Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Молочные берега

Рост потребительского спроса на молочном рынке привел к повышению закупочных цен на сырое молоко и даже дефициту сырья

За последний год закупочные цены на молоко в Сибири выросли практически в полтора раза. Сегодня переработчики за литр сырого молока дают уже более 12 рублей, тогда как еще год назад цена опускалась ниже 7 рублей. Впервые за десять лет «зимние» цены не снижались с наступлением летнего «большого сезона». Только за летние месяцы в Сибири цена сырья поднялась более чем на 10%. Причиной эксперты считают не столько случившуюся в западных регионах страны засуху, сколько устойчивый рост потребительского спроса на молочную продукцию.

На молочном рынке пока предпочитают если и радоваться благоприятной конъюн­ктуре, то делать это с осторож­ностью. Производство молока практически не растет, что на фоне возросшего на него спроса и дискредитации сухого молока ведет к дефициту сырья у переработчиков. И, как следствие, росту импорта. Возросшие цены не могут не отразиться на стоимости молока на прилавках, что грозит обрушить тенденцию по росту потребления, которую большинство экспертов считают ключевой для успешного развития рынка.

Игра на повышение

За семь месяцев текущего года в России на сельхозпредприятиях произведено без малого 8,8 млн тонн сырого молока, из которых 15,3% приходится на Сибирский федеральный округ, занимающий третье место в России по этому показателю. При этом, по оценке исполнительного директора Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО) Виталия Лабинова, более половины всего сырого молока в России (52–54%) производится в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), хотя эти цифры и подвергаются сомнению из-за сложности учета.

Традиционно основная часть сырого молока производится в «большой сезон» — с мая по август. В Сибири коэффициент сезонности производства сырого молока — 1,5 (лето к зиме). Обычно летом цены на закупаемое молоко заметно падали. Но в этом году, констатируют эксперты, ничего подобного не произошло. Участники рынка, напротив, отметили рост цен. «В СФО, по данным наших сырьевых служб, цены на сырое молоко выросли в среднем на 10,5 процента с июня по август. В 2009 году они в аналогичный период незначительно снижались, в 2008?м выросли меньше чем на один процент», — утверждает директор по связям с общественностью представительства «Сибирь» компании «Юнимилк» Татьяна Ткаченко. «Если брать, например, Новосибирскую область, то с августа 2009 года по текущий сентябрь цены на сырое молоко выросли на 60–70 процентов. И даже по отношению к декабрю 2009?го в сентябре 2010 года мы видим рост на 20–30 процентов. Раньше такого не было», — соглашается руководитель по внешним связям региональной дирекции «Вимм-Билль-Данн» по Сибири и Дальнему Востоку Антон Калтыгин. Важно, что это происходит после нескольких сложных лет на молочном рынке, когда цены на производимое сырое молоко падали ниже себестоимости. Например, по оценкам РСПМО, в прошлом году отрицательная рентабельность на производимое молоко наблюдалась в целом по стране в июле, августе и сентябре.

Но главная тенденция заключается вовсе не в росте цен. Это всего лишь следствие тренда, который, по общему на рынке мнению, называют ключевым для дальнейшего позитивного роста отрасли. «Мы входим в новый период развития молочного рынка», — констатировал на недавнем Молочном конгрессе в Барнауле Виталий Лабинов. Речь идет о росте потреб­ления. «В России рост потребления — 13 процентов за семь месяцев 2010 года, по некоторым оценкам — до 20. В Сибири по разным регионам аналитическое агентство Nielsen оценивает его в среднем в 10 процентов. Этот тренд в длинной перспективе создает хорошие возможности всем участникам рынка: запрос от потребителя растет, цена на сырое молоко позволяет развиваться сельскому хозяйству», — отмечает Татьяна Ткаченко.

В связи с запросами потребителей наблюдается и рост производства молочной продукции. Традиционно 70% молока, поставляемого переработчикам (товарного молока), приходится на цельно­молочную продукцию (питьевое молоко, сметана, сливки). Этот сегмент, отмечает Виталий Лабинов, вырос за семь месяцев 2010 года на 10,2%. «Это беспрецедентный прирост, самый большой с 1999 года. Причем по этой ситуации можно напрямую судить о тенденциях на потребительском рынке, поскольку «цельномолочка» по времени производства совпадает с потреблением. И прирост производства говорит о приросте потреб­ления», — уверяет эксперт. Выросло и производство мороженого (16,1%), творога (4,1%), сливочного масла (1,2%). Зато падает производство сгущенного молока (-6%). На рынке это объясняют тем, что молочные консервы — это объек­тивно сужающийся сегмент, имеющий много альтернативных аналогов.

Не без дегтя

Повышение потребления привело не только к росту цен, но и к ряду тенденций, которые могут негативно повлиять на отрасль в краткосрочной перспективе. Речь идет, например, о дефиците сырья, с которым уже столкнулись переработчики. «Лето 2010 года — первое в истории нашей компании, когда в Сибири мы не столкнулись с проблемой избытка предложения сырого молока», — рассказывает Татьяна Ткаченко. Есть ряд причин, с которыми связывают подобное положение вещей. Это в первую очередь засуха в центральных регионах. В итоге «большой сезон» оказался не таким щедрым на молоко. В августе в России произведено только 95% товарного молока от уровня прошлого, кризисного для отрасли года. «Позднее наступление весны в Сибири затянуло начало сезона большого молока: если обычно рост производства молока-сырья начинается в апреле, то в этом году он наступил только в середине мая. Несмотря на ожидания, спад, напротив, начался в обычный срок — во второй половине августа», — напоминают о еще одной причине в «Юнимилке». По словам Татьяны Ткаченко, в компании оценивают разрыв между запросом потребительского рынка и предложением на рынке сырья в 15%.

Дефицит породил еще одну проблему — рост импорта сырья из-за рубежа. «В целом засуха нанесла очень серьезный удар по молочному животноводству. Нам не удастся сделать тот объем прироста молока, на который мы рассчитывали. Однако растет потребление, соответственно, вырастет импортная составляющая», — рассказывает президент группы компаний «Русские фермы», председатель правления отраслевого объединения «Союзмолоко» Андрей Даниленко. При этом, добавляет Виталий Лабинов, рост импорта сдерживается только с помощью государственного регулирования. На июнь текущего года сырое молоко у нас едва ли не самое дорогое в мире, констатирует он. Кроме того, Россия сегодня является одним из крупнейших импортеров молока.

Что будет зимой, когда снижение объемов сырого молока произойдет по объективным причинам, пока никто толком не знает. «Мы предполагаем, что будет и дефицит готовой продукции. Уже сегодня мы оцениваем дефицит сырого молока в стране по году в миллион тонн. Однако для людей с советским прошлым слово «дефицит» обладает драматичным и исторически перегруженным смыслом. Для них «дефицит» — это отсутствие товара на полке вообще. Для нас — невозможность выполнить в полном объеме заявку торговых сетей. В этом смысле дефицит, конечно, будет. Молочная отрасль близка к кризису, но не к катастрофе», — отмечает Татьяна Ткаченко.

Как известно, раньше дефицит частично покрывался за счет сухого молока. Но с введением в прошлом году термина «молочный напиток» для произведенного из высушенного сырья продукта этот путь практически оказался отрезан. Поэтому неудивительно, что переработчики этим термином недовольны. «Продукты под таким наименованием по-прежнему не пользуются спросом. Это не очень важно летом и создает предпосылки для дефицита сырья зимой. На наш взгляд, ввод термина «восстановленное молоко» в отношении продукта, который, по сути, и является восстановленным молоком, смог бы исправить ситуацию. Здесь дело ведь в психологии восприятия: и то и другое наименование честно сообщает о продукте, но второе куда более благозвучно», — отмечает Антон Калтыгин. Производители же молока терминологией вполне удовлетворены. «На мой взгляд, введение этой терминологии играет очень позитивную роль на нашем рынке», — считает Андрей Даниленко.

Обозначить берега

Корень этих расхождений в оценках на самом деле находится не очень глубоко. Молочный рынок устроен так, что при низких ценах на сырое молоко страдают крестьяне. А при высоких ценах рентабельность теряют переработчики. «Последний, кому выгодно повышение цен на молочную продукцию, это переработчик, поскольку он вынужден балансировать между отрицательной рентабельностью при высоком спросе и положительной — при низком. Любое повышение рыночной цены для нас влечет падение заявки от торговли — снижение потребления. После августовского повышения цен торговая заявка в СФО упала  в среднем на 10 процентов. Однако в течение года цены на сырье выросли на 55 процентов (август 2010?го к августу 2009?го), а цена на готовую продукцию сдерживалась за счет маржинальной прибыли и эффективности переработчика. Если цены на сырье вырастут еще на 10–15 процентов, отклоняясь от тренда, роста розничных цен не избежать», — считает Татьяна Ткаченко.

В итоге получается, что дальнейший рост цен не выгоден никому. Понимают это и производители молока. По словам Андрея Даниленко, молочная продукция составляет более 16% от всего оборота продовольствия в России. И в связи с тем, что это один из самых социально чувствительных продуктов в стране, рост цены для конечного потребителя однозначно отрицательно отразится на потреблении молока и молочной продукции. «Нам чрезмерно радоваться резкому росту закупочных цен совершенно нельзя. Нам нужно выдержать определенную сбалансированную позицию», — полагает Андрей Даниленко.

Весной текущего года в нескольких десятках регионов страны по инициативе «Союзмолока» были подписаны соглашения крестьян и переработчиков о минимальных закупочных ценах на молоко. Теперь, предлагают общественники, самое время ввести максимальные закупочные цены. Текст этого соглашения уже размещен на сайте общественного объединения. В соответствии с документом подписавшие его стороны рекомендуют во взаимо­отношениях друг с другом исходить из того, что справедливая базовая рыночная цена одного килограмма сырого коровьего молока первого сорта с параметрами по содержанию жира и белка соответственно не ниже 3,4% и 3,0% будет составлять не менее 11 рублей и не более 15 рублей без учета НДС. Этот ценовой коридор, как предполагается, будет действовать до августа следующего года. Но пока неизвестно, какова может быть реакция на этот документ со стороны антимонопольной службы.

В любом случае проблему дефицита сырья, а значит, и роста импорта с по­мощью подобных резолюций решить не удастся. Очевидно, что нужно стимулировать крестьян к производству большего количества сырого молока. Но пока цены качаются то в одну, то в другую сторону, делать это довольно сложно. Кризис продемонстрировал всем участникам молочного рынка проблемы, которые стоят перед отраслью. Существует много способов их решения. Но со стороны сам рынок выглядит достаточно неоднородно. То, что выгодно крестьянам, не всегда выгодно переработке, и наоборот. Видимо, самое время приходить наконец к общему знаменателю.











Матвей Эргардт

Журнал "Эксперт"
21.09.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов