Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Нафтизин на диване

Интернет-аптеки — один из самых быстрорастущих сегментов сетевой розницы и при этом фактически незаконный. Государство, похоже, пока не придумало, как подчинить торговлю лекарствами с сайтов строгим правилам, действующим для обычных аптек, поэтому просто смотрит на нее сквозь пальцы. Через интернет проще продать сомнительные пилюли, так что потребителю остается надеяться только на себя, не покупая слишком дешевые препараты и проверяя лицензию аптеки

Разница в понятиях
Интернет-аптеки пока не вошли даже в десятку самых популярных категорий сетевой розницы, но аналитики обращают на них особое внимание. Совместное исследование Google и Ситибанка, посвященное покупкам россиян в интернете в 2010 году, показало, что объем интернет-покупок, оплаченных банковскими картами, составит за 2010 год 600 млрд руб. Лидируют авиабилеты и услуги связи. "Но интернет-аптеки — одна из самых быстрорастущих категорий магазинов в поиске Google,— говорит Андрей Оберемок, руководитель аналитического департамента по работе с частными клиентами Ситибанка.— В 2010 году — двукратный рост по сравнению с 2008-м и четырехкратный — по сравнению с 2007-м".

Аналитики считают, что покупатели распробовали онлайн-аптеки, как это произошло раньше с продовольственными супермаркетами в интернете. Точной статистики у банкиров нет: в основном с интернет-аптеками расплачиваются не банковскими карточками, а наличными. Точных подсчетов нет ни у кого. В сервисе "Яндекс.Каталог", например, зарегистрировано 169 сайтов в разделе "Интернет-аптеки". "Крупнейшие интернет-аптеки продают лекарства примерно на $1 млн в месяц,— говорит директор Института проблем общественного здравоохранения Юрий Крестинский.— Единичная розничная точка такой оборот не дает".

По оценке Крестинского, рынок интернет-торговли лекарственными средствами в Москве составляет около $5 млн в месяц. При этом не учитываются продажи БАД: для торговли биоактивными добавками не нужна аптека, поскольку законодательство не рассматривает их как лекарства.

Впрочем, отношение государства к интернет-аптекам тоже неоднозначно. "В приказе Минздравсоцразвития России "Об утверждении видов аптечных организаций" нет такого отдельного понятия, как интернет-аптека",— пояснили "Деньгам" в пресс-службе министерства. Сами онлайн-аптекари более категоричны: они не скрывают, что по закону их бизнес вообще запрещен. Постановление правительства РФ от 27 сентября 2007 года N 612 "Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом" напрямую запрещает дистанционную продажу медикаментов. Среди товаров, реализация которых дистанционным способом запрещена, например, драгметаллы, вооружение, этиловый спирт, а также лекарственные средства, за исключением лекарственных трав.

Но если никто за этим не следит, значит, можно.

"Аптечный бизнес — это особый тип торговли, который в силу своей специфики должен тщательно контролироваться и лицензироваться,— признают в Минздравсоцразвития.— Поэтому в чистом виде интернет-аптек не может быть". Однако тут же добавляют: "Интернет может использоваться аптечным учреждением, которое имеет лицензию на ведение такой деятельности, только как один из способов заказать и доставить необходимое лекарственное средство".

По сути, Минздравсоцразвития только и остается, что оправдывать сложившуюся ситуацию — регулировать ее не получается. Очевидное противоречие: по закону продажу лекарств может осуществлять только фармацевт, но в интернет-аптеке передает лекарство и получает деньги курьер. Казалось бы, это и есть продажа, однако министерство применяет иную трактовку: "Курьер исключительно доставляет препарат, заказ же принимает сотрудник, который имеет необходимое образование". Как, однако, определить, что с онлайн-заказом ознакомился именно специалист и он же пообщался с вами по телефону,— загадка.

"Позиция министерства проста,— объяснили "Деньгам" в пресс-службе Минздравсоцразвития.— Если аптечное учреждение соответствует всем требованиям по хранению, доставке препаратов, то использование интернета для заказа и доставки безрецептурных лекарств не может оцениваться отрицательно. Если же речь идет об интернет-аптеках, у которых из активов есть только страничка в интернете, то это, безусловно, негативное явление". "Государство одновременно и признает, и не признает такие услуги,— поясняет Юрий Крестинский.— Оно понимает, что в условиях России такая услуга необходима, с другой стороны, по букве закона она запрещена".

Там, где нет никакого регулирования, трудно отличить откровенных мошенников от добросовестных служб доставки медикаментов.

Просто доставка
Самый простой и наиболее приближенный к норме закона пример интернет-аптеки — это служба доставки при обычной офлайн-аптеке. "Клиенты службы доставки — это прежде всего пенсионеры, молодые мамы, пациенты стационаров, а также сотрудники офисов, которые ценят свое время",— говорит Светлана Халтанова из сети аптек "36,6". При этом цены на лекарства в интернете такие же, как в офлайн-сети, а клиентов у интернет-подразделения меньше, чем у физических аптек.

Служба доставки при обычной аптеке скорее сервисная функция, не приносящая прибыли. "Чаще всего такой дополнительный бизнес убыточен,— говорит Андрей Младенцев, генеральный директор ЗАО "Группа СДЛ", владеющего интернет-аптекой cdlapteka.ru.— При тех же отпускных ценах на лекарства аптеке приходится держать штат курьеров, операторов на телефоне. При этом в одиночной аптеке зачастую ассортимент нестабилен, и заказ удовлетворяется не полностью. Если речь идет о сети аптек, то гонять курьера по всему городу, чтобы он собирал заказ, нерационально".

Интернет-аптека Valerianka.ru создана на базе аптеки, которая действует на севере Москвы уже 50 лет. "Аптека достаточно локальная, клиентов немного, большая часть из них постоянные",— поясняет руководитель интернет-проекта аптеки Ольга Кучерова. Сайт решили запустить для расширения круга клиентов, однако прибыли он пока не дает: сайт держат на вырост.

Другое дело служба доставки лекарств как самодостаточный, отдельный проект, где заказы принимают врачи-консультанты и у каждого клиента есть личный кабинет с историей заказов. "Чтобы в этом случае доставка была безубыточна, нужно нанять отдельную команду, работающую с отдельным складом",— говорит Андрей Младенцев. "Наш комплектационный цех площадью 350 кв. м находится внутри действующей лицензированной аптеки",— поясняет он. Открытие офлайн-отделения — необходимость. По закону лицензируется деятельность конкретного аптечного объекта, лицензию без помещения получить невозможно. По словам Андрея Младенцева, открыть и лицензировать офлайн-аптеку, которая рассчитана исключительно на онлайн-торговлю, стоит примерно $150-200 тыс.

Именно по такой схеме и действует большинство интернет-аптек. Если курьер привозит чек, а сама аптека может подтвердить наличие лицензии (недоверчивым покупателям готовы предъявить ее копию), скорее всего, это предприятие не подсунет фальшивые лекарства. Однако в интернете хватает аптек, которые действуют без всякой лицензии.

Иногда такую онлайн-точку и аптекой не назовешь. Москвичка Ольга Е. давно покупает мазь ируксол, производимую в Европе. Поскольку в России это лекарство не сертифицировано, продавать его здесь официально запрещено. Есть два выхода: ехать за мазью, например, в Чехию или покупать ее в России у нелегальных поставщиков. "Я набрала название в поисковике и попала на сайт с контактами продавца,— говорит Ольга.— Мазь у них в два раза дороже, чем в Европе, но что поделаешь". По телефону продавцы объяснили ей разницу в цене тем, что лекарство приходится сначала легально завозить на Украину, где оно разрешено, а затем переправлять в Россию. Разумеется, никакой лицензии у аптеки, находящейся в обычной квартире, быть не может.

"Неподконтрольные интернет-аптеки, у которых нет никакой лицензии, могут продавать что угодно,— говорит исполнительный директор некоммерческой организации "Аптечная гильдия" Елена Неволина.— Были случаи, когда лекарства, оставшиеся после умерших больных, продавались через такие каналы".

Обезопаситься от откровенных преступников покупатель интернет-аптеки может, проверив, действительно ли существует аптека по адресу, указанному на сайте интернет-магазина. Правда, от "серых" лекарств не спасет даже наличие лицензии.

Рецептурные без рецепта
В октябре этого года Интерпол провел операцию "Пангея-3" на территории 45 стран. В результате полиция закрыла 300 сайтов по продаже лекарств, конфисковала около миллиона таблеток, несколько десятков человек привлечены к ответственности. Интерпол борется чаще не с вредными лекарствами, а с "серыми": они, возможно, произведены на том же заводе, где и легальные, но только с нарушением авторских прав или с незначительными изменениями рецептуры. Поэтому международную полицию поддерживают и производители лекарств.

"В России, по некоторым оценкам, рынок фальсификатов составляет до 70% всего рынка лекарств,— говорит депутат Госдумы Антон Беляков.— Это нерастаможенные, ввезенные с нарушением авторского права препараты. Однако это беда не только интернет-аптек — фальсификаты продаются на рынке тотально".

Кроме продажи фальсификата интернет-аптеки обычно обвиняют в том, что они продают рецептурные лекарства без рецепта кому угодно. Нетрудно убедиться в том, что в ассортименте интернет-аптек есть и сильнодействующие антибиотики, и антидепрессанты — все они относятся к числу рецептурных препаратов. Руководители интернет-аптек уверяют, что требуют у покупателей показывать рецепт. Впрочем, простой эксперимент, проведенный корреспондентом "Денег", показал, что никаких проблем с покупкой таких препаратов нет. Позвонив по телефону одной из онлайн-аптек, я заказал сильнодействующий антибиотик, и на выбор мне предложили немецкое лекарство за 600 руб., а также его индийский и словенский варианты за 100 и 150 руб. соответственно. В ответ на мой вопрос о рецепте дали понять: главное, чтобы он у меня был, но можно и не показывать.

Очевидно, что Минздравсоцразвития есть где наводить порядок. Впрочем, понятно, отчего власть не замечает рецептурных вольностей интернет-аптек: в офлайн-аптеках происходит то же самое.

"Фактически без рецепта нельзя купить лишь препараты строгого учета — психотропные, наркотические, ядовитые,— говорит Елена Неволина.— Все остальные рецептурные по закону препараты продаются свободно. Собственно, рецептурная система развалилась еще в 1992 году, и с тех пор врачи разучились выписывать рецепты".

Вернуться к отпуску лекарств по рецептам можно, если система страхования будет покрывать часть стоимости лекарств, полученных по рецептам, уверен Юрий Крестинский. Идея эта была услышана на высшем уровне еще в 2008 году: Владимир Путин тогда заявил о реформе здравоохранения, предусматривающей "создание всеобщей системы лекарственного страхования, в рамках которой государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту". Впрочем, пока эта система так и не создана.



ИВАН ЖДАКАЕВ

КоммерсантЪ-Деньги
15.11.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов