Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Домашний пошив

Российское правительство решило возродить отечественную текстильную промышленность, осложнив жизнь оптовым рынкам с ширпотребом из Китая. В итоге в этот сегмент действительно пошли инвестиции, однако пока объем производства очень мал, а большинство игроков предпочитают просто шить в России вещи из китайских и пакистанских тканей

О причинах закрытия Черкизовского рынка ходили разные слухи. Согласно самой популярной версии, совладельцу Черкизона Тельману Исмаилову боком вышло строительство в Турции отеля Mardan Palace стоимостью в $1,6 млрд, а также его помпезное открытие в присутствии Моники Беллуччи и Ричарда Гира. Однако есть другое, гораздо более логичное и прагматичное объяснение. Дело в том, что накануне закрытия рынка глава Минпромторга Виктор Христенко выступил с докладом о стратегии развития российской легкой промышленности до 2020 года. Согласно данным министра, челночная торговля убила отечественный легпром, и, несмотря на $2,5 млрд госинвестиций, наш текстиль находится в критическом положении.

Иностранцы в России
По информации «Ко», обновленные данные могли бы порадовать Виктора Христенко, так как в настоящий момент на текстильном рынке стали появляться новые игроки. «Я знаю, что в России собираются налаживать производство сразу несколько западных компаний, в частности одна австрийская, также знаю об интересе со стороны некоторых турецких производителей», – рассказывает Александр Ушаков, гендиректор компании «Нордтекс», занимающейся выпуском домашнего текстиля и тканей для спецодежды. В 2010 г. «Нордтекс» открыл технопарк на пустующих площадях своего производственного комплекса под Иваново. По словам Ушакова, в этом технопарке планируют разместить свое производство сразу несколько иностранных игроков. Более того, по мнению представителя китайской фирмы «Тао Хуа» в России Тамары Петровой, тренд переноса производства в нашу страну наметился после кризиса. «Я слышала о планах инвестиций в Россию сразу нескольких компаний», – говорит эксперт. Прежде всего к нам приходит сама «Тао Хуа» – это достаточно крупная компания, производящая трикотажную одежду для детей для нескольких мировых брендов в Поднебесной. Однако заказчики не любят рассказывать, что сотрудничают с китайцами. Тамара Петрова отказалась назвать и марки, на которые работает компания, так как это запрещено условиями контрактов. Обороты и объемы производства также не разглашаются. Впрочем, участники рынка уверяют, что «Тао Хуа», например, шьет детскую одежду для Mexx. Однако в любом случае в Россию «Тао Хуа» намеревается заходить с собственной маркой, создающейся специально для нашей страны. В первую очередь компания планирует наладить у нас швейное производство, а трикотажная ткань будет импортироваться из Китая. Между тем «Тао Хуа» уже нашла площади под производство в Ивановской области, где ее устроили цены на электроэнергию. «Дело в том, что выпуск трикотажа очень энергоемок, и расценки на электроэнергию крайне важны. Российский рынок очень интересен, проблема в том, что логистическое «плечо» из Китая слишком длинное»,  – разъясняет Тамара Петрова. По ее словам, компания уже давно присматривалась к нашему рынку, и было принято решение «заходить» именно сейчас, так как после кризиса еще есть возможности для размещения производства и можно найти подходящий участок. «Мы планируем получить высокую оборачиваемость продукции за счет сокращения логистики и рассчитываем на быструю окупаемость проекта, так как рынок детской одежды из трикотажа в России не заполнен. Сроки окупаемости, по нашим оценкам, должны составить от 1,5 до 2 лет», – говорит эксперт. При этом речь идет об инвестициях в несколько миллионов долларов, а объем производства должен быть сопоставим с объемом выпуска тканей на принадлежащем «Нордтексу» комбинате «Родники», где «Тао Хуа» в настоящий момент арендует площади. Объем производства текстиля на «Родниках» в последние годы составлял около 20 – 30 млн метров ткани в год.

Кроме того, выпуск трикотажа в Ивановской области начала компания турецкого происхождения «Дилан-Текстиль». Она работает на текстильном рынке около 9 месяцев и занимается изготовлением трикотажной ткани, а также планирует выпускать готовые изделия и пряжу. По данным участников рынка, планы по созданию производства в России имеет также словацкая фирма Prevent, изготовляющая чехлы для автомобильных сидений и рукавицы для спецодежды. Одновременно с ней отечественные площадки для размещения производства изучает Конфедерация бизнесменов и промышленников Турции (TUSKON). «Будет очень хорошо, если турки все-таки действительно вложатся в выпуск ткани в России. Это даст толчок и развитию швейного производства, но, скорее всего, их производство в РФ будет каплей в море. Производство текстиля традиционно низкорентабельно», – рассуждает президент Finn Flare Ксения Рясова. По словам президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Бориса Фомина, в среднем рентабельность предприятий по производству тканей и пошиву изделий из текстиля составляет 2,5%.

Сезон постельного белья
В технопарке «Нордтекса» появилось и несколько российских инвесторов, правда, пока совсем некрупных. По мнению Александра Ушакова, «открыть свой пошивочный цех весьма недорого». «Текстилем мы стали заниматься с апреля этого года. Производим постельное белье, подушки, одеяла и матрасы», – рассказывает владелец компании «Феникс» Юрий Ситнов. По его словам, пока они производят в месяц примерно 10 000 комплектов белья и примерно столько же подушек и одеял, но к концу 2010-го планирует в 2–2,5 раза увеличить объем и выйти на розничный рынок. При этом «Феникс» работает в самом низком ценовом сегменте: комплект постельного белья стоит от 230 до 400 руб. Для примера: первоначальные инвестиции Ситнова в оборудование составили около $15 000. Впрочем, «Феникс» занимается лишь швейным бизнесом и использует пакистанскую ткань. «Собственную ткань в России производят очень мало», – объясняет Юрий Ситнов, уточняя, что успех его бизнеса зависит от того, удастся ли ему наладить бесперебойные поставки ткани из Пакистана.


По оценкам Бориса Фомина, объем розничных продаж товаров швейной и кожевенной промышленности достигает в РФ 1,7 трлн руб., из которых 23% составляет отечественное производство, 27% приходится на легальный импорт, а 50% – контрабанда. Как утверждает эксперт, импорт всегда теснил отечественное производство. По мнению генерального директора компании «С Текстиль» Дмитрия Ковалева, в целом на текстильном рынке импорт занимает около 70%. При этом местные компании были относительно сильны лишь в двух сегментах: домашний текстиль (в частности, постельное белье) и пошив спецодежды. По данным исследовательской компании «АМИКО», в 2009 г. объем рынка постельного белья сократился на 29% и составил $2,6 млрд.

В структуре российского рынка постельного белья по-прежнему преобладает продукция отечественных производителей (82%), из которых наибольший удельный вес принадлежит компаниям полного цикла, а 18% рынка занимают товары импортного производства. Правда, импортная ткань для пошива постельного белья используется довольно активно.

Более того, в сегменте постельного белья в кризис произошло падение спроса, продолжавшееся с конца 2008 г. до середины 2009 г. По мнению экспертов, этот спад выбил почву из-под ног мелких пошивочных цехов. «Основные игроки с потерями разного рода дожили до оживления спроса», – констатирует Александр Ушаков. В частности, о банкротстве объявил лидер рынка – альянс «Русский текстиль», хотя ему в целом удалось сохранить свои активы, переведя их на новое юрлицо – «Макситекс». Процедура банкротства была начата и в Волжской текстильной компании, допустившей технический дефолт по облигационному займу. Однако благодаря вмешательству президента Чувашии Николая Федорова она была включена в число системообразующих предприятий и в итоге продолжает работать, правда, уже без доступа к кредитным ресурсам, постепенно выплачивая долги. С апреля 2010 г. началось новое серьезное падение спроса. По мнению экспертов, частично «проседание» объясняется сезонным характером этого рынка. Весной и летом потребители по преимуществу покупают лишь самые дешевые комплекты белья из китайской или пакистанской ткани на дачу, а об обустройстве квартиры и приобретении качественного постельного белья начинают думать в основном осенью. Однако, по словам Александра Ушакова, традиционная сезонность обычно составляла порядка 40% снижения продаж, а в этом году падение достигло всех 70%.

Поближе к магазину
По словам Александра Ушакова, вложения в домашний текстиль со стороны новых игроков можно объяснить тем, что инвесторы рассчитывают на предстоящий рост рынка. «Очевидно, что рынок лежит на боку и если не достиг дна, то в ближайшее время его достигнет, а затем должен начаться рост», – рассуждает эксперт. Считается, что в России покупают один комплект белья на три года, в то время как в целом в Европе на одного жителя приходится один комплект белья в год, а, например, в Италии, где любят красивый домашний текстиль, покупают целых 4 комплекта белья ежегодно. Впрочем, до кризиса российский рынок постельного белья показывал рост на 15% в год. Между тем его участники не могут объяснить природу сильного падения продаж в 2010 г. и не представляют, как поведут себя покупатели с началом сезона. Более того, исследователи прогнозируют, что спрос на домашний текстиль в этом году вряд ли восстановится. «Восстановление емкости внутреннего рынка до уровня докризисного (базового) 2008 г. произойдет в 2012 – 2015 гг.», – утверждается в исследовании «АМИКО». При этом ведущие игроки, такие как «Нордтекс», Волжская текстильная компания, «Макситекс» и TDL, могут похвастаться существенными свободными мощностями, так как инвестиции в домашний текстиль сейчас многие считают рискованными. Например, сам Александр Ушаков планирует вкладываться в совсем другой сегмент текстильного рынка – в ткани для спецодежды. Дело в том, что в России наметился настоящий дефицит как самой спецодежды, так и тканей для нее. Падение спроса на спецодежду в 2009 году по отношению к 2008-му было обвальным, так как если промышленная компания занята проблемой выживания, она не закупает спецодежду. В итоге спрос на эту продукцию упал в 2–3 раза. Однако в 2010 г. рынок резко начал расти. Во-первых, по мнению экспертов, это объясняется фактором отложенного спроса. Во-вторых, после серии пожаров и аварий, в частности на шахтах, никакая из промышленных организаций не хочет ссориться с Ростехнадзором, на который возложен контроль за безопасностью производства, в том числе за применением спецодежды. «Все мощности, что у нас есть, уже задействованы, все, что мы могли продать, уже продано. Продажи выросли в два раза. Если бы у нас была возможность поставить на рынок еще продукцию, то продажи выросли бы и в три раза. Ткани для спецодежды продаются исключительно на условиях стопроцентной предоплаты», – рассказывает Александр Ушаков. По его словам, расширение производства тяжелых тканей, в том числе тканей для спецодежды, вопрос небыстрый, так как только один станок обойдется в $100 000. Более того, запуск такого производства – дело непростое, тяжелые ткани, в частности, нужно изготовлять в помещениях с искусственным климатом – с определенными температурой и уровнем влажности.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что ситуация с ажиотажным спросом на спецодежду временная. «Своей ткани очень мало, а импорт просто не успели завезти. «Нордтекс» изготовляет лишь хлопчатобумажную ткань, а для многих производств требуется ткань с полиэфиром. При этом ее выпуск находится в плачевном состоянии. Причем российские производители возят суравье (основу для производства тяжелых тканей. – Прим. «Ко») из Китая, так как прядение и ткачество у нас уже умерли», – сетует Дмитрий Ковалев. В целом на текстильном рынке, по его словам, доля импорта снижалась в кризис, однако сейчас объемы поставок восстановились. «У нас текстильная отрасль слишком в плохом состоянии, существует огромная проблема с кадрами, катастрофически сложно найти квалифицированных людей. Хотя и в Китае происходят перемены: ежемесячная зарплата в $50 там уже в прошлом, а рабочим нужно платить по $300 – 350 в месяц», – говорит эксперт. В итоге зарплата в КНР сравнялась с уровнем оплаты труда в депрессивных российских регионах. Дело в том, что после вступления Поднебесной в ВТО работодатели вынуждены были ввести два выходных и восьмичасовой рабочий день. Даже если работодатели эти нормы успешно обходят, то за переработку они все равно вынуждены своим работникам доплачивать. «Если так пойдет и дальше, еще вопрос, останется ли Китай основным текстильным центром», – рассуждает Дмитрий Ковалев. Впрочем, по словам Ксении Рясовой, производительность труда в КНР в два раза выше, чем в нашей стране. «Развивать в России швейное производство неприбыльно, в любом случае нужно везти ткань и платить за нее пошлину. Лучше везти готовые вещи и платить пошлину уже за них», – полагает эксперт.

В итоге известные марки одежду у нас практически не производят, так как качество сопоставимо, а окончательная себестоимость единицы продукции в случае выпуска одежды в России как минимум на 15 – 20% выше, чем в Китае. «На сегодняшний день в России изготовляются лишь небольшие локальные партии для нескольких российских сетей», – рассказывает Андрей Ященко, операционный директор компании Maratex, которая продвигает в России марки Esprit, Lulu Castagnette и Peacocks. В то же время недавно о планах по переносу в Россию от 10 до 20% объемов своего производства заявила корпорация Sela. «Работа с отечественным производителем позволяет нам быть более мобильными за счет сокращения сроков производства маленьких партий товара, а также сроков их доставки до конечного потребителя»,  – утверждает генеральный директор Sela Наталья Чиненова. Впрочем, по мнению Ксении Рясовой, скорее всего, локализованное производство обеспечит не более 5% от всего производства Sela и коснется лишь отдельных позиций. «Доля таких товаров вряд ли будет превышать 1% в товарообороте ввиду малочисленности качественных российских производителей и высоких цен», – считает Андрей Ященко. Чтобы что-то действительно изменилось и можно было бы говорить об инвестициях в отечественный текстиль как об устойчивом тренде, по мнению Дмитрия Ковалева, нужны специальные льготные условия для инвесторов, как это было сделано в Пакистане. «Есть и еще один вариант: подождать, пока уровень китайских зарплат превысит российский, благосостояние китайцев вырастет и страна переориентируется с экспорта на внутреннее потребление», – говорит эксперт. Но  пока такое развитие событий выглядит слишком уж фантастически.


Ольга Колтунова

Журнал "Компания"
27.08.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов