Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Покупатель решит, кто прав

На российском молочном рынке — исторический максимум цен на сырое молоко. Остановить рост цен сможет начавшееся снижение потребительского спроса на молочную продукцию

У российских молочников каждый день с конца лета бьет рекорды по стоимости продаваемого молока. Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») приводит данные по стране: сегодня средняя цена литра сырого молока 14,8 рубля — на 53% больше, чем в прошлом декабре. Еще выше — 17,7 рубля — оценивает текущие средние цены на сырье Молочный союз России, в основном объединяющий переработчиков. А в ряде регионов закупочная цена за литр уже достигла 18–19 рублей и продолжает повышаться.

Без избытка

На то, что молока в этом году будет не хватать, а цены на него будут расти, указывало еще лето, когда на рынке не произошло сезонного снижения цен на молочное сырье (см. «Молоко вне сезона» в «Эксперте» № 33 за 2010 год). Именно в летний сезон производство сырья традиционно увеличивается, а потребление снижается. В этот период переработчики делают для себя так называемые закладки: излишки сырого молока отправляют на сушку, производят значительные объемы масел, сыров, творога. Запасы потом расходуются с октября по май, когда в стране наступает дефицит молока.

В это лето избытка молока не возникло. Цены на сырье начали подниматься примерно с июля, когда стало понятно, что снижается валовое производство молока, прежде всего в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ): из-за засухи коровы давали меньшие надои и худшего качества. Кроме того, сказалось снижение урожая зерновых и зеленых кормов — затраты на них у сельхозпроизводителей увеличились в разы.

Молочникам еще повезло, что неизбежное увеличение себестоимости производства происходило на фоне растущего с марта этого года потребительского спроса на молочные продукты — скорее всего, в кризис многие стали замещать мясо и другие продукты более дешевыми молочными. «Сегодня мы наблюдаем самый высокий уровень потребления молока и молочных продуктов за весь период существования рынка в нашей стране», — отмечает исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. По его данным, потребление молока с января по октябрь 2010 года в промышленном производстве увеличилось более чем на 10%.

Производители держат цены

Сельхозпроизводители уверены: текущие цены на молочное сырье справедливые. «Предыдущие годы цены на сырье падали, а в секторе переработки и торговли незначительно, но росли, что не способствовало развитию животноводства. А в нынешнем декабре выстроился нормальный ценовой баланс, при котором возникает стимул наращивать производство. И теперь важно сохранить его», — рассуждает председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко. Он считает, что сейчас сложилась правильная структура цены на молочные продукты: в стоимости конечного продукта доля молочного сырья сегодня составляет 45–50%, и это норма по мировым стандартам.

Сложившаяся ситуация в большей степени не устраивает переработчиков молока, которые оказались в ценовых ножницах. «Недавно мы провели исследование, и получилось, что за последние четыре-пять лет стоимость сырьевых ресурсов для нас выросла в 2,5 раза, логистика увеличилась в 1,5 раза, а цены на нашу продукцию остались примерно теми же. В розницу мы не можем поставлять свои товары по сопоставимым с затратами ценам», — говорит директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев. Его поддерживает Владимир Лабинов, который отмечает, что за последние пять лет производство молока в сельхозпредприятиях почти не выросло — прирост идет в десятые доли процентов. При этом выручка производителей увеличилась на 160%, а цены на готовую молочную продукцию — всего на 60%. «Это еще раз говорит о том, что молочное животноводство находится в благоприятной ценовой конъюнктуре, — подчеркивает г-н Лабинов. — И если в этих условиях молочное животноводство не демонстрирует прироста производства, значит, существуют другие факторы, которые лежат не в плоскости цены и мешают животноводам развиваться, например неэффективность производства». По его словам, основной вопрос, который сейчас обсуждают участники мирового молочного рынка, — снижение себестоимости производства молока. У нас же эта тема даже не обсуждается.

Животноводы оспаривают такую точку зрения и говорят, что в начале года наметился рост производства молока, но вмешалась засуха. Однако и среди 27 регионов, наиболее пострадавших от засухи, есть ряд хозяйств, где производство молока даже выросло. В основном они сосредоточены в Мордовии, Кировской области, Удмуртии и Татарстане.

Сегодня все участники отечественного молочного рынка хотят сохранить стабильность. Производители пытаются удержать цены на пике, чтобы можно было наращивать свое производство. Переработчиков же беспокоит дальнейшая ситуация с сырьем — к примеру, из-за засухи осеменение коров произошло позже обычного, и поэтому, вероятно, сезон будущего «большого молока» сдвинется по срокам. Следствием этого может быть сильный удар по ценам на рынке.

Спреды вместо масла

Сложившаяся ценовая ситуация имеет ряд негативных последствий для отрасли в целом. Так, переработчики, ощущая дефицит отечественной продукции, стали обращаться к более дешевому сырью из других стран, что привело к увеличению импорта. По прогнозам Минсельхоза, к концу 2010 года удельный вес импорта составит порядка 20% против 16,8% в прошлом году. Для сравнения: в 2009 году Россия, наоборот, снизила долю импорта молочных ресурсов на 1,4%.

Кроме того, рост цен может привести к снижению уровня самообеспеченности страны молоком. На протяжении последних пяти лет отечественные сельхозпроизводители обеспечивали страну сырьем на 83–84%, а в текущем году их доля окажется уже менее 80%. К примеру, по сырам доля импорта по сравнению с декабрем прошлого года увеличилась на 25%, а зависимость от импорта по сухому молоку достигла 70%.

В помощь сельхозпроизводителям, чтобы они быстрее справились с негативными последствиями засухи, нарастили производство и имели стабильные цены, осенью было принято решение повысить ставки таможенных пошлин на ряд молочных продуктов. Так, увеличились пошлины на твердые и плавленые сыры, сливочное масло, сыворотку, а на ввоз сухого молока — с 20 до 25%. Однако в настоящее время доля импорта растет даже с учетом протекционистских мер, потому что российские производители не могут выдержать конкуренции — стоимость российского молочного сырья почти в 1,5 раза превышает европейскую.

Еще одно следствие удорожания молочного сырья заметно непосредственно потребителю — на прилавках стало больше так называемой молокосодержащей продукции и фальсификата. Переработчики, стараясь снизить затраты, начинают использовать более дешевые ингредиенты, например, заменяя подорожавший молочный жир растительным. На рынке появилось множество самых разнообразных заменителей натуральных молочных продуктов: спред, или «легкое масло», плавленые сыры, творожные сырки, молочные консервы. По данным Росстата, в октябре 2010 года производство спредов впервые превысило производство сливочного масла — 16,7 тыс. тонн против 15 тыс. тонн соответственно.

Главная же проблема, волнующая рынок, — начавшееся, опять же вопреки сезонности, снижение потребительского спроса. «Мы наблюдаем, что в связи с ростом цен на полках идет снижение спроса на готовую продукцию», — говорит Андрей Даниленко из ассоциации «Союзмолоко». По мнению экспертов, корректировать цены на сырое молоко и молочную продукцию, когда падение спроса станет для всех очевидным, придется уже в начале 2011 года.    


Софья Инкижинова

Журнал "Эксперт"
13.12.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов