Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жить стало легче

Подсчитано, сколько водки и пива можно было купить на среднюю зарплату 20 лет назад и сколько – сейчас

За последние 20 лет водка для россиян стала доступнее в 5,3 раза, а коньяк – в 2,7 раза. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК. По их расчетам, если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату житель России мог купить 16,6 литра водки, то в 2009 году – 87,8 литра. Однако другие эксперты призывают относиться к подсчетам коллег скептически, так как в 1990-м году не было «ни минимальных зарплат, ни средних, вообще был полный хаос».

Водка и коньяк стали доступнее...

Большинство потребительских товаров в России стали более доступны для жителей страны за последние 20 лет. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК, которые составили своеобразный рейтинг стоимости товаров сегодня и два десятилетия назад.

«Крепкие спиртные напитки стали за годы становления рыночной экономики значительно более доступными»

Для этого была проведена оценка того, сколько единиц товара (кг, л) можно было купить на одну среднемесячную заработную плату в 2009 году по сравнению с 1990 годом. В официальном пресс-релизе компании отмечается, что первая цифра составляла 303 рубля, вторая – 18785 рублей.

Эксперты пришли к выводу, что безусловным лидером в списке доступных товаров за последние 20 лет является водка. «Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литра водки, то в 2009 году – уже 87,8 литра», – комментирует директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Таким образом, алкогольный напиток стал в 5,3 раза доступнее.

Второе место в рейтинге доступных товаров занял... коньяк (что логично, исходя из победителя этого своеобразного рейтинга). Доступность этого напитка возросла в 2,7 раза.

...А пиво более дорогим

Примечательно, что, несмотря на рост доступности спиртных напитков, никакого значительного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось. Николаев поясняет, что соответствующий показатель в России все 20 лет оставался стабильно высоким – около 10 литров абсолютного алкоголя на душу населения в год. Впрочем, согласно официальной статистике Минздравсоцразвития, этот показатель намного выше – 18 литров.

Отметим также, что в начале июня Минфин выступил с инициативой ежегодно увеличивать цены на водку. Соответствующий законопроект предполагает, что через три года минимальная цена 0,5 литра водки вырастет с 89 до 200 рублей.

В то же время пиво не вошло даже в десятку наиболее доступных товаров по версии ФБК. Пенный напиток расположился лишь на 17 строчке. Продажи пива в России, по данным портала «Алкоголь.Ру», будут сокращаться, даже несмотря на летний «высокий» сезон. Стоимость объема пива, эквивалентного 1 литру чистого алкоголя, в 2,6 раза выше эквивалентного объема водки.

Рыбный дефицит

Более дешевыми, а значит, и более доступными, согласно рейтингу ФБК, за последние 20 лет стали овощи. К примеру, в 1990 году лук репчатый стоил 70 копеек. И если среднестатистическую зарплату перевести в килограммы этого продукта, то «тянула» она на 432,9 кг. В 2009 же году при цене в 17,86 рубля за кг за среднюю зарплату можно было купить уже больше тонны (1051,8 кг) лука. Также более доступными для россиян стали шампанское, яйца, мясо птицы, яблоки, сахар, мука, капуста, картофель и чай.

Однако ряд товаров по сравнению с советскими временами стал для потребителя относительно более дорогим. В частности, согласно подсчетам аналитиков компании, доступность сыра уменьшилась на 18,5%, говядины – на 23,2%, свинины – на 26,4%. А на последнем месте в рейтинге доступности оказалась мороженая рыба. Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг рыбы, то в 2009 году – только 238,8 кг.

Бессмысленное сравнение

«Представленные данные, пусть и по ограниченному перечню потребительских товаров, опровергают расхожее мнение о том, что товаров стало больше, но их невозможно купить», – резюмирует Николаев. По его словам, ценовая доступность не менее половины товаров стала выше.

«Несмотря на огромные издержки для населения, становление рыночной экономики в России, тем не менее, имеет и вполне явные выгоды, иллюстрируемые приводимыми цифрами», – заключил эксперт.

Впрочем, далеко не все согласны с корректностью подобных подсчетов. «Я считаю совершенно бессмысленно сравнивать нынешнюю экономическую ситуацию с тем периодом, – говорит генеральный директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Тот же 1990-й год – это полная разруха. Это период полного развала государства, развала экономических связей».

Плюс к тому, добавляет эксперт, в тот период не было «ни минимальных зарплат, ни средних, вообще был полный хаос». «Я бы на месте коллег минимальные средние зарплаты сегодня поделил бы на водку, колбасу, все остальное и сравнил бы с минимальной зарплатой, например, в 1984 году, когда она составляла 185 рублей. Это было бы более репрезентативно», – сказал он газете ВЗГЛЯД.


Вероника Кузнецова

Взгляд

01.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов