Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Фабрики грез»

Легенды кинематографического СССР – старые советские киностудии – оказались для государства чемоданом без ручки, который нести тяжело, а выбросить жалко. С приватизацией этих объектов пока так и не сложилось. Поэтому теперь заговорили о государственно-частном партнерстве с бизнесом. Первопроходцем должен стать альянс «Ленфильма» и АФК «Система»

В советские времена на созданной в 1920 г. киностудии «Мосфильм» было снято более 2500 картин, за всю историю «Ленфильма», два года назад отметившего свое 90-летие, – около 1500 фильмов, на старейшей Киностудии им. М. Горького – более 1000 лент до сегодняшних дней. Советское кино вполне справедливо сравнивали с Голливудом, но наша «фабрика грез» лопнула с развалом СССР. Самый благополучный объект сегодня – ФГУП «Мосфильм», работающий как киноконцерн: он предоставляет свои производственные мощности, съемочные павильоны разным кинокомпаниям, кроме того, продюсирует и прокатывает свои картины, реализует кино-, теле- и видеопродукцию, а также оказывает услуги по всему циклу кинопроизводства. Производственная мощность киностудии – более 100 лент в год. До кризиса она в той или иной степени соприкасалась с 60 – 70% наших фильмов и сериалов. Остальные экс-советские киностудии работают примерно по той же схеме – зарабатывают на оказании услуг в области кинопроизводства. С той лишь разницей, что они лишились своего ценнейшего ресурса – «золотых» библиотек советских времен, которые до сих пор крайне востребованы телеканалами и DVD-дистрибьюторами. В 2001 году, согласно указу президента «О реорганизации федеральных государственных киностудий» и нескольким распоряжениям Рос­имущества, все советские киностудии, кроме «Мосфильма», разделили на два вида ФГУПов: творческо-производственные объединения и фильмофонды. Последние зарабатывают на продаже прав. В конце мая для оптимизации их работы 5 фильмофондов (Киностудии им. М. Горького», «Ленфильма», Свердловской киностудии, студии «Диафильм» и «Центрнаучфильма») присоединили к ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», который переименовали во ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК). Студии, в свою очередь, должны выживать за счет кинопроизводства. Между тем, когда больше десяти лет назад Карен Шахназаров взялся за модернизацию «Мосфильма», продажа прав на старые картины была единственным источником дохода киностудии. Только к 2008 году эта статья в бюджете упала до 25%. Никаких льгот и денег от государства экс-советские гиганты не получают. В кризис стало ясно, что без поддержки инвесторов они не выживут, ведь рынок услуг с остановкой кинопроизводства фактически сошел на нет. Недавно власти решились на сделку с АФК «Система», которая в 2009-м заинтересовалась «Ленфильмом». Корпорация может получить студию в управление на основе принципов государственно-частного партнерства. Считается, что, в отличие от приватизации, при таком условии государство сохранит контроль над объектом, а инвестор будет в него вкладывать средства.

Остатки былой роскоши

Приватизация советских киностудий стала притчей во языцех. Из года в год объекты педантично вносили в список на приватизацию, а потом столь же педантично из него исключали. К примеру, в 2008-м премьер Владимир Путин подписал распоряжение об исключении «Ленфильма» из списка. Против приватизации студии активно выступал творческий коллектив «Ленфильма» и другие известные кинодеятели, в том числе режиссер Александр Сокуров и продюсер Андрей Сигле. Противников приватизации можно понять. Объекты старых киностудий, с одной стороны, культурно-историческая ценность, с другой – выгодно расположенные большие куски земельного «пирога» и недвижимости. Так, ОАО «Ленфильм» принадлежит участок площадью 4 га на Каменноостровском проспекте в центре Петербурга, а также филиал в Сосновой Поляне. Киностудия им. М. Горького владеет участком в центре Москвы, на улице Сергея Эйзенштейна, площадью 3,5 га. Территория «Мосфильма» занимает около 34 га, а основное здание – это 13 000 кв. м на Мосфильмовской улице. Риск «перепрофилирования» или возникновения непрофильных пристроек на этих площадях довольно велик. «Ни один частный инвестор не будет использовать территории полностью под кино, все равно часть возьмет для себя, – рассуждает директор отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. – Поэтому приватизация здесь рискованна. А государство не любит отдавать бизнесу стратегические вещи, ему нужно их контролировать». Например, акционированию и приватизации ФГУП «ТПО «Союзмультфильм» из года в год мешают именно имущественные споры. С 2005 года студия судилась с «Русскими отелями» Олега Дерипаски за часть своих площадей – 0,7 га земли на Долгоруковской улице (там с 1936-го располагался студийный комплекс мультипликационного гиганта). Оказалось, что «Русские отели» выкупили право долгосрочной аренды у ООО «Тигма» и добились выселения аниматоров: в конце 2008-го Арбитражный суд Москвы признал права собственности на оспариваемые 0,7 га за структурой олигарха. Параллельно с этим процессом в 2007-м вокруг головного здания «Союзмульт­фильма», тоже на Долгоруковской, разгорелся спор между федеральными и московскими властями. Тогда обнаружилось, что в госреестре прав собственником являются столичные власти. Однако впоследствии суд признал право собственности за федеральным центром. Юрист Всеволод Волков, представляющий интересы «Союзмультфильма», подтвердил «Ко», что тяжба с «Русскими отелями» окончательно проиграна. «К сожалению, вариантов нет. Суд не разобрался в ситуации. А с московскими властями просто вышла неувязка, которая спокойно разрешилась», – рассказал он. По словам юриста, сейчас идет процесс оформления имущества студии, притормозившийся из-за судебных разбирательств и смены руководства. В этом году «Союзмультфильм» опять стоит в пресловутом списке, однако нет гарантии, что предприятие успеют «подготовить» в срок.

В результате студии привыкли жить на «подножном корму». «Они сегодня находятся в разном состоянии, – рассуждает Сергей Шестаков, генеральный директор УК Star Media.  – Одни стремятся встроиться в новые реалии кинобизнеса и занимаются собственными проектами». В частности, «Мосфильм» продолжает снимать большое кино и одновременно с этим развивать направление дистрибьюции прав со своей коллекции старых фильмов (в том числе запущен собственный онлайн-кинотеатр). На базе Свердловской киностудии была создана медиагруппа «Страна», занимающаяся производством кинофильмов и телесериалов. Правопреемница «Центрнаучфильма» – киностудия «Центр национального фильма» – недавно выпустила полнометражный мультфильм «Белка и Стрелка». Хуже обстоят дела у киностудий, находящихся на территории других стран бывшего СССР. По оценкам гендиректора Киностудии им. М. Горького Станислава Ершова, работающих советских кинофабрик не так много – список ограничивается в лучшем случае десятью наименованиями. Сама Киностудия им. М. Горького в свое время заняла довольно активную позицию. «В 2004 году, когда приватизационные процессы уже были остановлены, мы предложили совету директоров некую программу наведения порядка в студии, – рассказывает Ершов. – На сегодняшний день мы провели несколько реконструкций, создали самые современные лаборатории DI, постпродакшен в Москве, сохранили все производственные подразделения». В результате сейчас это вторая, после «Мосфильма», киностудия полного цикла в стране. Среди проектов, в которых она участвовала, – «12», «Адмиралъ», «Самый лучший фильм», «Ирония судьбы. Продолжение». Чистая прибыль в 2009-м составила 60 млн руб., около 50 млн руб. ушло на налоги. «Мосфильм» платит порядка $12 – 13 млн налогов в год. На остальных студиях дела обстоят куда сложнее. А в кризис они просто пытаются дожить (в данном случае – справиться с коммунальными платежами) до того момента, когда кинопроизводство восстановится. Зарабатывают, например, на сдаче площадей в аренду или телепроектах. «Выживают лишь те, кому государство подбрасывает хоть какие-то средства («Мосфильм»), – отмечает директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк. – Большинство зарабатывает сравнительно невеликие деньги на сдаче части своих площадей в аренду (есть подозрение, что сдаются они в основном «вчерную»)». При этом, по мнению эксперта, величина убытков у студий пока относительно мала – несколько миллионов рублей. У легендарного «Ленфильма» тоже имелся план модернизации и создания новой студии полного цикла. Часть производства намечалось вынести в Сосновую Поляну, а в здании «Ленфильма» наряду со съемочными павильонами открыть кинотеатр. Помочь в этом должен был инвестор. Тем более что, по словам участников рынка, студия переживает сейчас очень непростые времена. Так, на горизонте возник «рыцарь» в лице АФК «Система».

Деньги в студию!

Пока в готовящемся союзе много белых пятен даже для самих фигурантов. Предполагается, что управление «Ленфильмом» АФК будет осуществлять на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), его собираются оформить к весне 2011-го, а в июне 2010-го хотят определить под эту схему законодательную базу. У каждой из сторон в будущем тандеме свои интересы. «Система» желает получить контрольный пакет акций киностудии и гарантии возврата инвестиций (на первом этапе речь идет о $10 – 15 млн на ремонт и обновление оборудования). Государство тоже хочет гарантий, что деньги пойдут именно на кинопроизводство. До кризиса девелоперы оценивали «Ленфильм» минимум в $80 млн. Ныне, по мнению Эдуарда Савуляка, киностудия вряд ли стоит дороже $50 – 60 млн. Опрошенные «Ко» юристы сходятся на том, что подобная сделка сегодня возможна только на основании ФЗ «О концессионных соглашениях». «Государство сейчас не говорит о приватизации, так как не хочет выпускать из-под контроля такой материальный и нематериальный актив, как «Ленфильм». Концессионные соглашения – альтернатива приватизации (то есть смене собственника), – рассказывает руководитель группы юридического консалтинга компании General Idea Ольга Чернышова. – Это сотрудничество частных инвестиций и владельцев имущества. Соглашение заключается на определенных условиях и на определенный срок, чтобы реконструировать имеющиеся активы, провести модернизацию». Однако такого рода договор не вяжется с желанием АФК получить контрольный пакет «Ленфильма». «Особенность концессии состоит в том, что государство в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его соответствующими правомочиями, – разъясняет Дмитрий Васильченко, адвокат МКА «Клишин и партнеры». – За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Концессионеру передается право собственности на выработанную по концессии продукцию. Но такое соглашение не предусматривает изменения объема и вида права собственности на передаваемый в управление объект, в том числе получение части акций». Эдуард Савуляк уверен, что так или иначе «все формальные процедуры» соблюдены будут, но напоминает: «Весь прошлый опыт передачи в управление или приватизации бизнесом госбанков или предприятий происходил так, что из менее слабой структуры извлекается самое ценное (как правило, недвижимость, инфраструктура и т.д.), а «оболочка» бросается, ликвидируется. Думаю, так будет и в этот раз».

В лучших традициях российского кинобизнеса планы заявляются масштабные – превратить «Ленфильм» в крупнейшую киностудию Европы. «Заявления о «крупнейшей», видимо, стоит расценивать буквально – по масштабу и квадратуре, очевидно, – говорит Савуляк. – По объему выпускаемой продукции с Европой все-таки тягаться еще очень рано». При этом у «Системы» есть другой амбициозный кинопроект – «Всемирные русские студии» (RWS). По объему студийных площадей (в Москве, Петербурге и Анапе) RWS перегоняет даже «Мосфильм». Эксперты сомневаются, что все эти мощности у RWS полностью загружены в кризисный период, и недоумевают, почему RWS не подошла на роль «крупнейшей в Европе». Не исключено, что «Система» рассчитывает на синергию всех объектов, а государство – на удачу хотя бы этого эксперимента.

Спасение утопающих

После выхода из кризиса затягивать восстановление старым киностудиям будет опасно. Возможно, у них появятся конкуренты. До кризиса озвучивалось довольно много подобных проектов. Так, казахская группа «Евразия» и Первый канал хотели построить медиапарк «Константиново» с теле-, кино-, радиостудиями, тематическим парком и жилкомплексом для сотрудников (инвестиции в проект должны были составить более $1,4 млрд). «Главкино» Николая Цветкова, ВТБ и Федор Бондарчук собирались построить киностудию в тандеме с коммерческой и жилой недвижимостью, вложив около $300 млн. О своих планах объявляли также «Леан-М», «Синема Инвест» Эдуарда Пичугина (позднее ее активы перешли в «Профит Синема», в которую собирался инвестировать Банк Москвы). По словам Юлии Никуличевой, все проекты в кризис были заморожены. Как скоро инвесторы очнутся, неизвестно. Однако ясно, что сегодня им проще будет возвести объект с нуля на территрии старого завода или ангара, чем договариваться с государством о покупке старых киностудий. Кроме того, в таком случае бизнесу не придется брать на себя долговую нагрузку советских объектов. Другой конкурент советских студий – зарубежные компании. Генеральный продюсер киностудии RFG Алексей Петрухин напоминает, что Голливуд давно снимает в Чехии, Румынии, Венгрии. За США туда потянулись и мы. «Там особый климат, работают профессионалы, все под рукой. И съемки в любом случае обходятся дешевле, – рассказывает Петрухин. – Люди слаженно работают, нет переработок, перерасходов, они гордятся тем, что могут провести оптимизацию. У нас такого быть просто не может».

Комизм ситуации заключается в том, что новые кинофабрики и помощь заграницы нам по идее не нужны. По словам Станислава Ершова, количество производственных мощностей у нас в стране уже в переизбытке, а проектов под них не хватает. «Любой анонс новых студий вызывает у меня ухмылку и умиление», – говорит эксперт. Однако проект под кодовым названием ГЧП пока вызывает у игроков рынка и экспертов большие сомнения. «Я пока до конца не понимаю, что такое ГЧП, – признается Станислав Ершов. – Через Думу должны быть приняты поправки, уточняющие эту процедуру. Пока же, примеряя эту одежку на себя, могу сказать, что я не очень комфортно себя бы в ней чувствовал: какие-то вещи не проговорены достаточно четко, есть недоговоренность, непонятно, кто будет принимать решения, то есть вопросов больше, чем ответов». При этом нет гарантий, что в нынешние времена инвесторы вообще найдутся или не попытаются использовать хотя бы часть киностудии в своих целях. Самый ценный актив студий – недвижимость и площадки. Какими бы дряхлыми они ни были, но все-таки располагаются они в основном в достаточно недешевых районах города. Станислав Ершов полагает, что, если киностудия будет прибыльной и эффективной, никто не будет пытаться ее снести, а потом вкладываться в строительство других объектов и ждать прибыли 5–6 лет: «Нельзя ответить однозначно: приватизация – это плохо или хорошо, все зависит от того, как и когда это будет сделано. Ключевая вещь – должен быть сохранен профиль киностудии. И гарантия этому может быть лишь одна: киностудия должна зарабатывать деньги, быть устойчивым бизнесом». По мнению эксперта, студийный капитал можно было бы разделить на три части: блокпакет оставить государству, треть отдать частному инвестору, а треть – менеджменту студии, чтобы можно было привлекать талантливых управленцев.

Пока же государство могло бы помочь имеющимся студиям как минимум по трем направлениям. Во-пер­вых, облегчить налоговое бремя. В среднем студия сегодня должна платить около 100 000 евро налога на землю ежеквартально, в то время как везде в мире киностудии облагаются налогами по льготной программе. С этого, собственно, когда-то и начинался Голливуд. Западное побережье предложило киношникам более выгодные условия, и они все с радостью отправились туда. Еще один выход – вернуть киностудиям права на их старые библиотеки. В частности, вопрос о библиотеке «Ленфильма» собирался поднять и глава АФК Владимир Евтушенков. Между тем власти внесли фильмофонд «Ленфильма» в ОГК. И наконец, студии можно было бы включить в число компаний – претендентов на господдержку кино, то есть на деньги, которые теперь будет распределять специально созданный фонд среди восьми крупнейших кинокомпаний. «По моему мнению, это единственно правильное решение, – рассуждает Станислав Ершов. – Механизм, при котором деньги получают и крупные госстудии, мог бы помочь властям более жестко контролировать процесс возврата выделенных средств, ведь у студии больше шансов довести до конца тот или иной проект. Плюс в таком случае повышается капитализация самих студий. Получается, что государство сразу поддержит и студийный бизнес, и отечественное кинопроизводство. Я выступал с таким предложением, но, к сожалению, эта точка зрения не возобладала. Ее противники говорят, что это вернет нас к советской схеме с худсоветами и прочим. Но ведь тогда была великая киноиндустрия, и дай бог нам к этому вернуться».

Анастасия Маркина

Журнал "Компания"

18.06.2010



Хрустальные люстры на mebelion.ru/svet/lyustry/khrustalnye/ которые ценились во времена СССР.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов