Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Вся сеть народу!

На прошлой неделе пользователи социальной сети "Вконтакте" обратились к президенту России с просьбой о пересмотре авторского законодательства, а попросту попросили узаконить пиратское распространение аудиовидеоконтента. Обращение явилось ответным шагом на заявление президента компании "Амедиа" Александра Акопова, объявившего войну всем пиратским ресурсам, а заодно и миллионам пользователей халявы

На абордаж
Война пиратам была объявлена 3 июня деятелями киноиндустрии — участниками круглого стола "Вору.нет!", организованного "Системой массмедиа". А скандал начался с публикации в прессе материалов выступления на этом заседании главы компании "Амедиа" Александра Акопова, который изложил программу согласованных мероприятий 22 компаний-производителей кинопродукции, направленных против незаконно распространяющих их фильмы интернет-ресурсов. В качестве одного из оплота пиратства в рунете Акопов указал на социальную сеть "Вконтакте", на которую в скором времени планируют подать иски в суд. Мало того, из выступления следовало, что иски будут подавать и к пользователям соцсети, выкладывающим на своих страницах пиратское видео. Последних глава "Амедиа" назвал уголовниками, оценив их численность в 30 млн. Позже, правда, в интервью онлайн-газете "Вкурсе" он пояснил, что данное определение является гиперболой, громким высказыванием, имеющим целью вызвать ответную реакцию. Отклики пошли валом. Всплывшая из недр "Вконтакте" "Партия пиратов России", которая, возможно, и стоит за обращением к президенту, организовала на сайте http://akopovu.net/ сбор подписей под обращением к Акопову с требованием извинений. А дальше по чисто российско-советской традиции простая русская женщина по имени Мария предложила обратиться с письмом к президенту Медведеву, в котором от имени интернет-пользователей предложить разработать и принять новые законы, позволяющие "свободно и бескорыстно" обмениваться музыкой и видео. Сегодня это письмо подписали 62 632 интернет-пользователя. Один из главных аргументов — невозможность борьбы с пиратами.

Однако Акопов и его единомышленники настроены решительно. Как он заявил в интервью "Деньгам", ежегодно его компания вместе с другими членами Ассоциации кино- и телепродюсеров (всего около 20 компаний) теряют из-за пиратов около $100 млн. Что касается непобедимости пиратов, то, по его мнению, это миф: мировая тенденция не в пользу либерализации интернета и легализации пиратства. Технические же возможности для закручивания гаек давно разработаны.

Вор должен сидеть в суде
По идее все можно урегулировать во внесудебном порядке: нормально, когда нелегальный контент, выложенный на сайт пользователем, вычищается службой самого ресурса. "Компания Mail.ru активно сотрудничает с правообладателями,— комментирует вице-президент Mail.ru Максим Бобин.— В случае поступления жалоб мы стараемся оперативно разобраться в ситуации, после чего нелегально размещенный контент удаляется". Но Александр Акопов настроен решительно. "Владельцы сайтов, в частности владельцы "Вконтакте", подставляют своих пользователей,— говорит он.— Мы не ставим своей целью засудить пользователей — гораздо удобнее разобраться с владельцем ресурса, но, подавая иск против соцсети, мы юридически будем вынуждены подать иски и против конкретных людей, незаконно разместивших там контент. Пользователи должны отдавать себе отчет в том, чем рискуют".

Теоретически привлечь к гражданской (не административной и не уголовной) ответственности можно даже пользователя, просто скачивающего нелегальный контент. "Согласно разъяснению высших судебных органов, скачивание с размещенного в сети нелегального экземпляра само по себе является нелегальным копированием, независимо от дальнейшего распространения путем применения торрент-технологии, физического копирования и т. п. Соответственно, дальнейшее распространение еще более усугубляет объем нарушения,— комментирует директор юридического департамента ОАО "Система массмедиа" Павел Катков.— Вместе с тем данный институт пока не получил широкого распространения в правоприменительной практике ввиду отсутствия прямых указаний в законе, а также коллизии данной доктрины с некоторыми другими нормами гражданского законодательства". Человеку же, выложившему на своей странице фильм для скачивания, предъявить гражданский иск можно, однако, по мнению руководителя российской практики юридической фирмы "Саланс" и юридического консультанта "Вконтакте" Виктора Наумова, пока такие решения востребованными не будут: обосновать более или менее серьезный ущерб от действий ответчика—физического лица правообладатель суду не сможет, а значит, и получить с пользователя какую-то ощутимую для того сумму маловероятно.

Теперь что касается сайтов. Их — тысячи, судиться с каждым в принципе невозможно. Но в Европе давно существует практика, когда заставить сайт удалить свой контент правообладатель может и без судебной тягомотины. Достаточно обратиться с жалобой к провайдеру, предоставляющему сайту услуги хостинга, и сайт этой самой услуги лишен. Тем более что сегодня многие провайдеры прямо записывают в договорах обслуживания, что основанием для приостановки действия или разрыва договора является жалоба правообладателя на нарушение сайтом авторских прав. Хотя в большинстве случаев до этого просто не доходит. "От лица правообладателей мы осуществляем мониторинг — поиск их контента на сайтах абсолютно всех видов,— рассказывает руководитель компании Web Kontrol Ольга Валигурская.— Администрации всех ресурсов, которых мы уличили в незаконном хранении, рассылаем письма от имени правообладателей с требованием удалить контент. Примерно 80% предпочитают не ждать дальнейших шагов и удаляют". По словам Ольги Валигурской, европейские принципы актуальны уже и у нас: отказ в услугах пиратскому сайту по заявке правообладателя в чистом виде — добрая воля хостинг-провайдера, и проявляют ее в России куда чаще, чем раньше, никому не хочется пачкаться. Сайт или выполняет требования, или переходит к другому хостеру, и история повторяется. Разумеется, существуют хостинг-провайдеры, зачастую специализирующиеся на пиратах, вот они добрую волю не проявляют. В таком случае путь один — в суд. Если сайт российский, суд — дело техники. В частности, программа Акопова предполагает распределить самых злостных пиратов между парой десятков компаний—партнеров для подачи исков.

В интернет по паспорту
"Бороться существующими методами с пиратами на самом деле бессмысленно,— говорит член правления некоммерческого партнерства "Интернет-экспертиза" Игорь Горин.— Ну, допустим, рассылая письма с угрозами, воздействуя на хостеров, даже преследуя в судебном порядке, мы добьемся исчезновения контента с 80% сайтов. А до 20%, которые на самом деле и есть самые крупные пираты, мы дотянуться не сможем, так как они за границей. Судиться с ними, даже если они находятся в цивилизованной стране, весьма сложно, а если в каких-нибудь диких местах, то просто нереально. В этих условиях антипиратская деятельность будет им только на пользу — пользователи с закрытых сайтов перетекут к ним, добавив их бизнесу дополнительные ресурсы". Единственный действенный метод, по мнению Игоря Горина,— внесение поправки в закон о связи, согласно которой провайдеры, предоставляющие доступ в сеть, по заявке правообладателя без решения суда будут обязаны приостановить пользователям доступ к пиратскому сайту до решения суда. Причем не только к иностранному, но и к российскому. Таким образом, сайт никто не закрывает, но войти на него из России нельзя. Подобная практика уже существует в Европе. Проект такой поправки "Интернет-экспертиза" сейчас готовит для внесения на рассмотрение законодателям. Хотя, конечно, проще было бы сразу позволить без суда закрывать доступ раз и навсегда. "Сомневаюсь, что такая поправка может быть принята,— считает Виктор Наумов.— Закрытие доступа без решения суда является цензурой, которая противоречит юридическим нормам демократических стран и, в частности, российской Конституции". Хотя закрытие доступа без суда к заграничным сайтам, до которых нельзя дотянуться, применяется и в США, и некоторых европейских странах. Однако там указания провайдерам отдают только государственные органы и только в отношении сайтов, распространяющих детскую порнографию. На нарушителей авторских прав бессудная методика не распространяется. Впрочем, уже это можно считать важным шагом: безграничной свободы в сети уже нет, а чем дальше, тем ее все меньше. Так что установление норм внесудебного воздействия на подозреваемых в пиратстве покажется наименьшим злом в сравнении с тем, что может нас ожидать в дальнейшем. "Единственный вариант, при котором можно отследить пользователя нелегальным контентом и в дальнейшем воздействовать на него,— авторизация пользователей, вход в интернет по индивидуальному паролю или с использованием иного механизма персональной идентификации,— комментирует владелец Liveinternet.ru Герман Клименко.— Все остальное не работает". Основатель компании "Лаборатория Касперского" Евгений Касперский поддерживает эту идею: "Обычный пользователь уверен, что он анонимен в сети. На самом деле все не совсем так: вся сетевая активность абонентов отслеживается интернет-провайдерами. Более того, они обязаны оказывать содействие правоохранительным органам, передавая им подобную информацию. Киберпреступники это хорошо понимают, а потому используют различные методы, чтобы скрывать свое присутствие в сети. Существует ли анонимность в этом случае? К сожалению, да, но именно для кибернегодяев, а не для большинства обычных пользователей. Именно поэтому я выступаю за то, чтобы запретить так называемую техническую анонимность в сети — у каждого пользователя должен быть свой интернет-паспорт".

Корсары вместо пиратов
В качестве одной из мер борьбы с пиратством на круглом столе "Вору.нет!" компания "Система массмедиа" презентовала программу создания глобального портала, на который правообладатели отдадут свой контент для легального бесплатного скачивания за просмотр рекламы или посильную плату. Портал будет аккумулировать ссылки на другие ресурсы легального контента, в том числе с монетизацией на основе существующей рекламной модели (ivi.ru, tvzavr.ru, tvigle.ru, zoomby.ru).

Впрочем, по мнению некоторых экспертов, борьбу с пиратами Акопов и его коллеги разворачивают не из-за проблем с продажами в офлайне, а ради очищения поляны для собственного онлайн-бизнеса.

"И это тоже причина, которую мы не скрываем,— комментирует Александр Акопов.— Интернет еще одно поле продаж, на которое мы придем. Кстати, никто не мешает пиратам перейти на легальный формат работы. У них налажен сервис, сложилась клиентская база — все это можно использовать при распространении легального контента. Многие уже готовы с нами сотрудничать".

Что ж, идея "пиратов на лицензии", то есть корсаров, известна давно. Возможно, сайты, продающие богатый ассортимент легального контента за символическую абонентскую плату, будут удобнее пиратских, а значит, последние постепенно под прессингом гонений, а также рыночных условий умрут.

"Если бы Акопов хотел защитить свои права, то он воспользовался бы предложенными ему механизмами"

Представители социальной сети «Вконтакте» обычно редко дают комментарии прессе, однако в интервью «Деньгам» представитель «Вконтакте» Владислав Цыплухин рассказал о том, как компания относится к сложившейся ситуации.

Вашу социальную сеть считают оплотом пиратов…

— Считать социальную сеть «Вконтакте» оплотом пиратов, на мой взгляд, не совсем справедливо. Если у каких-то правообладателей существуют проблемы, то они касаются всего рунета. А «Вконтакте» попадает под прицел первой, потому что мы являемся самой большой социальной сетью. Кого-то пиратами не считают, так как они идут на условия, предлагаемые правообладателями. Нас эти условия и тон разговора не устраивали, но при этом мы не отказываем правообладателям в возможности защитить свои права посредством блокировки контента — крупным компаниям мы даем право доступа для самостоятельного удаления их контента с нашего сайта. Например, такие права даны Internet Copyright Management, кинопрокатным компаниям «Вольга», «Базелевс».

В чем вы видите цель Акопова?

— Если бы Акопов хотел защитить свои права, то он воспользовался бы предложенными ему механизмами. Понятно, что суть проблемы гораздо глубже. Акопов и Ко намерены захватить рынок и сделать свои сервисы единственными верными площадками для просмотра видеоконтента в рунете.

Акопов описал конкретные юридические шаги, которые собирается предпринять против пиратских сайтов и в том числе против вас. Какие ответные меры вы готовы принять?

— Акопову предложили способ досудебного способа защиты авторских прав — он им не воспользовался. Получается, что в суде возникнет ситуация, аналогичная ситуации с ВГТРК (ВГТРК не предпринимала попыток досудебного урегулирования.— «Деньги»), а наше официальное письмо руководство «Амедиа» проигнорировало (в письме предлагалось воспользоваться имеющимся механизмом блокировки контента, а также призыв не делать громких заявлений, способных нанести вред репутации «Вконтакте».— «Деньги»). Впрочем, предугадать решение суда невозможно. Пока никаких серьезных ответных мер мы не принимали.

Возможна ли продажа легального контента на базе «Вконтакте»?

— Вероятно, «Вконтакте» вместе с остальным рунетом придет к какой-то идеальной модели, которая будет устраивать и социальные сети, и правообладателей. Но это должно происходить вместе с повышением качества продукта, который они предлагают, и постепенно, а не бессмысленными пинками и копированием западной модели. Мы связались с Акоповым уже на следующий день, но он продолжает выступать на телеканалах, называя наших пользователей уголовниками, поэтому ни о каком сотрудничестве с ним не может быть речи.

Незамедлительную реакцию «Пиратской партии» с «Вконтакте» на демарш Акопова многие расценивают как инициированную самой компанией «Вконтакте», выбравшей такую тактику борьбы, когда сама компания молчит, а борьбу ведет «народ». Как вы это прокомментируете?

— «Пиратская партия» никак не связана с руководством «Вконтакте». Я думаю, идея зрела давно, но сейчас у них появился реальный шанс получить масштабную поддержку. Для нас ситуация проста: враг моего врага — друг. Ничего умышленно мы не инициировали. Даже журнал «Вкурсе» является отдельным бизнес-проектом, в который вкладывают люди, никак не связанные с нами. Но сейчас, на фоне выступлений Акопова, интересы «Партии пиратов» (политический пиар) и журнала «Вкурсе» (рост базы читателей) пересеклись.

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ

КоммерсантЪ-Деньги
21.06.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов