеральном уровне продажу и применение фейерверков, не было. Царем и богом выступал инспектор МЧС, который по своему усмотрению принимал решение относительно использования пиротехники, рассказывают игроки рынка.

Теперь документально закреплен запрет на применение пиротехники в любых помещениях, при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, в том числе на стадионах, и во время митингов. При размещении торговой точки в многоэтажном здании она должна располагаться на верхнем этаже. На первых этажах многоэтажных зданий, в жилых домах или пристройках торговля запрещена (как утверждает президент всероссийской общественной организации "Салют России" Олег Сотников, по этой причине 90% магазинов и отделов с пиротехникой были вынуждены закрыться). Витрины с образцами в розничной торговле должны исключать любые действия покупателей с изделиями, кроме визуального осмотра, а в торговых помещениях магазинов самообслуживания продажа пиротехники производится только в специализированных секциях продавцами-консультантами.

Участники пиротехнического рынка в целом приветствуют постановление N 1052 и техрегламент, высказываясь в духе "теперь хотя бы есть на что опираться". А вот поправки московских законодателей нещадно критикуют. "Москва запрещает использование всей пиротехники в общественных местах. Это означает, что, выйдя из подъезда, по закону вы не сможете даже зажечь спичку или бенгальскую свечу, хлопнуть хлопушку",— рассуждает гендиректор компании "Русский фейерверк" и вице-президент РПА Анатолий Воробьев. Он говорит, что власти уже несколько лет обещают организовать спецплощадки в каждом округе, где запуск фейерверков был бы разрешен. На деле же выделяются только места для профессиональных салютов, а в большинстве префектур и управ и знать не знают о том, что они должны определить площадки для запуска фейерверков горожанами.

"И потом, установление этих драконовских штрафов ни к чему не приведет — как запускали каждый год во дворах, так и будут запускать",— считает Воробьев. Вместо тотального запрета на применение пиротехники следовало бы ограничить класс ее использования в городе, как это делают в Европе, дает он совет законодателям. "Бездумные запреты — как кувалда,— говорит Александр Усилин.— Зато это выглядит выигрышно, мол, мы, депутаты, заботимся о населении".

По мнению Олега Сотникова, ужесточение административной ответственности на руку только милиции: "Депутаты таким образом лишь позаботились о наполнении карманов нашей милиции. От претензий милиционеров легко можно откупиться: если раньше мзда составляла 500 руб., то сейчас будут условные 2,5 тыс. руб.".

Эффект "Хромой лошади"
По данным РПА, с 2000 года и до кризиса рынок пиротехники ежегодно рос на 10-12%. В предкризисный 2007 год продажи фейерверков достигли 3 млрд руб. в оптовых ценах. В 2008 году зафиксировано падение до 2,2 млрд руб. А в декабре 2009-го случилась трагедия в пермском клубе "Хромая лошадь", по сути разрушившая рынок и заставившая россиян относиться к пиротехнике с большей опаской.

"Люди поняли, что это не игрушки. Судя по разговорам с покупателями, разгильдяйского отношения, как было раньше, сейчас уже нет",— отмечает руководитель компании All Pyrotechnics Евгений Гуменюк. "Мы даже не собирали никакой статистики, потому что рынок просел просто неконтролируемо",— говорит Александр Усилин. По оценкам гендиректора компании "Пирофф" Елены Вечериной, с начала кризиса в 2008 году и после событий в Перми продажи пиротехники уменьшились более чем наполовину.

Стоит сказать, что МЧС в конце концов признало, что пожар в клубе произошел из-за короткого замыкания, а не по вине конусных фонтанов, однако пиротехнический бизнес уже успел тяжело занедужить. Сразу после трагедии, унесшей 150 жизней, глава МЧС Сергей Шойгу заявил о директивном запрете на применение огня и пиротехники в местах массового скопления людей в период новогодних и рождественских праздников. А ведь именно зимние праздники приносят производителям и продавцам пиротехники львиную долю дохода — 60-90% годовой выручки.

Началась самая настоящая истерия. СМИ подливали масла в огонь, население запугали, не разобравшись толком в причинах несчастья, и потребление пиротехники упало катастрофически, вспоминают игроки рынка. ""Хромая лошадь" губительно сказалась на рынке, он сейчас просто нищий",— говорит гендиректор компании "Большой праздник", вице-президент Московской пиротехнической ассоциации Виктор Самошин. Некоторые эксперты указывают, что гонениям подверглась пиротехника бытового назначения, тогда как в "Хромой лошади" применялась профессиональная.

Кстати, участники рынка отмечают, что в первые дни после пожара в пермском клубе наблюдался всплеск спроса: народ испугался, что пиротехнику запретят вообще, и приобретал ее впрок. "Но потом — все, как отрезало",— делится наблюдениями Виктор Самошин.

Сегодня 70% развлекательных фейерверков в мире — китайского производства (по данным делового портала ChinaPRO.ru, в прошлом году выручка КНР от экспорта пиротехнической продукции составила более $0,5 млрд), в России эта пропорция выглядит как 90:10, считает Александр Усилин. До прошлого года Россия импортировала в среднем около 1 тыс. морских контейнеров пиротехники в год, это порядка 20 тыс. т пиротехники преимущественно первого-третьего классов. В этом году, по оценкам компаний "Русский фейерверк" и "Большой праздник" (российские лидеры — держат около 80% рынка), завезено в 10-20 раз меньше: у всех скопилось много товара, не реализованного в прошлом году. И сейчас, рассказывают игроки рынка, у оптовиков никто ничего не покупает.

Пагубно сказалась на рынке и практически повсеместная отмена корпоративных мероприятий с использованием фейерверков, чему способствовали мощная волна проверок МЧС и активная кампания в СМИ против пиротехники, отмечают эксперты. "Бизнес корпоративов рухнул даже больше, чем торговля, потому что сейчас все боятся нарваться на неприятности",— говорит Анатолий Воробьев.

Многие профессиональные команды пиротехников были вынуждены уйти с рынка, сетуют эксперты, обычного оживления перед праздниками не наблюдается. "Если раньше в середине декабря уже наблюдался пик спроса на корпоративные вечеринки с использованием фейерверков, то сейчас имеется тенденция сдвига заказов на последние числа месяца,— рассказывает Евгений Гуменюк.— Пока есть клиенты только на 30-31 декабря".

Вымирает и класс мелкого оптовика. "Например, те, кто приходил брать продукцию в условном Новосибирске на 200 тыс. руб., чтобы увезти на продажу в Бердск, сейчас возьмут только на 30 тыс. руб., чтобы просто положить образцы на витрину,— говорит Виктор Самошин.— В надежде на то, что, если не будет сильных проверок, в последние три дня перед Новым годом они приедут к оптовику еще раз и возьмут товара побольше".

Таким образом, предприниматели, торговавшие пиротехникой и не желающие играть с огнем, вынуждены переключаться на другой бизнес, говорят эксперты.

Скрытые угрозы
Пока рынок пиротехники прессуют властные запреты, игроки пытаются ее отмыть в глазах населения. По их словам, несчастные случаи и травмы, конечно, бывают, но исключительно по причине грубого нарушения правил использования.

"Инструкции по применению, которые мы пишем на упаковках, по размеру скоро будут как "Война и мир",— мрачно шутит Виктор Самошин.— Но зачастую потребители просто не утруждают себя их изучением. Если их внимательно читать и придерживаться описанных правил, ничего страшного не произойдет".

Кроме того, специалисты уверяют, что количество контрафактной и контрабандной продукции в России ничтожно мало (в общем обороте это единицы процентов, говорит Александр Усилин) и ее легко можно отличить от качественной. Инструкция на русском языке, неповрежденная яркая упаковка (дизайн разрабатывается в России и передается китайским партнерам) и неистекший срок годности — непременные атрибуты качественной пиротехники. В Центральном регионе, а уж тем более в Москве после закрытия главного пункта продажи контрафактной продукции, Черкизовского рынка, такого товара просто нет, уверяют игроки рынка. Основная масса контрабанды сосредоточена на границе с Украиной, Казахстаном и на юге России, куда она попадает на местные рынки через таможенные дыры. "Но это явление очень локальное и на общую картину, по сути, никакого влияния не оказывает",— убеждена Елена Вечерина.

Обязательное условие получения сертификата — испытания. Сертификационные органы (в стране их несколько, например центр по сертификации пиротехнической продукции "Пиротекс" в Сергиевом Посаде, ООО "Пуск" в Санкт-Петербурге) отбирают и тестируют 12 образцов из каждой партии. Со специальных вышек высотой 12 м пиротехнику роняют на землю, подвергают механическому воздействию, создают ситуации неправильной установки. Есть высотомер и приборы для измерения радиуса разлета элементов. Пиротехника проверяется на соответствие ГОСТу и техрегламенту, после этого изделиям присваивается класс опасности.

Сегодня продукция отбраковывается крайне редко в отличие от 1990 годов. Поэтому у специалистов вызывают недоумение появляющиеся время от времени сводки правоохранительных органов о выявлении очередной партии контрафакта. "Дутые цифры. Либо это недостоверная информация, либо очередные мероприятия по выполнению плана раскрываемости",— говорит Александр Усилин.

Между тем все усилия по восстановлению потребительского доверия к пиротехнике могут оказаться напрасными в связи с тем, что в этом году перед новогодними праздниками на рынок будут выброшены фейерверки и салюты, не распроданные в прошлый сезон,— на сей раз их особенно много по уже упомянутым причинам. Владельцы магазинов эту пиротехнику хранили целый год, чтобы продать перед очередным Новым годом. По словам Александра Усилина, проблема в том, что хранилась она чаще всего в неподходящих условиях.

"Пиротехника могли потерять в цветности, но это даже не полбеды. Например, она могла намокнуть и теоретически способна нештатно работать. В результате мы будем иметь просроченные подмоченные фейерверки, и вероятность несчастных случаев при их использовании, разумеется, гораздо выше,— объясняет Усилин.— Эта пиротехника — официальная и сертифицированная, только хранилась неизвестно как". Теперь нас ждет огромное количество неприятностей и несчастных случаев, резюмирует он. "А контролирующие организации будут кричать: мы же предупреждали! Но получается, что они сами же такую ситуацию и создали",— говорит Александр Усилин.

РОМАН РОЖКОВ

КоммерсантЪ-Деньги
23.12.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов