Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Цифровые галлюцинации

Российские и мировые киностудии настолько заинтересованы в работе с цифровыми кинотеатрами, что даже готовы приплачивать последним за каждую приобретенную ими цифровую копию. Впрочем, эти деньги не могут покрыть огромных расходов на покупку соответствующего оборудования, и государство кинотеатрам в этом вопросе не помощник

Отечественный зритель – чуть ли не самый большой поклонник кино 3D-формата в мире. Интерес к этому формату у нас выше, чем во всех остальных странах, а участники рынка уже вовсю обсуждают, как в ближайшее время отпадет необходимость пользоваться натирающими уши 3D-очками и как с потолка в кинотеатре будет литься вода. По словам экспертов, Россия – единственная страна, где 95% цифровых залов поддерживают 3D-формат, однако при этом на данный момент у нас лишь четверть кинозалов являются цифровыми. По оценкам «Невафильм Research», в октябре 2010 г. в России функционировало 615 цифровых кинозалов при общем количестве 2200 залов. Больше всего в продвижении цифрового проката заинтересованы сами студии, они готовы даже доплачивать кинотеатрам за приобретение цифровых копий. Так, компания «Централ Партнершип» (ЦПШ) заключила соответствующий контракт с сетью «Синема Парк». Обе структуры входят в один холдинг – «Профмедиа». Впрочем, ЦПШ ведет переговоры и с другими сетями, а «Синема Парк» – с другими студиями. По словам опрошенных «Ко» экспертов, практически все студии и сети кинотеатров вовлечены в такого рода переговоры, а некоторые уже вовсю получают средства на оцифровку, просто не афишируя этого.

Помощь сбоку

Посильную помощь кинотеатрам могут оказывать только самые заинтересованные в переходе на «цифру» игроки – киностудии. Модель такой поддержки называется VPF (Virtual Print Fee), или платеж за виртуальную копию. Фактически студия – производитель фильма отчисляет кинотеатру, покупающему цифровую копию картины, часть средств, сэкономленных на печати пленки. Обычно речь идет о 50% от стоимости печати пленочной копии. Подобная практика очень распространена в США, где этими деньгами готовы делиться мейджоры. В настоящий момент, по словам гендиректора «Невафильм» Олега Березина, существует практика разовых отчислений, но публично она не афишируется. Первым официальным соглашением должен стать договор между ЦПШ и «Синема Парк», согласно которому каждый кинотеатр сети будет получать за заказанную цифровую копию до 500 евро в зависимости от картины. Со своей стороны «Синема Парк» обязуется сделать цифровыми не менее 50% своих залов к 2012 г., а к 2015-му довести этот показатель до 100%. Учитывая тот факт, что «в цифре» работает уже 40% залов в кинотеатрах сети «Синема Парк», «добрать» до оговоренных с ЦПШ 50% им будет несложно. Кроме того, сеть ведет переговоры и с другими кинопродюсерами. По словам первого заместителя гендиректора сети «Синема Парк» Кирилла Иванова, переговоры «Синема Парк» с мейджорами находятся на разных стадиях, но эксперт уверен, что заключение соответствующих соглашений – лишь вопрос времени. Так, по данным участников рынка, Warner Bros. уже выплачивает VPF крупнейшей в России сети «КАРО Фильм», которая является одновременно и дистрибьютором этой компании. В «КАРО Фильм» не стали комментировать этот вопрос, сославшись на коммерческую тайну. В сети в настоящий момент функционирует 40 цифровых кинозалов, при этом к концу текущего года компания планирует увеличить их количество до 55, в результате чего «цифрой» будут оснащены более 30% экранов.

Однако не все сети согласны на такие требования киностудий. «Нас смутило условие, что 50% экранов сети должны быть цифровыми. Мы не считаем это приемлемым для себя. С нашей точки зрения, раз переход на цифровой формат инвестируется исключительно самими кинотеатрами, никто не вправе диктовать им какие-либо условия, а получается, что студии косвенно их навязывают, пытаясь ускорить процесс «цифровизации», – отмечает заместитель гендиректора «Киномакса» Ирина Туманова. По словам эксперта, даже если сеть будет работать по модели VPF со всеми прокатчиками и мейджорами, это не даст ей какой-либо существенной финансовой поддержки. В результате «Киномакс» использует цифровые копии только по 3D-релизам, а остальные фильмы показывает исключительно на пленочных копиях. «Больше двух проекторов ставить в один кинотеатр невыгодно, и если, к примеру, в позапрошлом году полностью загрузить 3D-зал было невозможно, то сейчас 3D-релизы однозначно полностью покрывают репертуарную сетку одного зала», – добавляет Туманова. По мнению экспертов, имеются и более существенные сложности при продвижении цифровых технологий в кинотеатрах. «В России есть две проблемы. Притом что залов мало (по сравнению с другими странами), очень большое количество игроков – кинотеатральных операторов (около 450). Поэтому для студий этот процесс сложен в плане администрирования, и они не стремятся заключить такие договоры со всеми, только с большими сетями», – отмечает Олег Березин. Однако, по его словам, из-за высокой стоимости кредитов модель не становится стимулом для приобретения необходимого оборудования, потому что денег от VPF не хватит даже на погашение процентов по кредиту.

Последнее слово техники

Цифровой кинозал вовсе не предполагает, что в нем могут демонстрироваться лишь картины, снятые на цифровую камеру. «Один и тот же фильм, как и музыкальную композицию, можно записывать на пленку, цифру. Это просто разные решения. При этом любую ленту, снятую на пленку, можно оцифровывать», – объясняет Олег Березин. По его словам, 95% картин проходят стадию цифрового форматирования, чтобы с ними можно было работать в период монтажа и цветокорректуры. Однако производители остро заинтересованы в том, чтобы распространять цифровые копии, которые можно показывать только в цифровых кинозалах. Так, со временем цифровые копии не затираются, то есть даже после большого количества сеансов зритель смотрит фильм в том же качестве, что и на премьерном показе. Кроме того, цифровые копии лучше защищены от пиратства: к каждой есть определенный ключ воспроизведения (KDM). Но главное – выпуск цифровой копии обходится студиям гораздо дешевле. В частности, печать одной пленочной копии стоит $1000 – 1400, в то время как затраты на цифровую копию составляют всего около $50 – 100.

Экономия студий оборачивается гигантскими расходами для кинотеатров, вынужденных за свой счет устанавливать у себя цифровое оборудование. По данным экспертов, полный комплект нужной техники для одного зала стоит 100 000 – 130 000 евро, а поддержка 3D обойдется еще в 20 000 – 25 000 евро. Примечательно, что в США и Европе процесс «цифровизации» кинотеатров идет параллельно с российским. По словам Олега Березина, там количество цифровых залов тоже колеблется на уровне 25% от общего числа, однако за рубежом создание цифровых залов поддерживается на государственном уровне. «Наша страна – единственная в числе развитых стран, где государство не оказывает никакой помощи развитию цифровых кинотеатров и где кинотеатры устанавливают оборудование только за свой счет», – констатирует эксперт. Около полутора-двух лет назад департамент кинематографии Минкультуры пытался провести через экспертизу Минэкономразвития программу развития цифрового кинопоказа, однако инициативу завернули. По словам генерального директора «КАРО Фильм» Игоря Ильчука, отечественный кинобизнес уже давно ведет разговоры о снижении таможенных пошлин на цифровые кинопроекторы и серверы, однако пока вопрос так и не решен: кинотеатры вынуждены платить еще около 20% пошлины за оборудование, а также НДС. «Мы общаемся по поводу поддержки на разных уровнях с представителями власти, в частности, о том, что цифровые проекторы не что иное, как высокотехнологичное оборудование, которое должно ввозиться по льготным режимам, но помощи пока не получили», – сетует Кирилл Иванов. В итоге именно работа с киностудиями остается единственной надеждой цифровых кинотеатров, тем более что в последнее время стало появляться все больше фильмов исключительно в цифровом виде.

Вся надежда на 3D

В августе 2010 года на рынке имел место прецедент. Компания «Централ Партнершип» решила выпустить фильм «Пираньи 3D» исключительно в цифровом формате. «В отечественном кинопрокате это первый случай, когда дистрибьютор, имея возможность выпуска фильма на пленке, отказался от нее по экономическим соображениям. Этот шаг – естественная закономерность. Думаю, что в будущем мы регулярно будем наблюдать такие релизы в прокате», – подчеркивает Игорь Ильчук. По словам эксперта, в настоящее время мейджоры все чаще предоставляют исключительно цифровые копии блокбастеров. По мнению специалистов, переход кинотеатров на «цифру» – необратимый процесс, который стимулируется желанием студий сэкономить, а кинотеатров – заработать на 3D. По оценкам некоторых участников рынка, уже через два-три года «цифровизация» может поглотить все кинотеатры страны, по крайней мере сетевые. Как полагает Олег Березин, к 2015 г. все залы будут цифровыми. «Студии перестанут распространять кино на пленке, и кинотеатры, которые не успеют перейти на «цифру», просто умрут»,  – уверен эксперт. Впрочем, имеются существенные препятствия для подобного развития событий. Для коммерческих сетей внедрение цифровых залов в городах с населением менее 300 000 жителей нерентабельно, и пока ни одна из государственных инициатив по развитию цифрового кинопоказа в маленьких населенных пунктах ни во что толком не вылилась. «Есть два варианта развития событий. Первый – на «цифру» перейдут крупные сети, а потом все остальные. Второй – государство все-таки заинтересуется проблемой, поскольку крупные сети не заходят во все города. Если этого не случится, будет очень тяжело», – рассуждает Кирилл Иванов. В результате, по мнению Ирины Тумановой, полностью на «цифру» российский рынок перейдет нескоро. «Если сравнивать это с заменой магнитной пленки на диски, то они довольно быстро сравнялись в цене, а здесь речь идет о больших затратах для кинотеатров», – подчеркивает эксперт. Однако показ картин в 3D-формате помогает кинотеатрам больше зарабатывать: посещаемость этих сеансов выше, а билет стоит дороже обычного в среднем на 40%. В итоге, как отмечает Кирилл Иванов, несетевые кинотеатры также стали покупать цифровое оборудование – по кредитам, «на свой страх и риск». В связи с переходом на «цифру» помимо несетевых участников пострадает еще одна группа игроков – дистрибьюторы картин, которые потеряют часть своих функций. Сейчас они занимаются в том числе печатью и распространением пленочных копий. В свою очередь цифровые копии доставляются в кинотеатры в основном на жестком диске, и один диск можно использовать для доставки копий в несколько кинотеатров, а в перспективе копию можно будет отправлять по спутнику или через Интернет. Подобная практика уже существует, например, кинотеатры транслируют неигровой контент – оперы, спортивные события, концерты – в режиме онлайн. «Когда копии будут «летать» в виде файла, чем будут заниматься дистрибьюторы? Продвижением, маркетингом, контролем: рынку все равно нужны агрегаторы», – резюмирует Олег Березин. Но это означает, что некоторые компании все-таки покинут рынок и, возможно, именно они пока тормозят необратимый процесс.



Анастасия Маркина

Журнал "Компания"
29.10.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов