Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лето без тревоги

В России начал расти спрос на туристические услуги, замерший в кризис. Но заработать на нем смогут только крупные компании, которые уделяют внимание маркетингу и сервису

Россияне вновь не жалеют денег на отдых. В начале лета отечественный туристический рынок вырос на 20% по сравнению с сезоном прошлого года. Сегодня восстанавливаются все сегменты, но динамичнее всего развивается выездной туризм. Наибольший бум на рынке пляжного отдыха, спрос на который вырос на все 50%. А продажи самых популярных для россиян направлений — Турции, Черногории, Болгарии, Кипра — увеличились на 100%! Впрочем, реабилитированы и более дорогие европейские курорты, прежде всего Испании и Франции, — их в прошлом году россияне меняли на туры в Абхазию и Крым. Оживился и почти сошедший на нет во время кризиса спрос на дальние поездки, на экзотические острова — Кубу, Доминиканскую Республику, Бали, Маврикий. Спрос на услуги внутреннего туризма по сравнению с 2008 годом тоже увеличился на 1,5%. В целом по ключевым показателям, таким как динамика и емкость, российский рынок туризма приблизился к уровню 2008 года.

На дачу и в деревню

До кризиса российская туриндустрия, как и большинство потребительских рынков, ежегодно прирастала на 15–20%, и к 2009 году, по оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), ее объем составил 10 млрд долларов. Особенно активно развивался сегмент выездного туризма — до прошлого года число отдыхающих за границей россиян ежегодно увеличивалось на четверть, а у некоторых компаний, работающих на этом направлении, обороты каждый год удваивались. Несмотря на то что значительная часть туристического рынка находилась в тени, на нем сформировались крупные компании: «Натали-турс», «Роза ветров», TEZ Tour, ТТ-ВКО, «Пегас-туристик», — имеющие агентские сети по продаже туров по всей стране, а зачастую и собственную инфраструктуру (услуги по перевозке туристов, блоки мест в отелях).

С наступлением кризиса туристический рынок рухнул на 20–30%. Больше всего (почти на 80%) просел корпоративный туризм, поскольку обороты предприятий стали уменьшаться быстрее платежеспособности населения. Следом сократился рынок выездного туризма, особенно его средний сегмент. «Россияне, привыкшие отдыхать в пятизвездочных отелях, в кризис начали бронировать четырех— и даже трехзвездочные гостиницы, заказывать более бюджетные отели», — говорит Владимир Каганер, генеральный директор TEZ Tour. А горнолыжный спрос минувшей зимой переместился с фешенебельных курортов Австрии и Андорры на более скромные базы Восточной Европы и даже России.

Впрочем, существенно пострадал и рынок массового выездного туризма, на котором зарабатывала львиная доля отечественных туркомпаний. По словам Сергея Шпилько, председателя Российского союза туриндустрии, это направление в прошлом году сократилось прежде всего за счет конкуренции со стороны внутреннего туризма. «В кризис россияне обратились к дешевому неорганизованному туризму, а многие вообще вернулись на дачу», — рассказывает г-н Шпилько.

Более или менее устойчивым к кризису оказался дорогой сегмент: эксклюзивные туры, VIP-отели, адресные программы (например, связанные с красотой и здоровьем). Но поскольку сегмент этот занимает от силы 5% рынка, особого влияния на конъюнктуру он не оказал.

Чуть лучше оказалась ситуация на рынке внутреннего туризма: он уменьшился всего на 10–15%. При этом пострадали только дорогие продукты (прежде всего «элитное» размещение на Черноморском побережье, Байкале, в Подмосковье), а вот более бюджетные предложения стали пользоваться даже повышенным спросом. Речь идет о регионах, имеющих богатые рекреационные ресурсы: Кисловодск, Кавминводы, Алтай, Бурятия, Тверская область и проч. Здесь в последние годы активно строились небольшие кемпинги с функциональным набором услуг.

Экономия на ассортименте

Резкое падение спроса в прошлом году для многих туркомпаний оказалось катастрофой. Даже на растущем рынке рентабельность их бизнеса не превышала 5%, а на массовых направлениях и 3%. Виной тому высокая конкуренция (в России работает несколько сотен туристических компаний) и ограниченность рынка: по данным «Комкона», лишь 5–6% россиян отдыхают за границей; из тех же, кто проводит отпуск внутри страны, только 10–15% обращаются к услугам туркомпаний. Положение игроков в прошлом году не спасали даже скидки: пытаясь удержать клиентуру, многие гостиничные операторы из Турции и Египта предлагали брони с 10–15?процентным дисконтом. К тому же туркомпаниям в кризис пришлось отказаться от привычной схемы так называемого жесткого бронирования — когда у хотельеров загодя закупаются блоки номеров с приличной скидкой, но и с жесткими денежными санкциями на случай, если эти номера не будут выкуплены. Поскольку туроператоры не могли в кризис брать на себя строгие финансовые обязательства (в том числе из-за роста стоимости кредитов), они переходили на мягкое бронирование — закупали небольшое количество номеров, но уже без дисконта. А значит, игроки уже не могли стимулировать спрос с помощью демпинга, как в предыдущие годы.

Главной антикризисной мерой туркомпаний стало резкое сокращение предложения. Это позволило им удержаться на популярных направлениях и даже немного заработать. Пытались они и оживить падающий спрос с помощью более дешевых туров. «В прошлом году мы расширили предложение по Средиземноморью, поскольку россияне старались экономить на транспорте, а также стали предлагать бюджетные туры с арендой недорогих апартаментов и вилл», — рассказывает г-н Каганер из TEZ Tour.

Но, несмотря на эти меры, многие игроки все же ушли с рынка. Первыми свернули бизнес малые и средние компании (например «Либра-холидейз»), были банкротства и среди крупняка (например, «Детур»). Вероятно, туристический рынок сократился бы в разы, если бы не всплеск спроса в начале этого лета.

В мировом тренде

В первую очередь этот всплеск связан с ростом мирового туристического рынка. По данным РСТ, за два месяца 2010 года совершилось 119 млн международных туристических прибытий, что на 7% больше, чем в 2009 году, и на 2% — чем в 2008?м. К концу этого года специалисты прогнозируют рост мирового рынка на 3–4%. В России же этот рост будет в два-три раза выше в силу молодости и динамичности рынка. На рост отечественной туриндустрии повлияло также восстановление спроса на повседневные товары и услуги: вначале на продукты питания, затем на одежду и обувь, ресторанные услуги, наконец — на отдых. «У россиян уже нет тревоги. Они могут позволить себе расслабиться, это видно по тому, что восстанавливается глубина спроса — время, за которое клиент приобретает тур. В кризис этот показатель не дотягивал и до недели, сегодня же он составляет две-три недели, а то и месяц. То есть россияне начинают понемногу планировать отпуск, а это хороший показатель для отрасли», — отмечает Сергей Шпилько.

По словам туроператоров, сегодня уже восстановилась и структура спроса. «Как и два года назад, 30 процентов спроса приходится на трехзвездочные гостиницы, 15 процентов — на гостиницы четыре звезды и выше, остальную часть занимает рынок дешевого размещения, в том числе получастного», — рассказывает Наталья Воеводина, генеральный директор компании «Роза ветров».

Пользуясь ростом спроса, туркомпании опять наращивают предложение, увеличивают чартерные программы и объемы бронирования, реанимируют и свои инвестиционные планы, например расширяют агентские сети в регионах. «Широкий охват регионов всегда был сильной стороной нашей компании, сегодня же мы еще больше расширяем сеть турагентств, в том числе открыли филиал в Новосибирске “Роза ветров — Сибирь”», — рассказывает г-жа Воеводина. «Развитие в регионах является одним из важнейших направлений развития, — высказывает солидарную позицию Владимир Каганер, — в столице рынок уже давно поделен, и основное поле битвы будет разворачиваться за ее пределами».

Летать становится дорого

Однако едва ли туркомпаниям следует расслабляться и рассчитывать на такие же высокие темпы развития рынка, как до кризиса. Нынешний бум — все-таки в большей степени отложенный спрос на отдых, чем долгосрочная тенденция. «Я не думаю, что траты на отдых восстановились до докризисного уровня, поскольку платежеспособность многих россиян все еще остается низкой, — считает г-н Каганер, — к тому же высокие продажи в мае-июне не индикатор. Возможно, спрос в июле-августе будет ниже ожидаемого». Что же касается рынка внутреннего туризма, то едва ли он имеет высокий потенциал роста. «Спрос на отдых в России напрямую связан с потребностью в более бюджетном предложении, — убежден Сергей Шпилько, — качество же этого отдыха остается низким».

Ситуация для компаний усложняется и тем, что их издержки ежегодно растут — прежде всего из-за роста стоимости перевозок. По словам г-на Каганера, цена авиаперелета занимает в стоимости турпакета примерно половину, на дальних же направлениях она может доходить и до 60–70%. Поэтому стоимость туров, например, в Европу, выросла в среднем на 4 тыс. рублей. А рынок стал весьма капризным в отношении цены.

Чтобы справиться с ростом издержек, отслеживать статистику продаж и гибко реагировать на спрос, компаниям нужен более высокий технологический уровень, современные информационные технологии. А они есть только у единиц. Большинство игроков работает по старинке: они просто занимаются продажами, да еще, по сути, одного и того же продукта — отдыха в 10–15 странах с достаточно стандартным сервисом.

Лидеры же рынка пытаются отслеживать новые тренды и формировать адресное предложение. «Например, этим летом мы сделали очень бюджетный российский тур “Автобусом к морю”, который предполагает отдых туристов на Черноморском побережье», — говорит г-жа Воеводина.

Еще одно направление, по которому сегодня могут двигаться компании, — предлагать комбинированный продукт. «Клиенты все чаще заказывают туры, включающие кроме пляжного отдыха экскурсии по достопримечательностям страны, — говорит Кирилл Песков, главный исполнительный директор туристической компании ТТ-ВКО. — Тому способствует и упрощение визового режима со многими европейскими странами. Так, Испания ввела многократную визу на полгода, в ближайшее время ее примеру планируют последовать Италия и Греция. Это сделает перемещение по Европе более свободным». Новые продукты этим летом вывела на рынок и «Роза ветров». «У нас появились совмещенные программы “Париж—Италия”, “Париж—Монако”, которые пользуются очень хорошим спросом», — отмечает г-жа Воеводина.

Еще один тренд — все большая склонность россиян к индивидуальному бронированию. «В этом году мы расширили отдел индивидуальных туров в три раза, — рассказывает г-н Песков. — Мы стали выкладывать в интернете гораздо больше информации по Италии, Испании, Франции — странам, которые собирают больше всего индивидуальных туров. Предлагаем туристам, решившим путешествовать самостоятельно, некие заготовки туров, которые включают в себя информацию о местных достопримечательностях и истории».

Демпинг и сервис

Трансформация предложения на туристическом рынке, создание уникального предложения — это в большинстве случаев работа на перспективу. Пока туркомпании сражаются за клиентов двумя способами: при помощи демпинга или сервиса.

Демпинговые войны чаще всего разворачиваются в регионах, где спрос более чувствителен к цене. Кроме того, с помощью демпинга там проще захватить внушительную долю рынка. А с помощью сервиса туркомпании удерживают позиции на хорошо освоенных рынках: в столице и городах-мегаполисах. Сегодня у туроператоров есть и совсем необычные предложения. «У нас в этом году появилось новое предложение — возврат стоимости тура. Им клиент может воспользоваться, если по прибытии в отель он обнаружит несоответствие условий тем, которые ему пообещали в турагентстве, — отель или номер другой категории, неверный список услуг. Если его претензии обоснованны, мы вернем ему деньги», — говорит Кирилл Песков. Наконец, компании готовы брать на себя финансовые гарантии на случай форс-мажора.

Однако выдержать ценовую и сервисную конкуренцию могут только крупные компании, имеющие развитую инфраструктуру: масштабные агентские сети с принимающими офисами, собственные автопарки с гидами и т. д. «В этом году мы располагаем современными автобусами, окрашенными в фирменный голубой цвет, для трансфера туристов. Использование собственных автобусов обеспечивает высокую степень безопасности людей. Ведь сегодня, когда на некоторых курортах то и дело происходят аварии и теракты, безопасность — главное требование», — отмечает г-н Песков.

По словам Владимира Каганера, сегодня, чтобы успешно конкурировать на рынке, туроператорам необходимо иметь весь спектр услуг: размещение в собственных отелях, собственную перевозку туристов, собственные принимающие офисы и автопарки и другие составляющие турпакета. Пока это перспектива очень отдаленного будущего. И предшествовать ей, скорее всего, будет укрупнение российского туристического бизнеса, слияние с западными партнерами. Первый такой альянс уже состоялся. В прошлом году совместное предприятие британской TUI Travel и инвестиционной группы «С-Груп Капитал Менеджмент» объявило о приобретении доли в группе ВКО.  






Лилия Москаленко

Журнал "Эксперт"
08.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов