Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Несильно мил будешь

Рынок труда в России восстанавливается, но с большими перекосами

Как сообщило вчера Минздравсоцразвития РФ, за первую неделю июля количество незанятых граждан снизилось на 1,6%, а общий уровень безработицы составил чуть более 1,8 млн. человек. Последние официальные данные свидетельствуют: ситуация на рынке труда стабилизировалась, он начинает восстанавливаться. Однако, отмечают специалисты, восстановление идет с опасными деформациями.

Если до кризиса главным на рынке был работник, то теперь – работодатель, что при дефиците вакансий и избытке предложений естественно. Но такая ситуация в России приводит к тому, что проблема дискриминации при приеме на работу, существовавшая у нас и раньше, сейчас, как никогда, обостряется. По данным рекрутеров, разного рода ограничениями по полу, возрасту или другим признакам обусловлена каждая седьмая вакансия, о которой заявляют работодатели. Однако когда дело доходит до собеседования, таких ограничений становится гораздо больше.

Представители властей, отвечающие за рынок труда, не устают рапортовать об успехах в борьбе с безработицей, уверяя, что и количество вакансий выходит на до кризисный уровень, и зарплата к этому уровню упорно стремится. Между тем, согласно июльскому исследованию фонда «Общественное мнение», 61% россиян говорят, что в районе, где они живут, наблюдается высокий уровень безработицы. Отличие в оценках можно списать на разность восприятия. То, что сверху видит государство, не видно внизу простым гражданам. К тому же, по словам экспертов, зачастую проблема не только в отсутствии работы как таковой. Множество трудоспособных россиян не имеют возможности устроиться, поскольку работодатели, которые после кризиса ужесточили требования, отказывают им в приеме на работу по необоснованным, зачастую откровенно надуманным причинам. Вот лишь один из длинной череды вполне типичных примеров.

Алевтина, 28 лет, сейчас занимается репетиторством, налогов, естественно, не платит. Благодарит друзей за хорошие рекомендации и связи, потому что иной работы найти не смогла. «Приличный банк. Иду устраиваться на позицию секретаря, помощника руководителя, имея для этого и необходимый уровень образования, и опыт, – рассказала она «НИ». – Но на собеседовании выясняется, что прописка у меня не московская, а областная. На этом разговор заканчивается. И так пять раз подряд. Кроме того, работодатели не любят выпускников не столичных вузов. По крайней мере, я не раз слышала фразу: «Мы не рассматриваем кандидатов, у которых нет диплома московского вуза». А в одной компании мне как-то сказали, что им нужна женщина с ребенком: «А то вот вы сейчас раз – и уйдете в декрет». Доказывать что-то или возражать бесполезно, подчеркивает наша собеседница: «Не хотят и все, это их право».

Как рассказал «НИ» президент крупной рекрутинговой компании Юрий Вировец, проблема половозрастной дискриминации в России сейчас стоит очень остро. В базе компании 13% вакансий содержат различного рода ограничения, чаще всего по полу. То есть отсечение претендентов происходит в этом случае заочно, с кандидатом на должность работодатель даже не считает нужным знакомиться: причина отказа может быть любая, а зачастую кадровики даже не скрывают, что такой причины, по сути, нет – просто «не нравишься».

Подобные нравы, кстати, проявляются не только при трудоустройстве, но при дальнейшей работе. По данным социологов, лишь треть работающих россиян считают, что их руководство не делит сотрудников по половому признаку и карьерных успехов добиваются те, кто обладает необходимыми деловыми качествами. Каждый шестой наш гражданин убежден, что в их компаниях повышение чаще получают мужчины, поскольку им руководители склонны доверять ответственные проекты и должности.

Кстати, в том, что работодатель заранее ограничивает рамки выбора, многие кадровые агентства не видят ничего особенного. «Конечно, размещая вакансию на нашем портале, работодатель может указать желаемый возраст и пол кандидата, – рассказали «НИ» в одной из солидных компаний, трудоустраивающих граждан. – Эти данные помогают ограничить количество откликов, быстрее и эффективнее закрывать позиции, экономя время и работодателя, и соискателей. Даже говоря об указании возраста, нужно понимать, что у работодателя требования на самом деле не к физиологическому возрасту, а к определенному опыту».

Однако на практике все гораздо непригляднее, чем при размещении вакансий. Анастасия Зубова, 30 лет, утверждает, что доходит буквально до смешного: «Пару лет назад я проходила собеседование в компании, занимающейся игорным бизнесом, их тогда еще не запретили. Не в игровом зале собиралась работать, а в офисе. Но мне отказали, потому что я не мужчина. Сказали буквально следующее: «Вот придет в офис мужик пьяный с разборками, и что вы тогда делать будете?».

Подобные трудовые отношения привели к тому, что чаще всего среди безработных большинство составляют именно женщины, а также молодежь. Например, в Новосибирске подсчитали, что в городе 57% незанятых– это представительницы слабого пола. То же самое было зафиксировано и во многих других городах России. По той же причине, кстати, в Санкт-Петербурге в прошлом году проводили «женские» ярмарки вакансий.

Наталья Васильева, 38 лет, работающая сейчас продавцом в одном из крупных столичных торговых центров, рассказала «НИ», как непросто ей было устроиться на это место. Причина – «критический» возраст. «Возьмите любую газету с объявлениями и вы увидите, что почти везде предъявляют требования к возрасту, – посоветовала она. – Обычно ищут до 35 лет, гораздо реже – до 40, а предложений для тех, кто старше, я вообще никогда не встречала».

Элле Струковой, 48 лет, повезло – ей, несмотря на «преклонные годы» (еще целых семь лет до пенсии), пусть с большим трудом, но удалось устроиться на должность продавца в отделе народных промыслов того же торгового центра. Но без всякого оформления, на трудовой договор, который юридически не имеет никакой силы. «На других условиях нигде вообще не берут, – поделилась она с «НИ». – Сегодня работодатель ищет молодых. Не важно, что ты опытный работник, полна сил, держишь себя в форме, чтобы хорошо выглядеть, – это все никому не нужно. Не успеваешь по телефону назвать свой возраст, а тебе сразу говорят: «Извините, вы нам не подходите». В итоге я, хоть и работаю, но трудовой стаж не идет, поскольку не оформлена по трудовой книжке, не оплачивается ни больничный, ни отпуск. Кредит тоже приходится оформлять на родственников. Всюду приходится хитрить, искать лазейки, потому что справку о том, что ты работаешь, никто не выдаст. Получается, что мне, по сути, просто отказано в праве на законный труд. На своей родине я оказываюсь нелегалом».

Еще сложнее инвалидам, которых не берут никуда, несмотря на объявленные «квоты». Чуть лучше ситуация у пенсионеров. Галина Васильева, 65 лет, работает консьержем. По ее словам, сегодня у пожилого человека нет никаких шансов найти нормальную работу, даже будучи вполне трудоспособным. «Приходится работать за гроши, – рассказала она «НИ». – Я в месяц получаю 5 тыс. руб., несмотря на то, что работаю по многу часов. Даже уборщицей сложно устроиться, поскольку на это же место претендуют молодые женщины из ближнего зарубежья, которые, как считается, сильнее. Да и претензий у них, конечно, меньше. Никогда не думала, что представителей коренной нации когда-нибудь станут дискриминировать именно по национальному признаку, но это, поверьте, так».

Ко всему прочему работодатель активно пользуется тем, что пенсионеры не хотят «светиться». Лужковские доплаты положены только неработающим пенсионерам, а если трудишься – получи только то, что начислил Пенсионный фонд. Разница у многих солидная, и люди боятся ее потерять. Многие помнят, какой в прошлом году в столице разгорелся скандал: власти обнаружили 200 тыс. пенсионеров, которые скрывали, что они работают. Было объявлено, что ежемесячно от пенсии людей, получивших незаконно городские надбавки, будет удерживаться около 20%. Впрочем, после поднятой в СМИ шумихи столичные власти от этой затеи отказались, но осадок остался. И у пенсионеров, и у работодателей. Первые боятся, что на них кто-нибудь «стукнет», вторые пользуются этими страхами и старикам за их труд зачастую сильно недоплачивают.

По словам аналитиков, до кризиса место себе выбирал чаще соискатель, сегодня он вынужден подстраиваться под предлагаемые работодателем условия, которые формулируются им произвольно, а порой не формулируются вообще. Такая ситуация на нашем рынке труда, по оценкам экспертов, будет сохраняться до тех пор, пока на нем не станет расти спрос. Причем расти быстро и устойчиво. Это, разумеется, зависит от состояния экономики, а она пока, увы, больших надежд не дает. Многочисленные же госпрограммы по поддержке рынка труда во главу углу ставят количественные показатели, а до качества дело не дойдет еще долго.

«Условия по полу, возрасту и национальности, которые ставят недобросовестные работодатели, – прямое нарушение нашего законодательства, – пояснил «НИ» Юрий Вировец. – Есть, конечно, порой и объективные условия по тому же возрасту, но чаще всего всяческие ограничения не обоснованы ничем, кроме прихоти компаний». Раз нарушается закон, значит, можно хотя бы попытаться отстоять свои права. «В случае если соискателю официально отказали в приеме на работу из-за возраста, а он считает, что способен справляться с работой, то нужно в суд подавать», – советует г-н Вировец. Однако признает, что официальных отказов из-за возраста практически не бывает: как только появляется судебная перспектива, работодатель находит массу других причин для отказа, да суды наши неохотно рассматривают дела о дискриминации. «Даже в США, где законодательство против дискриминации очень жёсткое, а судебная система работает лучше, доказать в суде факт дискриминации очень сложно», – признает специалист. Что уж говорить о России…

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Новые Известия
13.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов