Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Плохие книги «раскрутить» невозможно»

В издательство «Популярная литература» пришел новый главный редактор

«Есть хороший принцип: не ломай то, что работает. «Поплит» функционирует вполне успешно, свидетельство чему – высокие тиражи и интерес читателей. Поэтому никаких радикальных изменений не предполагается», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель издательства Вадим Нестеров, рассказывая о своей стратегии.

У издательства «Популярная литература», реализующего беспрецедентный историко-фантастический проект «Этногенез», появился новый главный редактор. Им стал Вадим Нестеров, который до сих пор был известен как журналист и один из лучших московских книжных обозревателей. В интервью газете ВЗГЛЯД новый глава «Поплита» рассказал о приоритетах и ближайших планах издательства.

«Популярная литература» выгодно отличается от других издательств тем, что не высевает все подряд, а выпускает только те вещи, которые заведомо «взойдут»

ВЗГЛЯД: Вадим, вы впервые в своей карьере стали главой издательства – до этого занимались журналистикой. Как вам такая смена специализации? Воспринимаете ее с волнением или просто как рабочий момент?

Вадим Нестеров: Во-первых, главой издательства я не стал – главный редактор это все-таки не «первый после Бога». Да, действительно, в издательском бизнесе я человек новый – раньше я работал редактором в периодических изданиях, был пишущим журналистом. С издательствами у меня были довольно эпизодические отношения – были в моей биографии эпизоды, когда я собирал книжные серии или редактировал книги. Но поскольку в культурной журналистике я довольно долго специализировался на литературе, то получил, смею думать, неплохие познания об издательской сфере деятельности и кое-какие знакомства в этих кругах.

Есть еще один фактор я довольно давно увлекаюсь фантастикой, и потому у меня сложились хорошие отношения с писателями-фантастами и издателями фантастической литературы. Так получилось, что среди авторов и издателей проекта «Этногенез» есть мои давние друзья. Сочетание всех этих факторов и привело меня в «Популярную литературу». Что же касается волнения, то новая работа всегда связана с некоторым беспокойством – новое дело, еще не известные тебе особенности, специфика, риски, подводные камни и т.д. При любой попытке радикально поменять сферу деятельности некоторое волнение неизбежно, и я, конечно, тоже его испытываю.

ВЗГЛЯД: У вас есть идеи относительно того, как можно было бы дополнить или скорректировать издательскую концепцию «Популярной литературы»? Или собираетесь пока придерживаться нынешнего курса?

В.Н.: Есть хороший принцип: не ломай то, что работает. «Поплит» функционирует вполне успешно, свидетельство чему – высокие тиражи и интерес читателей. Поэтому никаких радикальных изменений не предполагается. Другое дело, что что-то, наверное, постепенно изменится – когда приходит новый человек, иначе быть не может. Так бывает и в издательском бизнесе, и в журналистике, где угодно – просто в силу того, что каждый человек индивидуален, он видит ситуацию по-своему. Что в итоге получится, станет понятно лишь по прошествии какого-то времени. Я, естественно, буду стараться, чтобы перемены были к лучшему.

ВЗГЛЯД: Если многие другие издательства часто делают основную ставку на несколько предполагаемых хитов-«локомотивов», а в продвижение прочих релизов вкладываются гораздо меньше, то для «Поплита» характерно отсутствие второстепенных проектов – каждый является первостепенным и «профильным». Сохранится ли такая практика в ближайшее время?

В.Н.: Конечно. Надо сказать, что основной принцип работы крупных издательств в нашей стране достаточно простой: перефразируя известное выражение времен Варфоломеевской ночи: «Издавай все – читатель узнает своих». То есть налицо стратегия ковровой бомбардировки читателя. Издается практически все приемлемое в надежде на то, что из ста выпущенных книг какая-то часть зависнет и «уйдет в слив», большая часть окупится, а одна «выстрелит» и принесет хорошую прибыль. Так оно, кстати, обычно и случается – вернее, раньше случалось.

Происходит это не потому, что издатели негодяи и хотят замусорить великую русскую литературу, а потому, что предпочтения читателей достаточно трудно вычисляются. Бывает, что книжка, которая по идее должна хорошо пойти, зависает. Случается и наоборот: то, от чего в издательстве пришли в ужас и издали только чтобы заткнуть дыру, неожиданно становится бестселлером. На мой личный взгляд, такая стратегия (до сих пор во многом остающаяся магистральной) гибельна для нашего книжного рынка. Просто потому, что в долгосрочной перспективе она ни к чему хорошему не приводит и полностью дезориентирует не только издателя, но и читателя. В конце концов, читатель ведь не драга золотопромышленная, чтобы отсеивать тонны шлака ради нескольких крупиц золота. Читателю в такой роли выступать не нравится, поэтому в итоге он теряет интерес к чтению как таковому.

Знаете, в свое время я долго жил на Дальнем Востоке и занимался историей этого региона. Так вот, наблюдалась большая разница между культурой земледелия тамошних русских и китайских переселенцев. Русские, как привыкли, вспахивали поле, а потом начинали горстями разбрасывать, допустим, пшеницу картина «Сеятель» кисти Остапа Бендера. А китайцы каждое зернышко сажали в рядочек. Вот русская стратегия в тамошнем климате не работала, или работала плохо. Сейчас – та же самая ситуация. Климат изменился, но издательства все еще мечут книжки на рынок горстями.

«Популярная литература», на мой взгляд, выгодно отличается от других издательств тем, что не высевает все подряд, а выпускает только те вещи, которые заведомо «взойдут». Каждая изданная вещь должна состояться, «проходных» книг нет. Более того, «Поплит» не просто пытается угадать потребности читателя, а в определенной степени их формирует, в какой-то мере навязывая аудитории свои проекты, «подсаживая» читателей на них.

Чем хороша серия «Этногенез»? Прежде всего тем, что ее удалось «взрастить» на почве молодежной аудитории – у людей в возрасте от пятнадцати до двадцати семи, то есть у тех, кто обычно не читает книг. Они «подсели» на «Этногенез» и действительно его читают. То, что данную аудиторию удалось склонить к чтению, может быть, в какой-то степени даже навязать его ей – безусловно, большое достижение этого проекта. Его можно рассматривать не только как бизнес-проект, но и как проект культуртрегерский.

ВЗГЛЯД: «Поплит» практикует самые передовые и разнообразные механизмы пиар-поддержки и продвижения. Что все-таки важнее – потенциал книги как таковой или ее «раскрутка»?

В.Н.: Что важнее в яблоке – внешний вид или вкус? Если яблоко будет очень вкусным, но вид будет иметь неприглядный, то его не купят. А если оно будет на вид очень симпатичное, но омерзительное на вкус, то его, может быть, купят и съедят, но больше этот сорт покупать не будут никогда. В нашем деле то же самое. Книга без рекламного сопровождения сегодня заведомо обречена, просто потому, что о ней никто не узнает. Ее никто и никогда не увидит в том потоке, что льется на книжный рынок. Времена, когда «самотеком» прорывались, скажем, Донцова и Акунин, прошли. Это было возможно в условиях, когда издавалось несколько тысяч книг в год. А сейчас издается несколько тысяч книг в месяц, поэтому спонтанно не «раскручивается» ничего. Ну, за исключением некоторых особых вещей, в случае которых рекламная «раскрутка», на самом деле, тоже присутствует, только осуществляется не издательскими силами, а за счет того, что автор, допустим, является популярной фигурой и приводит свою аудиторию.

«Книги, плохие с точки зрения широкого потребителя, «раскрутить» на массовый спрос невозможно»

Другое дело, что существует мнение, согласно которому «раскрутить» можно все что угодно, и успех любой книги независимо от ее качества – вопрос рекламного бюджета. Думаю, это не так. И о том, что это не так, знают все профессиональные рекламисты и пиарщики. Если то, что рекламируется, вступает в противоречие с интересами потребителя, если оно ему не подходит и не нравится, то сколько денег ни вбухай – оно все равно не окупится.

Тезис о возможности успешной «раскрутки» чего угодно возник, я думаю, оттого, что литературные предпочтения исповедующих его критиков весьма сильно расходятся с предпочтениями широкой публики. Критик говорит: «Смотри, дрянь какая, а раскупается как мороженое в Африке – и все потому, что раскрутили». Он не понимает, что книга, которая ему, в силу разницы в «читательской квалификации», представляется полным шлаком, широкой публике таковым вовсе не кажется. Книги, плохие с точки зрения широкого потребителя, «раскрутить» на массовый спрос невозможно. Их может купить какое-то количество людей, поведшихся на рекламу, но на этом все и закончится.

ВЗГЛЯД: В настоящее время «Популярная литература» занимается почти исключительно проектом «Этногенез». А как насчет новых индивидуальных проектов, подобных релизам Дмитрия Глуховского, Марины Юденич, Антона Чижа или Вадима Чекунова?

В.Н.: Насколько мне известно, пока ничего подобного не планируется. Во-первых, проект «Этногенез» достаточно объемный – будет как минимум тридцать шесть книг, из которых на данный момент существует только половина. Во-вторых, нельзя планировать то, чего нет. А появление многообещающих авторов планировать невозможно – это вещь непредсказуемая. Если нам принесут рукопись, которая, на наш взгляд, будет иметь шансы «порвать» рынок и продаться миллионным тиражом, то, естественно, мы ее возьмем. Но пока не приносят.

ВЗГЛЯД: Для проекта «Этногенез» очень важна его сетевая ипостась, благодаря которой он становится интерактивным: эпизоды регулярно выкладываются на сайте, происходит обмен мнениями, возникает контакт между авторами и читателями. Насколько я понимаю, сетевой и мультимедийный сектор в ближайшее время будет приобретать все большее значение.

В.Н.: Да, конечно. Это непременное условие существования всех проектов нашего издательства. По мнению издательства, чисто книжные релизы уходят в прошлое. Сейчас уже впору говорить не о книжных, а о медийных проектах, и все издательства так или иначе работают в этом направлении. Причем речь не только о способах продвижения – книга сама по себе должна появляться на нескольких носителях: бумажном, электронном, в аудиоверсии. Книга, вернее, проект для массового читателя, сегодня не может существовать только в виде буковок на бумаге, он должен обрести определенной инфраструктурой, ворохом интересных дополнений. Как пример – сейчас у нас в работе энциклопедия «Этногенеза», которая поможет читателям сориентироваться в его мирах. В нашем издательстве так происходило с самого начала, и так будет делаться всегда, поскольку это требование времени. Юному читателю «Этногенеза» недостаточно прочесть книгу – ему нужно также обсудить ее «ВКонтакте», где в нашем коммьюнити  постоянно тусуется несколько тысяч человек, нужно посмотреть ролики, снятые по книгам, послушать аудиокомпозиции, принять участие в конкурсах и т. д. Возможно, вскоре появится и киноверсия одной из наших книг.

ВЗГЛЯД: Будут ли в ближайшее время начаты новые циклы в рамках «Этногенеза»?

В.Н.: Безусловно. Появятся еще как минимум три серии, которые станут кульминационными и связующими. Именно в них будут раскрыты тайны, обозначенные в уже вышедших книгах, развязаны все узелки, сведены воедино все линии. Все серии так или иначе связаны между собой уже сейчас, но существует большое количество вопросов, на которые пока нет ответов. У «Этногенеза» ведь большой временной диапазон – несколько миллионов лет. Есть средневековые серии, есть серии, связанные с историей XX века, а также посвященные недалекому или отдаленному будущему. Все, что я могу сейчас сказать, – это что в новых сериях, видимо, пойдет речь о совсем далеком будущем и очень далеком прошлом, и что будет серия, которая свяжет их между собой.

ВЗГЛЯД: Привлекаются ли в «Этногенез» новые авторы?

В.Н.: Да, конечно. В нашу фантастику приходят новые люди, которых было бы грех не привлечь в проект, потому что они очень хорошо пишут. Кроме того, нельзя эксплуатировать одних и тех же авторов до бесконечности – всем бывает нужен перерыв. Поэтому новые имена будут, и появление некоторых из них, возможно, станет для любителей фантастики неожиданностью.



Кирилл Решетников


Взгляд
11.11.2010



световые короба москва
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов