Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

QIWI будет банковать

Оператор платежной системы QIWI Ltd купил Первый процессинговый банк. Цель сделки — получить новые источники дохода за счет обслуживания банковских платежных операций

Компания QIWI Ltd, оператор крупнейшей платежной системы QIWI, приобрела 100% акций Первого процессингового банка. Благодаря этому она надеется решить сразу две задачи: во-первых, расширить ассортимент сервисов за счет банковских продуктов и тем самым избежать возможного снижения темпов роста, а во-вторых, снизить риски законодательных изменений, связанных с растущим вниманием Центрального банка к этому сектору в преддверии создания национальной платежной системы.

Не исключено, что в ближайшее время примеру QIWI последуют и другие участники рынка. Впрочем, банки тоже заинтересованы в интеграции своего бизнеса с платежными системами, которые являются недорогой инфраструктурой для дистанционного обслуживания клиентов.

Обреченные на самостоятельность

Логика развития рынка платежных систем в России с самого начала была не такой, как в Европе и США, где они возникли в результате развития банковского бизнеса. У нас крупные банки довольно долго скептически относились к платежному бизнесу, считая, что для обслуживания клиентов им достаточно своих розничных сетей. Рынок платежей за сотовую связь, бурно развивавшийся в начале 2000?х, тоже по ряду причин был им неинтересен. Главная из них в том, что для этого необходимы специальные банкоматы, оборудованные функцией приема наличных (cash-in), которые стоят до 40–45 тыс. долларов, то есть на 30% дороже стандартных устройств. Даже сейчас в Москве средний платеж за мобильную связь не превышает 120 рублей, поэтому построение сети банкоматов с функцией cash-in в расчете заработать на мобильных платежах вряд ли бы быстро окупилось. А развивать параллельно сети банкоматов сеть терминалов банки посчитали нецелесообразным, поскольку через терминалы невозможно провести самую популярную у клиентов операцию — снятие наличных.

В итоге рынок моментальных платежей в России оформился в самостоятельную отрасль. Низкая стоимость терминалов (2–3 тыс. долларов), возможность установки в самых разных местах и отсутствие привязки к конкретному банку позволили их операторам хорошо заработать на росте сотовой связи в стране. Одной из таких компаний оказалась Объединенная система моментальных платежей (ОСМП), впоследствии преобразованная в QIWI Ltd.

В отличие от других игроков QIWI не развивала свою сеть, а предпочла работать с частными предпринимателями, покупавшими у нее терминалы. Фактически ОСМП была для их владельцев чем-то вроде Visa или Mastercard для банкиров. Частные партнеры ОСМП, в свою очередь, проводили собственную маркетинговую политику и создавали независимые бренды, например «Быстроплат», «Трансфермания», хотя расчетный центр у них был один. Конец такой «маркетинговой анархии» пришел в 2008 году, когда руководство ОСМП заявило о переходе всей сети на единый бренд QIWI и на унифицированный интерфейс. А в 2009 году QIWI Ltd поглотила одного из конкурентов — систему E-port. Благодаря этим шагам компания стала абсолютным лидером на рынке, увеличив свою долю с 29% в 2007 году до 49% в 2009?м (см. график 1).



Однако рынок сотовой связи, за счет которого до сих пор развивались платежные системы, уже достиг насыщения, количество сим-карт превысило число жителей страны. И более 90% платежей за сотовую связь проходит через моментальные платежные системы. «Развиваться только за счет притока новых пользователей мобильных телефонов невозможно, и потолок уже близок. На этом фоне участники рынка активно осваивают новые направления, наиболее перспективные из которых банковские и финансовые услуги», — говорит председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) по платежным системам и банковским инструментам Борис Ким.

Ставка на «несотовые» деньги

В обороте системы QIWI доля доходов от «несотовых» платежей выросла с 6,6% в 2008 году до 18,3% в 2009?м. Как сообщили в компании, наибольший рост показал сектор погашения банковских кредитов — более 45%. Эта же тенденция прослеживается на всем рынке моментальных платежей (см. график 2), где доля сектора банковских услуг выросла за год с 2 до 6%. Можно предположить, что обслуживание банковских продуктов (погашение кредитов, продажа виртуальных карт, денежные переводы, оплата услуг ЖКХ) в ближайшее время и будет главным драйвером рынка платежных систем.



Однако регулирование платежных операций банков уже является юрисдикцией Центрального банка и Министерства финансов, которые по мере роста влияния систем моментальных платежей на сектор начали предъявлять к ним свои требования. Так, 1 апреля этого года вступил в силу Закон о платежных агентах, обязывающий операторов систем платежей устанавливать фискальные регистраторы на автоматы для отслеживания всего проходящего потока наличности. За счет этого минимизируется риск легализации наличности через серые схемы (например, договорившись с магазином, с которым у оператора терминала заключен договор).

Введение этой нормы в большей степени отразилось на бизнесе небольших терминальных операторов, и фактически это стало для них сигналом к продаже банкам, которые уже давно были обязаны устанавливать аналогичные фискальные регистраторы на свои терминалы и банкоматы. Банки, преимущественно в регионах, стали активно выкупать терминалы у их владельцев. В результате доля банков на рынке моментальных платежей выросла с 6% в 2008 году до 9% в 2009?м. Самой крупной из этих сделок стала продажа «Евросетью» около 2000 собственных платежных терминалов банку «Русский стандарт» за 30 млн рублей. Благодаря этому банк смог вдвое увеличить сеть дистанционного обслуживания, до этого состоявшую из 1600 банкоматов. При этом ритейлер будет получать плату за размещение терминалов.

На волне приобретений в мае в СМИ появилась информация о планах Сбербанка приобрести «Элекснет», «Киберплат» или «Дельта телеком». В итоге, как сообщили нам в пресс-службе банка, подписано соглашение о партнерстве с «Киберплатом». Система продолжит работу через свой нынешний опорный банк «Платина», который также является одним из ее акционеров. По словам исполнительного директора «Киберплата» Владимира Кузнецова, несмотря на консолидацию отрасли, платежные системы даже при наличии собственной банковской лицензии, не являются конкурентами банкам. «Мы — процессинговая компания. Несмотря на развитие своих розничных активов, банки все равно продолжат пользоваться нашими услугами и продуктами, поэтому чем больше игроков на этом рынке, чем большая доля традиционных банковских транзакций уйдет в сектор моментальных платежей, тем нам выгоднее. Да и им тоже, поскольку процессинг у нас в конечном счете самый дешевый и надежный, потому что мы на этом специализируемся», — сообщил топ-менеджер.

Для Сбербанка этот шаг стал частью стратегии, предполагающей до 2015 года перевести не менее 70% платежей на удаленные каналы обслуживания. Терминалы — более дешевый канал обслуживания клиентов по сравнению с банковскими отделениями, более масштабируемый, позволяющий с относительно низкими затратами развернуть инфраструктуру обслуживания клиентов, пусть и с несколько ограниченным по числу операций функционалом. Сейчас в активах Сбербанка 35 тыс. устройств самообслуживания, из которых около 20 тыс. — банкоматы, еще 15 тыс. — платежные терминалы, в то время как сеть «Киберплат» насчитывает свыше 250 тыс. точек.

Требования к бизнесу платежных систем будут повышаться и дальше. Например, в законопроекте о национальной платежной системе, разработанном Минфином, предусмотрено ограничение доступа платежных систем к эмиссии электронных денег. Доступ к ней получат организации, владеющие банковской лицензией. Платежным системам, если они хотят и дальше обслуживать кредитные платежи и платежи по кредитным картам, придется либо заручаться поддержкой банков, либо самим получать лицензии.

QIWI предпочла второй путь. В течение нескольких лет Первый процессинговый был расчетным банком платежной системы, и аффилированным с QIWI Ltd физическим лицам в нем принадлежало 45%. Однако это не давало гарантий от рисков разрыва отношений или требования изменения схемы партнерства, например повышения размера комиссии. Покупка банка позволит компании избежать этих рисков и повысить рентабельность бизнеса за счет банковской комиссии. «Работать с аффилированным банком значительно проще, надежнее и позволяет соблюдать должную политику безопасности данных. Мы давно работали с банком и знали, что у него уже есть вся необходимая для нас IT-инфраструктура, полностью отвечающая современным технологическим требованиям», — пояснил исполнительный директор QIWI Ltd Андрей Романенко.               



Дмитрий Ланин

Журнал "Эксперт"
18.10.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов