Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жара без правил

Небывалая жара выявила неготовность госструктур к борьбе с ее последствиями. Однако и бизнес, который, казалось бы, должен был извлечь из этой ситуации максимальную выгоду, не смог в полной мере воспользоваться появившимися возможностями

Продавцы воздуха
Главным дефицитом этого лета был холод, и он обошелся горожанам дороже обычного. По данным компании Ingate, количество поисковых запросов в "Яндексе" по ключевому слову "кондиционер" в июле выросло на 339% (250 600 против 57 000 в мае), по слову "вентиляторы" рост составил 335% (1 319 477 против 303 361 в мае). Рекордсменом же стал поисковый запрос "кондиционер в автомобиль" — 553% (11 238 запросов в июле и только 1720 — в мае). "К 10 августа в России были распроданы все кондиционеры — и те, что завезли к сезону, и те, что оставались на складах с прошлых лет",— говорит гендиректор компании "Литвинчук маркетинг" (специализируется на исследованиях рынка климатической техники) Георгий Литвинчук. По его данным, этим летом было продано около 1,4 млн сплит-систем против 970 тыс. в прошлом сезоне.

По общим оценкам, объем рынка кондиционеров вырос на 40%, но полностью спрос здесь удовлетворен не был — многих потребителей отпугнули взлетевшие цены. Впрочем, логичную при таком росте сверхприбыль получили не все участники рынка. Производители и оптовые продавцы продали ровно столько кондиционеров, сколько заказали зимой. "Заказы на кондиционеры размещаются на заводах зимой-весной, и даже за пару месяцев до начала лета быстро дозаказать что-то на фабриках в массовом количестве практически невозможно",— рассказывает Виталий Борец, представитель отдела кондиционеров Panasonic Russia.

Зато более чем успешно отработали запросы рынка розничные продавцы и установщики. "Дистрибуторы спешно повысили цены своим субдилерам и розничным продавцам на 20-30%, иначе уже к началу августа их складские запасы равнялись бы нулю. Ведь даже дешевые, низкокачественные системы раскупались по ценам хороших кондиционеров. А у установщиков срочный монтаж кондиционера в июле доходил до 20 тыс. руб., против обычных 9 тыс.",— рассказывает Виталий Борец. Некоторые торговцы пытались скупать кондиционеры на стоках, например, в Турции, но их, по оценкам Литвинчука, оказалось не больше 20 тыс. штук в общем объеме поставок.

Раскрывать точные показатели прибыли продавцы кондиционеров не спешат: рынок высококонкурентный, и новым игрокам, которые польстятся на внушительные итоги этого года, в следующем году никто не будет рад. Между тем эксперты уже пророчат кондиционерщикам непростые времена: склады пусты, чем будут заниматься продавцы и установщики осенью, пока не придут новые партии товара, не ясно. Кроме того, некоторые продавцы, воодушевленные итогами сезона и рассчитывающие на отложенный спрос, могут заказать товара больше, чем смогут продать в следующем году.

Что касается вентиляторов, то цены на них поднялись еще в большей степени. Китайские напольные модели, стоимость которых при обычной погоде составляла 700-1000 руб., в жару продавали по 4-5 тыс. руб. Аналогичная продукция более или менее серьезных производителей предлагалась по 10 тыс. руб. и дороже.

Без лишнего шума на жаре заработали сервисные компании по обслуживанию холодильных установок. Исследование группы компаний "Евросервис" показало, что количество обращений в сервисные службы выросло в июле на 120%, а их оборот увеличился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Производители и продавцы напитков, чьи продажи выросли в 7-10 раз, спешно закупали новые холодильники или ремонтировали существующие, которые с трудом выдерживали жару и натиск покупателей",— рассказывает управляющий партнер ГК "Евросервис" Сергей Малофейкин.

Спасение бегством
В период жары, дополненной смогом, в туризме наиболее удачно выступило Подмосковье. В июле — начале августа заполняемость подмосковных пансионатов достигала 100%. Большинство пансионатов не может похвастаться полным кондиционированием номерного фонда, но люди готовы были жить там и без кондиционеров — все лучше, чем в городе с его асфальтом и бетоном. По данным менеджера по продажам одного из агентств, специализирующихся на пансионатах Подмосковья, в жару они подняли цены на 10-20%. Средняя цена номера на двоих без кондиционера составляла от 4 тыс. руб, с кондиционером — от 5 тыс. руб., при этом, как отметил специалист, за те же деньги москвичи могли отдохнуть, например, на Селигере. "В сети загородных отелей "Фореста" в летний период ежегодно действуют цены выходного дня (на 20-25% выше цен межсезонья), и в этом году заполняемость была почти полная, в пик жары и смога трудно было забронировать номер",— говорит руководитель отдела маркетинга сети "Фореста" Татьяна Рогачева.

Те, кто не хотел платить немалые деньги за подмосковные номера без кондиционеров, спасались бегством в соседние области, где также сталкивались с дефицитом номеров. "В начале августа мы с мужем ездили на соревнования по авторалли в Бологое. Так вот, там есть только два места, где можно переночевать: старая раздолбанная турбаза, где места были, и современная турбаза, где все было забито. Девочки на ресепшн сказали, что не знают, когда освободятся номера, и "пока в Москве все плохо — у нас все хорошо"",— рассказывает блогер i_nk.

"Если человеку надо срочно уехать от смога и жары, он, скорее  всего, предпочтет безвизовые страны, такие как Турция и Египет",— говорит Сергей Стариков, глава маркетингового департамента туристической компании DSBW. "Что касается скандинавских стран, куда требуется виза, то говорить о существенном увеличении спроса на этом направлении в связи с сюрпризами этого лета нельзя. Тем не менее к нам приходили туристы с открытыми визами и просили как можно быстрее отправить их в поездку",— добавляет Стариков.

"В первые две недели августа спрос на Турцию и Египет был фантастическим: люди устали от жары, которая усугубилась дымом. Просили ближайшие даты. Ажиотаж не сказался на ценах  — мы их не поднимали. Другое дело, что в июле-августе отдыхать дороже, но это традиционно высокие цены в традиционно высокий сезон. Они известны заранее",— рассказывает Марина Маркова, представитель Tez Tour.

Небывалый рост спроса на турпутевки, широко обсуждаемый в СМИ, оказался некоторым преувеличением. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), климатические факторы увеличили количество туристов не более чем на 2%. "Единственными направлениями, демонстрирующими рекордное увеличение продаж в последние недели жары, стали Карелия и Крым. По подсчетам участников рынка, продажи в Карелию выросли в среднем на 10-15%",— сообщает АТОР.

Рост объема продаж отдельные туркомпании связывают с выходом из кризиса и удачными рекламными кампаниями. "Объем продаж у нас увеличился на 20%, но скорее за счет продукта, нежели из-за погодных условий",— говорит Наталья Осипова, заместитель гендиректора туркомпании "Инна Тур".

Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР, подтверждает, что сверхдоходов турбизнес в этом сезоне не получил. "Туроператоры продали все, что бронировали еще весной. Дефицита путевок не было. Возможно, были трудности с выездом по России во время задымления. Например, Калининград стал популярен у москвичей, но выехать туда смогли не все: мало гостиниц и билетов. В целом взрывного роста не наблюдалось: прошлый год был еще кризисным, и в марте этого года только началось восстановление".

Жертвой горячей поры стал экскурсионный туризм. По словам Владислава Двоеглазова, который рассчитывал наладить профильный бизнес в Москве, "экскурсии накрылись медным тазом": "Экскурсоводы отказывались выходить на маршрут, им элементарно было плохо, и слетали уже назначенные экскурсии. Только самые отчаянные туристы продолжали чем-то интересоваться и куда-то ехать. В итоге компания просто закрыла проекты. Подсчитали убытки, расстались с сотрудниками и начинаем работать с нуля при первом похолодании".

Кредитное смещение
У банков лето традиционно считается мертвым сезоном, но в этом году они неплохо заработали на желании россиян спастись от жары. "Летом спрос на кредиты со стороны физических лиц снижается, не был исключением и этот год. Но существенного изменения не произошло. Снижение деловой активности и отъезд многих потенциальных заемщиков компенсировались спросом на туристические кредиты, кредиты на климатическую технику",— рассказывает директор кредитного департамента СДМ-банка Сергей Козлов.

В первую очередь такое влияние аномальной жары ощутили банки, которые активно занимаются POS-кредитованием (кредиты в торговых сетях). По подсчетам ХКФ Банка, за июнь и июль продажи кондиционеров и вентиляторов по его кредитным программам превысили показатели прошлого года втрое. Средняя сумма кредита на климатическое оборудование составила 17 тыс. руб. Правда, уже во второй половине июля объем продаж вентиляторов в кредит начал снижаться, в то время как продажи кондиционеров продолжали расти — и увеличились в июле на 36%. "Похоже, вентиляторы уже не способны были справиться с аномально высокими температурами",— считают эксперты ХКФ Банка.

"В период аномальной жары, начавшийся в Москве в середине июня, мы отметили перераспределение спроса на потребкредиты в точках продаж. Вырос спрос на кондиционеры и вентиляторы, в июле — на 25%, а в августе — более чем на 100% по отношению к нормальному тренду, причем при недостатке ассортимента",— говорит руководитель дирекции потребкредитования ОТП Банка Аскер Еникеев.

По кредитным программам Альфа-банка кондиционеров, вентиляторов, воздухоочистительной техники в июне-июле было приобретено в 2,5-3 раза больше, чем за тот же период 2009 года, пик продаж пришелся на июль. Что касается путевок в кредит, то прирост продаж составил здесь порядка 50%.

Вспышка страхования
Из-за лесных пожаров количество заключаемых договоров страхования загородных строений и имущества этим летом заметно увеличилось. Продажи полисов страхования (в первую очередь огневых рисков) выросли на 20-30%, пик спроса на такие страховки пришелся на июль-август. Быстрее прочих необходимость покупки такого полиса осознали те, чьи домовладения оказались в непосредственной близости от лесных пожаров — в Рязанской и Нижегородской областях, в Луховицком, Коломенском и других районах Подмосковья.

Однако компании-страховщики сомневаются, что рост спроса на страхование загородных домовладений станет трендом. По их наблюдениям, нынешний ажиотаж будет непродолжительным и уже сейчас идет на спад. "К сожалению, это яркая особенность русского менталитета — авось больше такого не случится, и раз сейчас беда отступила, то можно и не страховаться. Системного повышения заинтересованности населения и хозяйствующих субъектов не происходит, обычно рост составляет 2-5%",— рассказывает руководитель управления методологии и андеррайтинга по страхованию имущества и ответственности Национальной страховой группы Светлана Донцова.

"Интерес к страхованию у населения гас вместе с огнем, да и позиция государства, в очередной раз щедро раздающего компенсации и строящего жилье пострадавшим (или же просто громко рекламирующего это), не оказала поддержки развитию культуры страхования. Оно щедро возместило убытки пострадавшим за счет остальных налогоплательщиков и частных лиц",— добавляет зампред правления Национальной страховой группы Алексей Кириенко.

Наибольшая активность наблюдалась при страховании строений, принадлежащих гражданам, сооружений юридических лиц (турбазы в лесных массивах, небольшие придорожные магазины). Но и здесь владельцы домов хотели сэкономить: оформляли страховки не по полноценному пакету рисков, а по минимальному, где основной — риск пожара. "Прежде всего люди обращают внимание на то, покрывает ли страховка риск пожара,— рассказывает директор департамента страхования имущества физлиц компании "АльфаСтрахование" Ирина Карнаева.— Некоторые компании отказываются возобновлять договоры с риском "пожар", то есть не страхуют пожар совсем независимо от того, находится объект в зоне пожара или нет".

Первая необходимость
Когда смог накрыл Москву и Подмосковье, бизнес, казалось, не остановился только у тех, кто удовлетворяет жизненно необходимые потребности горожан. "Спрос на доставку продуктов питания на дом повышается при температурных аномалиях — как в жару, так и в холод — отмечает пресс-секретарь сети "Седьмой континент" Влада Баранова.— Во время жары мы увеличили объемы доставки на 15%, а во время смога работали в авральном режиме: спрос вырос на 45%. В огромном количестве заказывали воду, повысился спрос на готовые блюда кулинарии". "В июле мы увеличили объемы продаж почти вдвое,— говорит гендиректор интернет-магазина "ОноВамНаДом" Наталья Кулакова.— Выросли продажи практически по всем позициям, а не только на соки-воды, как можно было бы предположить. На последствиях жары зарабатываем и сейчас: нашли очень дешевую гречку, сейчас это просто золотой товар".

Несмотря на сокрушительный спрос на напитки, соки и мороженое, выручка продуктовых супермаркетов увеличилась незначительно. "Торговая выручка в долларах ОАО "Седьмой континент" в июле этого года по сравнению с июлем прошлого увеличилась на 8%",— рассказывает Влада Баранова.

По данным компании Nielsen, самый большой рост продаж в сегменте продуктов питания показал квас. "Итоги июля 2010 года показали, что компания "Очаково" установила абсолютный рекорд по продажам кваса: 6,2 млн дал в Москве и 7,3 млн дал по всем предприятиям "Очаково". Это в три раза больше, чем в аналогичный период прошлого года",— сообщает гендиректор "Очаково" Владимир Антонов. "По цифрам мы видим, что объемы продаж вернулись на докризисный уровень июля 2008 года",— подводит итоги квасного сезона Александра Гордеева, менеджер по работе с клиентами Nielsen. "Что касается других категорий, то газированные напитки и холодные чаи выросли на 20%. Показали рост и питьевые йогурты — в натуральном выражении выросли на 24,4%, а соки — на 7,2%",— продолжает Гордеева.

Пиво — одна из падающих категорий на FMCG-рынке, с начала года отрицательная динамика розничных продаж в натуральном выражении — более 10%. Однако жаркое лето и здесь сказало свое слово: в июле падение рынка замедлилось, а в деньгах продажи увеличились на 20% по сравнению с аналогичным периодом годом раньше.

Изнывающие от жары москвичи, не желающие выходить из дома даже в магазин, столкнулись с дефицитом бутилированной воды. "Дефицит питьевой воды в упаковках 0,5 л и 1,5 л наблюдается до сих пор. Задержки по доставке воды в популярной у покупателей упаковке достигают 1-2 недели. Заводы и дистрибуция не справляются",— рассказывает Ольга Ганькова, представитель Vodovoz.ru.

Пострадал от погоды кондитерский рынок: в июне-июле сегмент шоколадных изделий в объемном выражении опустился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение в отдельных шоколадных категориях достигало 15%.

Спектр услуг
Городские рестораны, которые в традиционно тяжелый для них летний период делают ставку на летние веранды, оказались в сложном положении. "Основной удар жары и смога пришелся на период с середины июля по середину августа, и без того непростой для ресторанов. Летние веранды в этом году отработали не в полную силу",— говорит PR-директор Группы компаний Аркадия Новикова Марина Кутузова.

"Мы вывели на летнюю террасу лоток с мороженым, которое прохожие могли купить, не заходя в ресторан",— излагает свой рецепт увеличения прибыльности в жару Роман Рожниковский, основатель сети ресторанов "Грабли". Кроме того, большой популярностью пользовалась доставка ресторанной еды на дом. "Гости в жару заказывали в 10 раз больше лимонада, чем в мае. Тоннами продавали пиццу — и в ресторане, и на вынос",— делится положительным опытом шеф-повар ресторана "Черри Мио" Андреа Галли.

Тем не менее итоги лета могут оказаться неутешительными — по некоторым данным, в жару ресторанный бизнес просел на 20%, но рестораторы надеются отыграться в бабье лето. "Веранды, которые открылись в мае, успели хорошо отработать май и июнь. Те, что открылись позже, конечно, не дали ожидаемых результатов. Но впереди еще теплый сентябрь, многие вернутся из отпусков, и, думаю, мы сможем наверстать упущенное",— говорит Марина Кутузова.

Не заработали как следует в жару и кинотеатры, которые могли бы стать убежищем для уставших от жары горожан. По мнению Леонида Огородникова, председателя совета директоров ГК "Каро", для посещаемости гораздо важнее интересные кинорелизы. "В плане кинопроката был достаточно сильным июль. В августе посещаемость кинотеатров несколько спала, так как этот месяц — разгар сезона отпусков, к тому же многие покинули город в смог. По итогам этого лета посещаемость осталась на уровне аналогичного периода прошлого года".

Горнолыжный комплекс "СНЕЖ.ком", где температура на искусственном горнолыжном склоне держится на отметке минус 4-7 градусов круглый год, также не смог похвастаться рекордным увеличением потока посетителей в жару. "Народу было больше на 20%, но это в любом случае те, кто катается на лыжах или сноубордах, а не обычные посетители. Мы проводили соревнования, зрители могли попасть на трибуны на неограниченное время всего за 100 руб., но желающих было не слишком много",— рассказывает Сергей Жуйков, специалист по связям со СМИ "СНЕЖ.ком".— Зато хорошо прошла скидочная акция в нашем фитнес-клубе. Все лето мы предлагали скидку на клубные карты, которая равнялась температуре на улице. В итоге мы продали на 30% больше клубных карт, притом что скидки доходили до 35%".

От смога пострадали продавцы и владельцы загородной недвижимости: целые районы оказались неликвидными. "Риэлторы, работающие на загородном рынке Подмосковья, потеряли в это лето в среднем до 30% выручки. Но тут накладывается снижение количества сделок, характерное для августовского сезона отпусков. Из-за пожаров потери составили около 15%",— сообщает Дмитрий Цветков, руководитель департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty. "На восточных и южных направлениях потери больше, но теряют деньги в основном девелоперы, у которых предложения сконцентрированы в задымленных районах, и мелкие местные риэлторские компании. Основная масса риэлторов работает по всему Подмосковью, поэтому они смогли переориентировать усилия на менее задымленные районы",— говорит о результатах работы в жару эксперт.

Серьезную дополнительную прибыль получили те, кто провожал москвичей в последний путь. Смертность в дни пиковой жары увеличивалась в два раза — ежедневно умирало до 700 человек. По данным московского ЗАГСа, в июле этого года в столице зарегистрировано 14 340 смертей, в июле прошлого — 9516. По неофициальным данным, доходы служб ритуальных услуг в Москве за июль-август выросли примерно втрое — за счет увеличения объема работы и стоимости услуг.

МАРИЯ ИВАНОВА, ЮЛИЯ ПОГОРЕЛОВА, ВЛАДИМИР МЕРКУЛОВ

КоммерсантЪ-Деньги
03.09.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов