Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Пороки мастерства

У человека, следящего за котировками акций или курсами валют, рано или поздно появляется соблазн самостоятельно попробовать свои силы в качестве биржевого спекулянта. Облегчить первые шаги на рынке обещают многочисленные курсы, которые — иногда даже бесплатно — предлагают финансовые компании. Чтобы понять, чему именно там учат и на каких условиях, корреспондент журнала "Деньги" Ольга Кочева отправилась на семинары для начинающих трейдеров.

Финансовое общедоступное
Обучить основам торговли на фондовой бирже предлагает почти каждая инвестиционная компания. Причины, по которым инвесткомпании берутся ликвидировать финансовую безграмотность населения, предельно просты. Дело здесь, конечно, не в альтруизме. Во-первых, пришедшие на семинар люди — без пяти минут инвесторы и потенциальные клиенты. Во-вторых, для многих компаний из простого ознакомительного курса семинарские занятия вырастают в отдельный прибыльный бизнес, теоретически в таких школах можно совершенствоваться в биржевой торговле до бесконечности, будучи уже опытным инвестором.

Выбирая для себя брокера или платный обучающий курс в его школе, можно походить на бесплатные вводные лекции соответствующих компаний. Из практических знаний на них можно будет получить совсем немного. Например, выяснить, чем отличается акция от облигации, узнать о существовании стоп-лоссов или технического анализа. К сожалению, передача даже этих знаний происходит весьма беспорядочным способом, так как перемежается сакраментальными вопросами аудитории из разряда "Почему правительство не может победить инфляцию?" и байками лектора-гуру о своих успехах на рынке.

Вместе с тем пренебрегать вводными семинарами все же не стоит. Общение с преподавателем дает представление о самой компании, а также о том, чего от нее можно ожидать, став клиентом. Например, на вступительной лекции компании БКС — одного из лидеров по оборотам торгов на фондовом рынке,— куда я пришла постигать азы биржевого искусства, преподавал бывший крупье казино. Конечно, ничего зазорного в этом нет, особенно если верить байкам старожилов рынка о том что, в былые времена лучших трейдеров набирали среди продавцов вещевых рынков. Но все же в глазах начинающего инвестора параллели с азартными играми и казино как-то не особенно добавляют доверия к компании.

Самые же неожиданные вещи происходят, конечно, на вводных семинарах по рынку Forex. Особенно в мелких компаниях. В начале семинара для разогрева публики включается недорогой ролик с участием счастливой блондинки, которая, торгуя по десять минут в день, заработала на паре £/Ґ целое состояние. До нужной кондиции слушателей доводят историями с участием виртуальных инвесторов, которые благодаря плечам и ленте новостей оказались не менее успешными, чем блондинка из ролика.

Более искушенные участники рынка стараются избегать подобного примитива. Но и они продолжают уверять, что зарабатывать на Forex — пара пустяков. "Кто хочет совершить сделку прямо сейчас?" — спрашивает лектор академии биржевой торговли "Форекс клуб" у аудитории, состав которой преимущественно молодые девушки. "Видите, это совсем несложно и не страшно. Только лишь нажать кнопку",— продолжает он с энтузиазмом.

Публика, заметно подуставшая к этому времени от нудных рассказов о маржинальном кредитовании и пипсах, тоже заметно оживляется и, похоже, начинает верить в свои безграничные возможности. Только под нажимом вопросов лектору приходится разочаровать собравшихся и признать, что проигранный обеспечительный депозит отходит дилинговому клубу, его уже никак нельзя вернуть, а для продолжения игры нужны новые взносы. Заметив, как кислеют лица будущих Соросов, лектор выдает новое заклинание: "Помните: максимум, что вы потеряете,— депозит. Возможности вашего заработка — безграничны". Эту мантру он подкрепляет и собственной историей успеха.

Словом, выходит, что стать успешным спекулянтом — посильная для каждого задача, риска же особого нет. Действительно, открыть счет в дилинговом центре можно за крохотные деньги, которые вроде бы и потерять не жалко. Моих товарок по семинару не настораживает даже болезненная реакция преподавателя на вопросы об особенностях открытия счетов в ДЦ и его непонятной связи с упомянутыми вскользь крупнейшими банками мира. "Почему вы решили работать сразу на Forex? Есть же менее рискованный фондовый рынок?" — удивляюсь я. "Фондовый рынок, наверное, это очень сложно. И к тому же там надо много денег иметь. А здесь и $10 для открытия счета хватит",— объясняет свой выбор в пользу Forex моя сокурсница Мария.

Впрочем, и от семинаров по фондовому рынку общее впечатление похожее. Мне показалось, что основная цель лекций — обратить раздумывающего новичка в клиента или, раздразнив его любопытство, убедить узнать больше, но уже на платной основе. В большинстве школ трейдинга обучение построено по принципу "от простого к сложному". На бесплатном семинаре вас увлекут понятиями "мультипликатор" и "круги Элиота", покажут на графике средние скользящие, с помощью которых можно якобы безошибочно определять, когда входить в рынок и выходить из него. Но более подробно объяснить предложат уже на платном семинаре. И далее при желании слушатель может до бесконечности оттачивать в аудитории свое мастерство, пока не дойдет до высшей степени познания — торговли фьючерсами и опционами.

Обычно программа для новичка, решившего учиться за деньги, подразделяется на теоретическую и практическую части. Типичный курс молодого бойца включает более глубокие, чем на бесплатном семинаре, знания об устройстве фондового рынка. К этому добавят немного фундаментального анализа, немного технического, приправят лекциями по психологии и управлению рисками. Такие программы могут длиться от пяти дней до двух недель. Обычно предусмотрен ряд практических занятий. На них слушатели примеряют на себя роль аналитика и трейдера, отбирая в свой виртуальный портфель акции. После того как к популяризации биржевых знаний подключились крупнейшие российские биржи РТС и ММВБ, слушатели ряда компаний (например, БКС, "Открытие") стали вкушать запах денег в реальных биржевых залах. Чтобы слушатель почувствовал себя настоящим трейдером, ему открывают торговый счет и доверяют выбор и покупку акций. Правда, в полной мере прочувствовать всю остроту профессии трейдера не удастся. Счет, с которого новоявленный игрок будет торговать, виртуальный, так что за стены биржи ему не дадут уйти ни с реальной прибылью, ни с убытком. Обучение азам начинающим инвесторам обходится от 3 тыс. до 10 тыс. руб. Впрочем, некоторые компании предоставляют краткие теоретические курсы бесплатно, как, например, курс технического и фундаментального анализа в "Тройке Диалог".

Семинары и мастер-классы для инвесторов со стажем более изощренны и дороги. Двухдневные семинары по арбитражу и скальпингу на срочном рынке или программированию торговых роботов адресованы уже бывалым спекулянтам. В этот же ряд можно поставить мастер-классы от российских гуру фондового рынка. Они ценны тем, что их создатели — практикующие трейдеры, добившиеся реальных результатов. Кстати, в США практика колесящих по стране финансовых гуру весьма распространена. Успешный финансист к моменту начала преподавания, как правило, уже сед и опытен, отходит от дел и начинает ездить с семинарами, передавая секреты своего мастерства всем желающим. Так было, например, с изобретателем популярной стратегии инвестирования на фондовом рынке Canslim Уильямом О'Нилом, сколотившим состояние на выпуске одних только пособий.

Авторские курсы, в том числе для новичков, стоят на порядок дороже обычных. Стоимость пятидневного курса может превышать 30 тыс. руб. Интересно, что продвинутые семинары по срочному рынку, в том числе и авторские, нередко бывают на безвозмездной основе. "Это является частью политики РТС по повышению финансовой грамотности населения",— объясняет альтруизм биржевиков директор департамент срочного рынка РТС Евгений Сердюков. И заодно поясняет, что аудитория таких семинаров обычно состоит как из квалифицированных частных инвесторов, так и из сотрудников инвестиционных компаний.



Теория и практика
Естественно, окончание курсов еще не гарантирует успех на торговых площадках или трудоустройство в инвестиционной компании. О том, какие качества делают из человека успешного инвестора и трейдера, мы решили спросить старожилов российского фондового рынка, освоивших эту профессию тогда, когда этому в России еще нигде не учили.

"Да, не стал я главным инженером завода ЗИЛ",— отшучивается Юрий Сычев, ныне заместитель генерального директора по торговым операциям УК "Атон Менеджмент". Карьере инженера на автомобильном заводе он предпочел работу в бэк-офисе инвесткомпании; вскоре молодому специалисту предложили попробовать себя в трейдинге. "Это типичная схема, по которой в инвестиционных компаниях становятся трейдерами,— говорит он.— С уверенностью могу сказать, что даже сдавший экзамен ФСФР еще не трейдер. Трейдер — это симбиоз стрессоустойчивости, быстроты принятия решений и знаний. Не каждый может этому обучиться. К сожалению, сейчас трейдинг скатился до электронной торговли, и стало меньше людей, которые общаются по телефону, котируют бумаги и держат слово. Трейдера в инвестиционной компании держат не просто для того, чтобы нажать кнопку. Он должен правильно выставить приказ на сделку от клиента; должен понимать, где может лежать та или иная бумага; должен торговать на внебиржевом рынке, а это уже связи, которые нарабатываются годами. В инвесткомпаниях на позиции помощников трейдера берут толковых молодых специалистов, которых держат под крылом полгода-год, а потом смотрят, сможет он самостоятельно торговать или нет".

Евгений Данкевич, управляющий директор финансовой компании "Открытие", в трейдинг пришел из полиграфической отрасли. Необходимые в новом деле знания добирал уже в Академии народного хозяйства, хотя утверждает, что самый талантливый трейдер, которого ему довелось встречать в жизни, едва ли окончил среднюю школу. "Российский фондовый рынок спекулятивен, и брокеры, получающие комиссию, заинтересованы, чтобы у их клиента был высокий оборот торгов,— говорит он.— Многие и учат так, чтобы люди больше торговали. На правильном семинаре объясняют, что есть инвестирование и есть спекуляция, но не говорят, что лучше спекулировать, так как тогда можно будет заработать много денег. Инвестирование — примитивный процесс, и ему учить не нужно. Если человека учить зарабатывать, то вряд ли он будет совершать много сделок. А у нас учат спекулировать. Но самое смешное то, что даже на нормальных курсах учат правильным вещам, понимая, однако, что никто не будет их исполнять. То есть никто не скрывает секретов мастерства, но люди ими не пользуются. Понимаете, чтобы зарабатывать на рынке, не надо знать, что такое акции или облигации. Это как при вождении автомобиля: чтобы водить машину, вам не обязательно разбираться в ее устройстве. Просто надо знать несколько правил и давить на педали. Хорошему трейдеру нужна прежде всего дисциплина. Вот почему хорошие трейдеры получаются из военных и спортсменов".

Научный сотрудник Московского инженерно-физического института Андрей Кукк, а сейчас трейдер ФК "Уралсиб", вспоминает, как в 1990-х годах торговал ваучерами, а потом акциями на внебиржевом рынке. "Тогда кто как умел, так и торговал. Людей, работавших на Западе, было очень мало, они очень ценились, и все старались учиться у них. Так что я хорошо отношусь к курсам. Никто же не пускает на дорогу тех, кто не умеет водить машину. В трейдинге, как и в другой любой профессии, есть набор правил, не нарушая которые ты можешь зарабатывать деньги. Конечно, курсы инвесткомпаний во многом — это реклама для привлечения клиентов. Если это серьезные курсы, то они должны быть очень дорогими и на них должны преподавать реальные трейдеры. У трейдера высокооплачиваемая работа и большая ответственность. Чтобы начать преподавать, у него должно быть для этого по крайней мере свободное время. Другое дело, когда начинают преподавать отошедшие от дел обеспеченные трейдеры. У нас пока этого еще нет. Так что курсы инвестиционных компаний — это во многом чистой воды литература".

"Таких семинаров я боюсь как огня"

О своем отношении к курсам экспресс-подготовки биржевых спекулянтов "Деньгам" рассказал замначальника управления информации и мониторинга финансового рынка Федеральной службы по финансовым рынкам Вячеслав Крылов.

Курсы для начинающих инвесторов действительно сеют доброе и вечное или это просто крючок для потенциальных клиентов?

— Подобные семинары должны быть ознакомительными, нести в себе просветительскую функцию. Они не должны претендовать на что-то большее. Например, на то, что, прослушав курс, пусть даже с некоторой практикой, человек сможет стать интернет-трейдером. В этом есть сильное преувеличение и риск для начинающих инвесторов. Я предполагаю, что есть компании, заинтересованные в том, чтобы к ним приходили люди и открывали брокерские счета, но которые при этом проводят первичный отсев новичков и не сразу пускают их на рынок. Они дают им три-четыре месяца, чтобы поработать на виртуальном счете, почувствовать свои силы и понять, сможет ли человек успешно работать на рынке сам, или ему лучше отдать свои деньги в управление профучастнику. Такие компании делают благое дело — знакомят людей с доступным им механизмом инвестирования.

Правда, я не уверен, что они убедительно рассказывают о рисках, которым подвергаются инвесторы, принявшие решение самостоятельно финансировать в рынок акций. О рисках надо говорить не один раз в начале или конце семинара. Об этом надо напоминать постоянно, когда речь заходит о возможности заработка на фондовом рынке.

То есть вы считаете, что инвесткомпании учат скорее не инвестировать, а спекулировать?

— Я считаю, что они лишь рассказывают, а не учат. За неделю ничему нельзя научить, можно только дать некоторую предварительную информацию о логике процесса торговли на рынке ценных бумаг, познакомить с основными терминами и определениями, ну и освоить программное обеспечение.

Кроме того, в отдельных компаниях благородные цели обучения массового инвестора подменяют "планом по валу" и увлекаются увеличением количества открытых брокерских счетов. Так что боюсь, что для некоторых компаний ознакомительные или учебные курсы по трейдингу — больше способ расширить клиентскую базу.

У вас, как у частного лица, был опыт посещения подобных семинаров?

— Таких семинаров я боюсь как огня, так как то, что представляет собой большинство из них,— это гипноз. Прекрасно подготовленные люди в модных костюмах делают все, чтобы у вас создалась иллюзия возможности легкого заработка. Будто, чтобы стать трейдером, ничего особенного не надо знать или уметь, достаточно нажать одну кнопку. Под этой видимой легкостью ничего нет, в том числе нет понимания собственных рисков, а значит, человек просто обманывается в собственных возможностях. И эффективность курсов проверить никак нельзя, так как брокеры не принимают у своих выпускников экзамены. Экзаменует их рынок — и по полной программе.

КоммерсантЪ-Деньги
08.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов