Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Homo арендованный

Арендовать можно все, начиная с недвижимости и заканчивая человеком. Интернет предлагает в аренду друзей и мастеров на все руки. Но если первая услуга выглядит довольно сомнительно, то второй в России активно пользуются крупные и средние компании: одни в надежде уйти от налогов, другие — сократить расходы, третьи — справиться с сезонным авралом. Сами же люди соглашаются «сдаться в аренду» чаще всего от безысходности

Я так работаю уже два года, — говорит Ирина, бухгалтер из Перми. Во время кризиса ее, как и многих, сократили. После увольнения она месяц сидела дома, а потом обратилась в кадровое агентство, где ей сразу же предложили работу по специальности, но только на полгода. — Я согласилась, а что делать? Жить ведь на что-то нужно. Мне объяснили, что выглядеть это будет так, будто компания арендует меня у агентства. Они это аутстаффингом называют. В общем, я за это время поработала уже в трех разных фирмах. И ни в одной не числилась в штате. А по документам я как бы периодически работаю в этом агентстве. Есть работа — мы заключаем контракт. А когда фирме больше бухгалтер не нужен, контракт расторгают, и я опять жду новых предложений.

Такие странные трудовые отношения кадровые агентства практикуют давно, аж с 98?го года. Фактически есть два способа аренды персонала: аутстаффинг и лизинг. И в том и в другом случае кадровики — это посредники между компанией, которой нужен временный работник, и самим соискателем. За это рекрутеры получают гонорар, в среднем 10% от зарплаты арендованного, либо, если компании требуется, к примеру, сто менеджеров для колл-центра, договариваются в индивидуальном порядке. При этом, как и в случае с Ириной, кандидаты «принадлежат»
рекрутинговому агентству, а не компании, на которую временно работают.

— Если компания маленькая, всего человек десять, ей нет смысла держать постоянного кадровика, юриста или бухгалтера: это дополнительная бумажная волокита и лишняя штатная единица, — говорит Светлана Белова, руководитель направления HR-практики «Империи кадров». — Вот их и арендуют на время.

По ее словам, бывает, что такую форму работы используют для тестирования нового сотрудника: заключают договор на три месяца, но в штат не берут, чтобы не было потом проблем с увольнением. Чаще всего так нанимают менеджеров по продажам на какой-то конкретный проект. Если они успешно справляются, как правило, их оставляют в штате.

— Помню, одна компания таким образом тестировала даже финансового директора, — рассказывает Светлана.

Помимо временных кадровиков и бухгалтеров, агентства «сдают в аренду» продавцов-консультантов, IT-специалистов, секретарей, мерчендайзеров, грузчиков, уборщиц и т. д. Клиентами может быть кто угодно: банки, крупные производства, ретейлеры. По словам Ольги Калаушиной, директора отдела стафф-лизинга компании Kelly Services, в основном нанимают временный персонал западные компании, для которых такая форма работы вполне привычна.

— Допустим, компании нужны маркетологи — она запускает проект. Обращаются к нам, а мы подбираем специалистов. Если проект заканчивается, а работника так и не оформили в штат, он все равно остается в базе данных, и в случае чего мы его можем снова привлечь, — объясняет Ольга.

В 2008–2009 годах через компанию Kelly Services временную работу нашли 8–10 тысяч человек, в докризисный период их было в два раза больше — 20 тысяч человек. Объяснить снижение спроса несложно: компании пытались и пытаются экономить на всем, в том числе и на персонале, поэтому и нанимают меньше — кто-то, стиснув зубы и затянув
пояс, отказывается от шестого секретаря или круглосуточной службы IT-поддержки.

Сейчас в России примерно 45% арендованных работников трудятся на производствах, чуть больше — около 50% — в сфере услуг (по данным Kelly Services).

— Мы нанимаем временный персонал только в случаях крайней необходимости, к примеру при увеличении объемов грузов или при заключении контрактов с новыми клиентами, и, как правило, на короткий срок: от одного дня до двух-трех месяцев, — говорит Елена Селина, менеджер по подбору персонала DHL Express в России.

Так в DHL экономят время и силы на поиск сотрудников, особенно когда срочно требуется дополнительный персонал или замена.

— У агентств, как правило, существует база людей, готовых поработать на временных проектах, тем более если это проекты для крупных организаций. По моему опыту, — рассказывает Елена, — желающие есть всегда. В нашем случае временный сотрудник работает в проекте крупной международной компании. Он вправе потом написать все это в своем резюме. Также такая форма удобна для тех, кто не может по каким-то причинам работать на постоянной основе, — к примеру, студентам или людям, работающим посменно.

Работники без прав

Существует миф, что арендованный персонал дешевле, но это не совсем так. Сэкономить на аутстаффинге или лизинге компания может, но мало. Крупные кадровые агентства чаще всего работают «вбелую», со «съемным специалистом» заключают договор подряда.

— Мы ведем всю документацию, кадровую и бухгалтерскую, на таких сотрудников, как и любая другая компания, платим за них налоги, отчисляем все страховые выплаты, — объясняет Светлана Белова.

Компании с арендованным штатом при таком договоре экономят только на социальных «плюшках» вроде корпоративных скидок на фитнес для офисных трудоголиков.

Но «белая» зарплата и гарантии обеспечены, к сожалению, не всем. Эти условия соблюдаются, если человека приглашают поработать на длительный срок — от трех месяцев. Если же срок меньше, с работником заключают гражданско-правовой договор, и в этом случае экономия на менеджере или секре­таре будет уже более внушительной. Фактически человек получает только гонорар за работу и больше ничего. И это в лучшем случае.

Есть категория кадровиков, которые специализируются только на такой краткосрочной форме лизинга. Люди годами раз в месяц, а то и чаще заключают гражданско-правовые договора с агентством, работая при этом на одну и ту же компанию, которая просто не  хочет оплачивать таким сотрудникам больничный, отпуск и выдавать денежную компенсацию при увольнении, и кадровики им в этом помогают. «Краткосрочный сотрудник» не имеет никаких прав, в трудовой книжке у него не будет никаких записей, наконец, главный нюанс: за задержку зарплаты работодателя можно оштрафовать, но если сотрудник оформлен по гражданско-правовому договору, то компания со спокойной душой может ему долго не платить, и ей за это ничего не будет.

В таком случае специалисты советуют тщательно выбирать компанию-посредника, чтобы избежать «кидка».

— Я полтора года так работала, пока в институте училась. Вполне себе удобная работа: мне звонили из кадрового агентства, говорили, что нужно пойти секретарем на день. Если у меня было время, я соглашалась, — вспоминает Елена Селина. По ее словам, никогда никаких проблем ни с гонораром, ни с коллективом на временной работе у нее не было. — Почти всегда звали в крупные западные компании, где к временным сотрудникам привыкли. У нас на курсе многие так работали. В итоге после института меня взяли на постоянку в кадровое агентство.

Светлана Белова тоже считает, что для студентов это отличная возможность без отрыва от учебы пройти практику, набраться опыта, поработать в абсолютно разных компаниях. Другие эксперты рынка труда соглашаются с ней, отмечая, что в большинстве случаев именно студентов зовут поработать на день-два или месяц и редко кто отказывается.

— Я один раз так работал: позвали в магазин одежды, у них не хватало продавцов, а как раз начинались зимние распродажи, — рассказывает администратор магазина мужской одежды Денис. — Был настоящий ад. Нас таких было человек пять, пришлось за час вызубрить то, что другие консультанты учили месяц. Зато заплатили прилично.

Конечно, опыт и возможность устроиться на работу в компанию, в которую со студенческой скамьи сразу не попадешь, — перспектива заманчивая, вот только, по словам HR-специалистов, никто не хочет работать по контрактам все время, почти все мечтают о постоянной работе и стабильной зарплате.

Минус всех этих новомодных трудовых отношений — неизвестно, что будет завтра. Поэтому не каждый специалист со стажем подписывается работать на срочных проектах. Так, по данным компании SuperJob, 57% из трех тысяч человек, опрошенных в ходе проведенного специально для «РР» исследования, согласны работать по лизинговой схеме, но только при наличии договора подряда. Многие отмечают, что непременным условием должен быть аванс. Некоторые говорят, что согласны «сдаваться в аренду» только тогда, когда у них есть еще и постоянная работа. В сущности, наши люди скептически относятся ко всем этим кадровым играм, не хотят жить на чемоданах и соглашаются на это только от безысходности. Большинство из опрошенных с подозрением относится к посредническим услугам агентств, считая, что они лишние в паре работодатель — сотрудник. Без них проще и понятней.

Татьяна Филимонова

Журнал "Эксперт"

13.11.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов