Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Сезонное обострение

Социально значимые продукты растут в цене. Региональные власти пытаются остановить этот негативный тренд

Цены на продукты питания стали самой обсуждаемой темой. Чем больше говорят, тем меньше ясности, будет ли повышение цен. Чтобы сбить волну неадекватной реакции рынка и начавшийся рост стоимости основных продуктов, федеральные власти включили административный ресурс по всем имеющимся направлениям. Он без промедления подключен на уровне регионов: чтобы охладить пыл производителей и поставщиков основных продуктов, создана специальная межведомственная комиссия по отслеживанию ситуации, особые поручения даны Федеральной антимонопольной службе (ФАС), Росстату, Генеральной прокуратуре. Президент РФ Дмитрий Медведев постоянно напоминает исполнительной власти о недопустимости спекуляции на рынке продуктов. Задействовав столь внушительные силы, власть намерена приостановить негативную статистику роста цен прежде всего на хлебобулочные и крупяные изделия.

Хлебное дело

Реакция региональных властей после указания сверху «не допустить необоснованного повышения цен на хлеб и другие социально значимые продукты» не заставила себя долго ждать. Созданы межведомственные комиссии по продовольственной безопасности, в состав которых вошли представители УВД, Роспотребнадзора, антимонопольной службы, органов местного самоуправления, общественных объединений и других организаций.

Во всех 11 субъектах Северо-Западного федерального округа состоялись совещания, главным лейтмотивом которых стало: «Причин для резкого повышения цен на хлеб нет, не стоит поддаваться панике».

В Санкт-Петербурге пошли по схеме поддержания стратегического запаса зерна при посредничестве Продовольственного фонда, подотчетного Смольному, и фиксирования цен на социально значимые сорта хлеба – батон нарезной и ржаной хлеб. На деле ситуация выглядит так: Смольный готов из запасов зерна делать муку на собственной мельнице и продавать хлебозаводам по минимальной цене, чтобы те производили два сорта доступного хлеба. Хлебопеков не очень устраивает такая схема работы. Например, в компании «Каравай» социальные сорта составляют почти половину объемов производства и большой прибыли от них не получишь. Кроме того, производители попадают в зависимость от одного госпоставщика – не самый комфортный вариант в рыночной экономике.

Поэтому Смольный рассматривает и другой страховочный вариант – создание собственных производственных мощностей. По словам председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Евгения Елина, в проекте бюджета на 2011 года на эти цели заложено 200 млн рублей. Вице-губернатор Михаил Осеевский уточняет, что первоначально будет рассматриваться возможность аренды производственных площадей. Если приемлемый вариант найти не удастся, город готов создать производство мощностью 40?45 тонн хлеба в сутки с перспективой занять до 20% рынка.

По данным аналитика компании «Финам Менеджмент» Максима Клягина, 20% рынка в денежном выражении – это более 2 млрд рублей (в 2009 году в Петербурге продано хлеба на 10,5 млрд). «Если урожай в 2011 году будет стабильным, то необходимости в таком предприятии нет. Возможно, это действия на опережение. За год цены на хлеб увеличились на 2%, и прогнозируется дальнейший рост, но вряд ли без всякого регулирования со стороны государства он превысит 8?10%», – полагает Клягин. Также Клягин скептически оценил вероятность сбыта государственной продукции сетям без торговых наценок.

Руководитель управления ФАС по Санкт-Петербургу Олег Коломийченко назвал проект «возвратом к социалистической системе в отдельно взятом регионе». «Государство не должно создавать конкуренцию частным компаниям, есть другие, более очевидные точки приложения сил администрации города», – считает он. Коломийченко также заметил, что если поставки муки на госпредприятие будут иметь нерыночный механизм ценообразования, это может стать поводом для обращения других участников рынка с требованием провести проверку на предмет нарушения закона «О защите конкуренции».

В Карелии уже успели ощутить результаты проверки в рамках этого закона. Местное управление ФАС возбудило дело в отношении Кондопожского комбината хлебопродуктов, заподозрив его в необоснованном завышении цен. Комбинат является основным поставщиком муки для местных хлебозаводов и на рынке ее реализации занимает долю свыше 65%.

«В рамках еженедельного мониторинга цен на социально значимые группы продовольственных товаров в июле текущего года выявлено повышение цен на муку высшего сорта, продаваемую Кондопожским комбинатом хлебопродуктов хлебозаводам и хлебопекарням республики, в среднем на 15?43%», – отмечено в сообщении управления. Если нарушение подтвердится, на предприятие может быть наложен штраф в размере от 1 до 15% его годового оборота. На комбинате с этим решением не согласны и утверждают, что повышение цен составило всего 7%. Судя по всему, количество подобных дел будет возрастать, причем по отношению к производителям не только хлеба, но и других социально значимых продуктов.

Обеспечить потребности

В правительстве Архангельской области утверждают, что «проблем с поставкой муки для производства хлеба в регионе нет. Товарные запасы позволяют удовлетворять потребности в любом хлебобулочном изделии в полном объеме». Однако за последнюю неделю в области цены на гречку выросли на 4,5%, почти на 2% – на пшеничную муку и хлеб. Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области направило обращение в управление ФАС об организации проверок обоснованности повышения производителями и оптовыми компаниями региона цен на хлеб «Дарницкий», батон нарезной, муку и крупы. По мнению генерального директора Архангельского комбината хлебопродуктов Елены Ивакиной, причиной колебания цен на зерно и муку в июле-августе стала нервозная обстановка, возникшая из-за плохого урожая зерновых.

За последние полтора года стоимость пшеничной муки в среднем по Архангельской области колебалась от 20,6 до 24,4 рубля за 1 кг. Минимальной она была после урожая 2009 года – в феврале-июне 2010?го, максимальной – в мае 2009?го. Сейчас цена муки в среднем по области – 21,58 рубля за 1 кг. В качестве одной из мер по сдерживанию роста цен стало создание «социальных полок» в крупнейших торговых точках. После встречи и.о. министра АПК и торговли Архангельской области Андрея Шрайбера и директора архангельского муниципального предприятия «Центральный рынок» Рудольфа Егорова достигнута договоренность о торговле мукой и крупами по оптовым ценам. Розничные компании должны определить перечень товаров, на которые будут установлены минимальные цены.

В отдаленные районы области мука и крупы уже завезены. Руководство Нарьян-Марского хлебозавода обещает, что стоимость хлеба не будет увеличиваться как минимум до конца третьего квартала текущего года. По словам и.о. генерального директора предприятия Анатолия Горбатова, завод заключил договоры на поставки еще весной, закупив муку по ценам гораздо выгоднее нынешних. К настоящему времени получено 890 тонн муки из 1260 запланированных, остальное будет поставлено до конца текущего месяца. Этого вполне хватит года на полтора, что позволит бесперебойно обеспечивать потребности населения.

Напряжение в сетях

Руководители «Ленты», «Дикси», X5Retail и других торговых сетей заявляют, что им невыгодно поднимать цены. При этом добавляют, что все будет зависеть от поставщиков. Но, как известно, в любой сети может произойти скачок напряжения, который приведет к веерному ценообразованию. «В социальной сети „Пятерочка“ мы нацелены на минимальные цены, в „Перекрестке“ еще месяц назад снизили цены на 3,5 тыс. наименований продукции. Договоры с поставщиками пока не пересматриваются. На днях получили уведомление Петербургского мельничного комбината о повышении цены на 50%, но это единичный случай. Отправили документ назад с просьбой предоставить обоснование», – рассказывает официальный представитель X5Retail в Северо-Западном регионе Амера Карлос.

Торговая сеть «Дикси» также получает от поставщиков новые прайсы на зерновую продукцию. По информации руководителя отдела закупок компании «Дикси-Петербург» Сергея Фомина, некоторые поставщики через два-три месяца планируют «резко взвинтить закупочные цены». «Крупы и мука – тендерный товар, поэтому поставщики могут предложить даже стопроцентное увеличение цены. Но если у конкурентов предложение будет выгоднее, мы купим у них», – объясняет он. При этом Фомин добавил, что в конце июля – начале августа был всплеск цен на зерновые на 15?20% на фоне нестабильной ситуации на рынке, но большинство ритейлеров сформировали на тот момент запасы муки на складах, поэтому в течение срока действия ранее заключенных договоров (30?40 дней) стоимость муки расти не будет.

Секретарь совета директоров Lenta Ltd (материнская компания российской сети гипермаркетов «Лента») Кэтрин Лин говорит, что в течение последнего месяца в сеть обратились ряд поставщиков с сообщением, что собираются поднять цены на 10?60% (это в первую очередь поставщики круп и муки). Причина – засуха и низкий урожай зерновых, из-за которого значительно выросли цены на зерно.

Как отмечает Лин, «Лента» не повышала цены на хлебобулочную продукцию, более того, в августе снизила их практически на все сорта хлеба. «Мы и дальше приложим все усилия, чтобы не допустить увеличения стоимости хлеба. Однако мы – коммерческая организация и должны поддерживать положительные показатели работы, так что не исключено, что цены на хлеб и продукцию из зерна могут несколько вырасти», – заявила Кэтрин Лин.

Под шумок

Никто не отрицает, что в этом году есть проблемы с урожаем, но и эксперты, и участники рынка согласны с тем, что последствия неадекватны ситуации. По оценкам ритейлеров, в конечной цене товара стоимость сырья не столь значима, как это хотят представить поставщики и производители, – она составляет в среднем от 5 до 10%.

Что касается хлебобулочной продукции, то в структуре себестоимости хлеба лишь 15% занимает мука, все остальное – электроэнергия, персонал, перевозка, ритейл. Поэтому конечная цена в большей степени зависит не от урожая зерна, а от добросовестности всех участников производства. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский признал, что, «прикрываясь засухой, свои цены теперь поднимают даже поставщики меда и соли». «Соль, конечно, особо сильно пострадала от засухи», – иронизирует он.

В крупных сетях торговые наценки на социально значимые товары и сейчас, и до засухи не превышали 10?11%. На такие товары, как гречка, сыр, сахар, хлеб и молоко, сети сделали (или готовы в ближайшее время сделать) отрицательную торговую наценку и продают их ниже закупочной цены. В частности, в убыток себе сахаром и мукой уже торгуют в «Метро Кэш энд Кэрри».

Однако сети не смогут долго нивелировать цены, поэтому рассчитывают на активные действия властей. И помогают им тем, что в ежедневном режиме информируют федеральные, региональные власти и ФАС о повышении отпускных цен. Столь пристальное внимание к проблеме оправданно. По данным Росстата, потребительские цены две недели подряд прибавляют по 0,2%, причем во вторую неделю августа рост несколько ускорился по сравнению с началом месяца. При сохранении этих темпов до конца месяца инфляция по итогам августа составит 0,7%.

По данным аналитиков Банка Москвы, столь высокого показателя инфляции в августе не наблюдалось с 2000?го, когда по итогам месяца рост цен составил 1%, а по итогам года – 20,1%. При этом лишь в 1998 году августовская инфляция была выше июльской (тогда это было связано с резкой девальвацией рубля). «Так что наблюдаемый всплеск инфляции можно смело назвать беспрецедентным. Уникальность наблюдаемого феномена обусловлена еще и тем, что он связан не с монетарными факторами (как в 1998 году), а с производственными (потеря четверти урожая из-за пожаров и засухи). Причем рост цен происходит не на фоне дефицита сельскохозяйственной продукции, а на фоне ожиданий этого дефицита», – констатируют в Банке Москвы.

Если ожидания будут подкреплены ажиотажем, это может спровоцировать дальнейшее подорожание не только хлеба и социально значимых продуктов. «Никаких бюджетных денег не хватит, чтобы сдержать рост цен на все продукты, поэтому мы фокусируем свои возможности на хлебе», – поясняет Евгений Елин. Власти Петербурга не намерены вмешиваться в рынок молока и мяса, хотя если ситуация потребует, такая возможность не исключается. Однако какой механизм влияния на стоимость этих продуктов будет применен, остается непонятным в том числе и для самого Смольного. Поэтому на данном этапе перед властями всех уровней стоит непростая задача – найти такие аргументы для населения, которые могли бы дискредитировать «агентство „Одна бабушка сказала“» и предотвратить создание искусственного дефицита товаров и распродажу всех запасов ритейла.   

Наталья Королева

Санкт-Петербург



Журнал "Эксперт"
02.09.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов