Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

В условиях ограниченного видео

Индустрия онлайн-видео из развлечения для любителей посмотреть на чудаков превращается в адекватную замену традиционного телевидения. С ростом доходов площадок и распространением устройств для просмотра видео из сети на телеэкране границы с ТВ почти сотрутся. Но чем профессиональнее видеохостинг, тем сильнее там цензура. И хотя отредактировать видеопространство в интернете сложнее, чем эфирный телеканал, некоторым это удается

Еще несколько лет назад разговоры о том, что компьютер может заменить телевизор, казались преувеличением. В онлайн-видео посетителей привлекали в основном контрафакт, порно и всевозможные ролики, которые принято именовать прикольными. Впрочем, о роли пиратов и порнографов в популяризации интернета еще предстоит высказаться будущим историкам. А сейчас все меняется.

В этом году крупнейший видеосервис мира YouTube отмечает знаменательную дату — пять лет существования. Каждую минуту на сайте появляется 24 часа нового видео, в сутки посетители просматривают 2 млрд роликов. Благодаря видеохостингам изменилось наполнение самого понятия "звезда" — звездами стали сотни фриков. Афрониндзя, простуженный медвежонок-панда, Numa-Numa и другие даже появились в одной из серий популярного мультсериала "South Park". В рунете свои герои: Чумазик и майор Дымовский.

Прикольное видео по-прежнему находит миллионы зрителей, но уже видно, что не на нем основано главное направление развития видеохостингов. Они, родившись как площадки для свободного видеоизъявления, размещают все больше контента, как профессионально созданного традиционными съемочными студиями, так и собственного производства. У того же YouTube — тысячи партнеров среди крупных правообладателей со всего мира (среди российских компаний это пока только телеканал Russia Today). Помимо массовых видеохостингов, чья основная специализация — короткие видео (пользователи YouTube предпочитают ролики продолжительностью не более пяти минут), есть и специализированные ресурсы. BBC показывает на своем сайте более 100 млн сюжетов в месяц. Hulu — сайт, объединяющий контент четырех крупнейших американских телекомпаний, транслирует более 1 млрд видео в месяц.

Видеосервисы уже не могут позволить себе закрывать глаза на нелегальный и тем более незаконный контент. Пиратство — головная боль всех видеохостингов. Медиагигант Viacom (в числе активов — каналы MTV и Nickelodeon, кинокомпании Dreamworks и Paramount Pictures) в суде требует у Google, владельца YouTube, компенсацию $1 млрд за незаконное использование своего контента. В таких случаях основной аргумент сайтов — невозможно оперативно отслеживать все загрузки — не работает.

Большинство сайтов с онлайн-видео существует за счет рекламы. Ее вам покажут перед тем, как вы посмотрите ролик, и, скорее всего, во время просмотра. Все это — в дополнение к текстовой рекламе и баннерам. "Мы получаем деньги по нескольким каналам: баннеры на главной странице сайта, реклама на страницах, где вы смотрите видео, и, кроме того, пользователи могут заплатить за продвижение своих роликов в поиске — эта услуга называется promote your video (PYV),— рассказывает директор по разработкам YouTube Оливер Хэкман.— Реклама на стартовой странице достаточно востребована: оттуда многие начинают посещение сайта. Там, например, любят размещать трейлеры кинофильмов. Правда, этот сервис доступен не во всех странах — например, в России его нет. PYV в России есть, но мне категорически не нравится, как это у вас работает".

Но главный источник дохода — это реклама, которая транслируется во время просмотра видео в потоке, то есть в окошке плеера, и вокруг него.

Публичная компания, которая крадет контент, например сериал "Доктор Хаус", не получит крупных партнеров и рекламодателей, говорит Егор Яковлев, генеральный директор компании Tvigle Media: "Если бы на американских видеохостингах было столько же контрафакта, сколько его сейчас в России, это были бы бесконечные суды. Мы тоже придем к соблюдению простых правил, как это произошло с онлайн-играми, то есть буквально на глазах".

"Когда RuTube только стартовал, пользователи загружали очень много порно — мы физически не успевали вычищать все",— вспоминает один из основателей этого видеохостинга Михаил Паулкин. Помимо порнографии и контрафакта был вал другого нежелательного контента — пропаганда наркотиков, призывы к насилию, все, что нарушает законодательство, объясняют в пресс-службе RuTube. По мере появления новых модераторов (их задача — круглосуточно просматривать новые загрузки) объем нелегального контента снизился. Заработали другие механизмы. У пользователей есть возможность сообщить администрации о роликах с неприемлемым содержанием. Эротические ролики, юмор для взрослых попадают в категорию "18+", доступ к ним могут получить только совершеннолетние пользователи, хотя, конечно, галочку о своем подходящем возрасте ставит сам пользователь при регистрации.

Комментарии к популярным видео модераторы также просматривают: нецензурная лексика, оскорбления, спам, "письма счастья" или схемы финансовых пирамид стираются. В планах RuTube — тестирование автоматических систем по поиску нелегального и дублирующегося контента (одна из проблем видеохостингов — все они забиты одинаковыми роликами).

Создатели RuTube Михаил Паулкин и Олег Волобуев разработали систему, которая позволяет автоматически блокировать пиратские видеоролики. Такой механизм уже работает у YouTube. Технология Content ID содержит более 100 тыс. часов эталонных видеоматериалов, полученных от правообладателей: если пользователь пытается загрузить видео, которое совпадает с таким образцом, оно автоматически блокируется. За сутки Content ID сканирует почти 900 тыс. часов, или около 100 лет, видео и, как уверяют в Google, практически не дает сбоев.

Электронные цензоры могут бороться и с порно: в процентах определять, не слишком ли много в кадре обнаженного тела, или вычислять характерные движения. Но здесь роботу все же может понадобиться помощь модератора.

"На нашем видеопортале гибридная система модерации, которую применяют все крупнейшие проекты мира,— рассказывают в компании Mail.ru.— Есть модераторы, просматривающие контент и принимающие решение о его соответствии пользовательскому соглашению, плюс система социальной модерации (каждый пользователь может пожаловаться на ролик или комментарий к нему)". Так же устроен контроль у "Яндекса". Бывают и нетривиальные ситуации. "При жалобах на анонимные видео, незаконность которых неочевидна (например, если речь идет о клевете), мы предлагаем автору убрать ролик или раскрыть анонимность жалобщику. Если автор отмалчивается, мы блокируем видео",— рассказывает Вера Егорова, менеджер по маркетингу сервиса "Яндекс.Видео".

Массовые видеохостинги отмечают, что профессионального контента у них все больше. "Пока традиционное ТВ и видеохостинги не стали взаимозаменяемы, но аудитория последних сопоставима с аудиторией некоторых телеканалов",— говорят в Mail.ru. "Мы движемся ровно в том же направлении, что и международные сервисы. Все ведь смотрят на то, что происходит в мире, и у нас тоже запускаются проекты, похожие, например, на Hulu. Особенного пути у нас нет — отличия объясняются тем, что мы отстаем от Запада на несколько лет",— считает Михаил Паулкин.

Развитие сервисов, специализирующихся на профессиональном контенте, сдерживает то, что крупные правообладатели только начинают там размещаться. "Рынок очень мал, реклама в прошлом году принесла всем игрокам лишь около $7 млн, платный контент — и вовсе сотни тысяч долларов,— говорит Егор Яковлев, генеральный директор Tvigle Media.— Ожидания крупных правообладателей пока превышают то, что рынок может заплатить. Но ситуация меняется очень быстро. Очевидно, что другого пути нет: или правообладатели отдают видео легальным площадкам за разумные деньги, или их видео будут смотреть на пиратских ресурсах. Учитывая то, как быстро исчезают барьеры, уже через пять лет доход от рекламы может составить до $100 млн в год".

Одновременно улучшается качество видео. "HD и 3D для онлайн-видео — это перспектива ближайших трех-пяти лет, очевидно как божий день. Уже сейчас многие перешли на очень хорошую картинку",— говорит Михаил Паулкин. Из маленьких окошек плееров онлайн-видео переходит на большие экраны. "Google анонсирует телевизионную приставку, но я думаю, что уже очень скоро для того, чтобы передавать онлайн-видео на телеэкран, достаточно будет мобильного телефона. Это то устройство, которое вы постоянно носите с собой,— в любой момент с его помощью вы можете получить что угодно из интернета",— продолжает Паулкин.

Одновременно с расширением каталога фильмов и телевизионного контента видеосервисы производят или продюсируют собственные видео. "Сбор чужих библиотек не дает проекту преимуществ перед конкурентами. Мы до 15% контента или продюсируем, или производим сами, и это 30-40% нашего трафика,— говорит Егор Яковлев.— Эксперименты на этом направлении — ключевая вещь для этого бизнеса. Через два-три года кино и продукция классического ТВ не составят более половины телесмотрения в сети".

По мере роста часть онлайн-видео, возможно, станет платной. Очевидно, что модель "за деньги" должна появиться. "Прокормить всех с доходов от рекламы вряд ли возможно. Я такой модели — условная халява, напичканная рекламой,— не очень доверяю,— говорит Михаил Паулкин.— Ведь платят сейчас за спутниковое телевидение. Красивые нишевые проекты, которые стоят денег, обязательно появятся. А в то, что бесплатный YouTube всех победит, не верится".

В августе RuTube начнет показывать чемпионат России по футболу, причем, как и на сайте "НТВ Плюс", просмотр будет платным. "Мы платный доступ собираемся во второй половине года протестировать,— рассказывает Егор Яковлев.— Брать плату можно, например, за возможность посмотреть новую серию популярного сериала до премьеры на телевидении. Можно ввести подписку на премиальный контент". Аудитория Tvigle — около 3 млн человек, платные сервисы (по ожиданиям Егора Яковлева, речь может идти о $10 в месяц) рассчитаны на 10% пользователей.

Конкуренции с торрентами видеохостинги не боятся. Когда удастся сравняться с ними по объему контента, считает Егор Яковлев, торренты потеряют привлекательность. Когда любое видео станет доступно онлайн в формате HD, пользователю вообще не нужно будет его скачивать, а предприимчивым интернет-деятелям — создавать ресурсы, привлекающие внимание прокуратуры или управления "К" МВД. Впрочем, это — будущее. Пока не все сайты ищут расположения правообладателей, позволяя своим пользователям размещать для просмотра онлайн что угодно. Скажем, в каталоге vkontakte.ru содержится любое видео. Администрация контролирует видеоизъявление пользователей не особенно рьяно, и по ассортименту ресурс оставляет позади все российские видеохостинги вместе взятые.

"У нас очень строго с порно"
// Глазами цензора


Директор по разработкам YouTube Оливер Хэкман рассказал корреспонденту "Денег" Олегу Хохлову о борьбе с контрафактом и другим незаконным видео, о том, когда онлайн-ролики начнут смотреть в 3D-очках и что он смотреть любит и ненавидит.

Какое видео и каким образом удаляется с сайта?

— Огромная часть проблемного контента — контрафакт. Ему противостоит система Content ID (правообладатели могут передать нам копии видеофайлов, которые требуется защитить, с ними автоматически будут сверяться все вновь загружаемые ролики, и если система определит совпадение, нелегальное видео будет заблокировано). Сложнее с видеофайлами, которые противоречат местным законам. Обычно мы идем навстречу властям. Так, мы закрыли для турецких IP-адресов ролики, которые, как посчитали местные власти, оскорбляют память Ататюрка, а там это законодательно запрещено. В Германии под запретом все, что связано с фашизмом. Но все подобные обращения мы, конечно, не можем удовлетворить. В таких странах, как Иран, едва ли не половина роликов c YouTube — вне закона. Мы ценим свободу слова, если это не противоречит внутренним правилам YouTube: у нас очень строго с порно и просто обнаженной натурой, экстремистскими призывами и т. д. Есть и автоматические системы, которые позволяют, например, отслеживать, не слишком ли много на экране обнаженной натуры, но без модератора здесь пока не обойтись.

Как меняется тематическое наполнение YouTube?

— Контента становится все больше, все больше профессионально подготовленного видео, которое размещают крупные правообладатели. Отчасти этому способствует внедрение Content ID. Я думаю, медиагигантам потребуется еще несколько лет, чтобы до конца оценить значение видеохостингов как каналов доступа к аудитории. Здесь куда проще найти зрителей, чем на собственном сайте, до которого мало кто добирается. Это не говоря о том, что главная страница YouTube — отличная рекламная площадка. Многие уже осознали это. Один из примеров — наш договор с Channel 4, второй по величине британской телекомпанией, которая размещает у нас весь свой контент.

Технологически онлайн-видео тоже меняется?

— У нас уже есть видео в формате HD, есть даже 3D. У меня нет сомнений, что HD уже через год станет стандартом для онлайн-видео. На рынке все больше устройств, которые позволяют записывать ролики в высоком разрешении, с воспроизведением тем более нет проблем. Мне вообще кажется, что онлайн-видео постепенно покидает экраны компьютеров: ролики перемещаются на телевизионные панели. Недавно мы анонсировали приставку Google TV, которая поддерживает YouTube. Еще пять лет — и вы будете смотреть 3D-ролики по телевизору в гостиной. А может, на улице или в метро, с экрана мобильного телефона. Это другой заметный тренд. В конце концов, люди по-прежнему предпочитают ролики не длиннее трех-пяти минут — лаконичность интернету в принципе свойственна.

Для многих YouTube — это в первую очередь смешные ролики: звездами становятся нелепые фрики, трогательные щенки, котята и младенцы. Они много сделали для популяризации YouTube. Вы от них не устали?

— Развлекательные ролики — самые востребованные. Но у нас 2 млрд просмотров в сутки, значит, по крайней мере несколько сотен миллионов человек смотрят образовательное видео. Я, кстати, не берусь судить, что важнее. Я, например, ролики про котят ненавижу, но если кому-то они нравятся — отлично. Мы даем пользователям платформу и полную свободу самовыражения. Некоторые ищут у нас ответы на вопросы, другие просто развлекаются. Мне, например, больше всего нравятся видео одного немецкого студента из серии "Сделай сам" и канал HotForWords (его ведет красавица филолог Марина Орлова из Беверли-Хиллз: начиная ролик с девиза Intelligence is sexy, она рассказывает об этимологии английских слов.— "Деньги"). У меня даже есть календарь с автографом девушки.

ОЛЕГ ХОХЛОВ

КоммерсантЪ-Деньги
11.06.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов