Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Страна на счетчике

Как рост тарифов естественных монополий поднимет цены

С 1 января нас ожидает традиционный рост тарифов на газ, свет, тепло и железнодорожные перевозки. Правда, правительство обещает, что квартплата повысится не больше чем на 15%. Но рост тарифов неизбежно скажется на ценах в магазинах — ведь если услуги естественных монополий дорожают на двузначные суммы, инфляция вряд ли будет однозначной.

Полемика между РЖД и Минэкономразвития на этой неделе явно была начата с прицелом на будущее. Железнодорожная монополия попросила правительство в 2012 году поднять тарифы на 23% или компенсировать ей 147 млрд рублей выпадающих доходов. Иначе, мол, железные дороги развалятся (не будет денег на инвестиционную программу) и придется уволить 42 тыс. человек. Правительство же в лице министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной не испугалось и ответило отказом, посоветовав, чтобы дороги не разваливались, привлекать частных инвесторов. Но до 2012 года время еще есть, и выполнения хотя бы части своих условий Владимир Якунин вполне может добиться.

Квартплата вырастет на 15%

Это всего лишь один эпизод в череде постоянных споров о тарифах естественных монополий, но он характеризует аппетиты монополистов. И хотя все последние годы правительство сдерживало рост цен на их услуги, он все равно двузначный. Рядовой потребитель ощущает это прежде всего на квартплате. С нового года счета за коммуналку снова вырастут. Правительство обещает, что не больше чем на 15% — такую цифру озвучил премьер-министр Владимир Путин. Но гарантий нет.

В прошлом году тоже был установлен предел роста — 25%, но даже в этих рамках большинство регионов не удержалось. Вице-премьеру Дмитрию Козаку пришлось чуть ли не персонально разбираться с властями городов и поселков, которые завысили тарифы (некоторые подняли их в три раза), а таких оказалось 1193. Но и там, где закон формально был соблюден, тоже умудрялись схитрить: тарифы повышались на 25%, но тут же увеличивались нормативы потребления коммунальных услуг, например воды. В результате счета все равно подрастали в полтора-два раза. Какую работу предстоит проделать Дмитрию Козаку в этом году, остается только догадываться.

В магазинах подорожает все

— Нынешние тарифы монополий — это просто поборы, — объясняет «РР» зампредседателя комитета по аграрно-промышленной политике Совета Федерации Сергей Лисовский. — Когда я сам начинал бизнес по производству курятины в 2000 году, доля газа и электроэнергии в оптовой цене составляла 3,5%, а сейчас, страшно сказать, 32%. И это без расходов на транспорт, зарплаты…

Лисовскому даже удивительно, что при таких расходах цены на курятину в этом году выросли всего на 8%. А все потому, что производители выкручиваются как могут.

— Чтобы не переплачивать, мы запустили свою электростанцию. Чтобы не зависеть от водоканала, воду добываем из скважин, сами же ее и очищаем. Дешевле самостоятельно провести канализацию от ближайшего поселка к фабрике, чем годами добиваться, пока нам ее подведут коммунальщики, — объясняет стратегию снижения себестоимости заместитель директора крупной птицефабрики в Подмосковье Владимир Подколзин, переводя корреспондента «РР» из цеха в цех. — И в итоге сейчас мы сильно зависим только от газа: сами добывать пока не научились.

Только так удается удерживать себестоимость на приемлемом уровне. Но далеко не всем.

— У большинства предприятий в стране устаревшее и изношенное оборудование, которое потребляет огромное количество электроэнергии, — объясняет глава экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — На то, чтобы его поменять или модернизировать, мало у кого есть деньги, а значит, его обслуживает больше людей, которым надо повышать зарплаты, иначе они уйдут. И в результате бизнес становится неконкурентоспособным.

— Если растут цены на продукты, квартплату, на проезд, значит, мне надо поднимать всем зарплату, — соглашается Карен, владелец швейного цеха в Подмосковье, хотя и признает, что по малому бизнесу рост тарифов бьет меньше. — Тут срабатывает человеческий фактор: коллектив небольшой, и я, как руководитель, знаю все обо всех — у кого родители болеют, у кого кредит — и хочу помочь людям справиться с проблемами. С этой точки зрения повышение тарифов, конечно, на наших ценах сказывается.

Откуда берутся такие цены

Цены за киловатты, кубометры и километры растут не только из-за увеличивающейся стоимости их производства, как говорят производители, но и из-за затрат на энергоносители.

— В вопросах установления себестоимости той же электроэнергии отправная точка — газ: для того чтобы решить эту проблему, нужно остановить рост цен на газ, — считает экономист Никита Кричевский. — Но в ближайшие годы этого не произойдет. Российские технологии сильно отстают от мировых. Так, у нас при добыче сжигается 24% добытого газа, а, скажем, в Норвегии — от 1 до 3%. При таких потерях неудивительно, что чиновники стремятся компенсировать затраты на добычу и транспортировку газа за счет внутреннего потребителя. Мы однажды придем к тому, что внутри страны газ станет дороже, чем в Европе.

Дороже не дороже, но «Газпром» планирует вывести внутренние цены на газ на уровень мировых к 2014 году. Это для него стратегическая задача: экспорт падает, инвестиции в разработку новых месторождений нужно увеличивать, и внутренний рынок становится основным источником доходов.



Правительство пока лишь немного сдерживает аппетиты монополии. Например, чтобы избежать скачка инфляции, вместо разового 15-процентного роста цены на газ министерство намерено проиндексировать ее с 1 января на 5%, а с 1 апреля на 9,5%.

При этом независимые добывающие компании предлагали повысить тариф в этом году лишь на 7% — им этого было достаточно.

— Нынешняя тарифная политика задушит экономику, как социализм задушила уравниловка, — считает Сергей Лисовский. — Если посмотреть обоснования монополий, становится ясно, что у них постоянно растут затраты на содержание собственного аппарата, который и красиво живет, и слишком раздут, и почти неуправляем, потому что там работают плохие управленцы. Давайте не разрешим им поднимать тарифы, и для монополий это станет стимулом задуматься об эффективности управления, а не о том, как выбить больше денег из государства.

Очевидно, что на столь радикальный шаг государство не решится. Но оно должно научиться находить компромисс между интересами монополистов, с одной стороны, и населения и производителей — с другой. Только тогда голубая мечта правительства — годовая инфляция в 2–3% — станет ближе.



Арам Тер-Газарян

РУССКИЙ РЕПОРТЕР
09.12.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов