Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

В тупике

Уникальное предприятие Тюменской области — самая большая в России кроликоферма — рискует остаться производителем дорогого нишевого продукта, уступив дорогу массовому дешевому мясу птицы, хотя не применяет ферменты, антибиотики и генномодифицированные добавки

Tюменская мошка действительно может заесть человека — открытие № 1, которое я сделала в Горьковке, едва выйдя из автобуса. Атакованная густым облаком, я произвела блиц-опрос местных жителей, остервенело лупящих себя чем-нибудь по голове.

— Что делать?

— Отмахивайтесь!

— Как вы тут с этим живете?

— Хм!.. Сезон начался.

— А где у вас кролиководческий комплекс?

— Вон там, в тупике. Дальше дороги нет.

Маленький кролик подозрителен

Десять минут ходьбы с ускорением, руки непрерывно работают как дворники у авто — и вот спасительный офис. Минуту нервно выжидаю: тут этих тварей нет, экстрим остался за дверью. А здесь — открытие № 2:

— Мясо кролика — это будущее человечества, — утверждает Алевтина Бекташева (на фото третья слева), генеральный директор самого крупного в России агропромышленного кролиководческого комплекса ЗАО АПКК «Рощинский». — Люди это со временем поймут. Я наблюдаю все последние годы, как многие начинают за ним гоняться — ведь его мало на рынке: ищут это мясо в супермаркетах, приезжают сюда из города, покупают детям, аллергикам. У меня самой маленькая внучка. Педиатра вызвали, так тот, не зная, где я работаю, предупредил: ни в коем случае курицу не давайте. Все чаще врачи рекомендуют заменять курятину крольчатиной — экологически чистым мясом. Это животное физиологически не воспринимает ферменты, антибиотики и генномодифицированные добавки, ест только натуральные корма. Белка в крольчатине больше, чем в говядине и свинине, а по витаминам и минеральному составу она превосходит практически все другие виды. Но по цене мясо не всем доступно: 250 — 300 рублей за кг. Это единственный фактор, тормозящий развитие и расширение этого сегмента.

— Почему мясо кролика гораздо дороже куриного?

— Цена объясняется тем, что натуральные корма дороги, да и срок выращивания кролика 100 — 120 дней. А курица на антибиотиках и ферментах за 45 дней готова. Себестоимость килограмма нашего мяса — 232 рубля, а птицы — 50 — 60 рублей. Птице­пром выигрывает у нас за счет дешевизны и более быстрого годового товарооборота: у нас оборот — четыре поколения кроликов, у птичников — вдвое больше.

— Что все-таки позволяет развивать бизнес?

— В советское время поголовье кроликов доходило до 120 тысяч. Мы получали от государства дотацию, мясо кролика для населения было дешевле и доступнее мяса курицы, по 20 тонн в месяц потребляли Тюмень и область. В лихие 90?е производство рухнуло, поголовье сократилось до символических 3 тысяч. Но предприятие выстояло, все последние годы мы упорно его восстанавливаем, ежегодно увеличиваем объемы производства и реализации мяса на 30 — 40%. Удалось достичь половины прежних объемов, сейчас содержим 50 тысяч кроликов. Во многом благодаря тому, что продукция набирает популярность.

Кроме мяса и мясопродуктов, мы продаем живых 4 — 5?месячных кроликов, поскольку являемся племенным заводом федерального значения по мясной калифорнийской породе. Также мы стали и племенным репродуктором по свиноводству: в Рощинском содержится 4,5 тысячи свиней породы ландрас. Такая диверсификация помогла агропредприятию выстоять в трудные времена, сглаживает сезонные колебания спроса: летом больше торгуем племенным скотом, зимой — мясом. Плюс два года назад построили колбасный цех, с помощью которого постоянно расширяем ассортимент продукции и увеличиваем реализацию. От свиней получаем 60 — 70% выручки, остальное — от кроликов. Причем важно, что доля выручки от кроликов начинает увеличиваться. Прибыль по кроликам в чистом виде скромная, но есть: 2 млн рублей. Ассортимент постоянно расширяем: кролик-тушка свежий, разделанный на окорока, филе, грудки, кролик копченый. Стали выпускать полуфабрикаты: пельмени из мяса кролика, сосиски — сами разработали ТУ, они были только на кролика-тушку. Производство сделали безотходным с законченным циклом. Применили холодный способ содержания кроликов для получения качественной шкурки.

— Возможно ли вам сократить сроки выращивания, а соответственно и цену?

— Конечно. За рубежом срок короче на 25% — 90дней, что ощутимо сказывается на экономике предприятия. Дело в том, что в Европе продают килограммовые тушки молоденьких кроликов. Таких готовить нужно всего 30 минут, тогда сохраняется все ценное, что есть в этом мясе. Коллега-итальянец к нам приезжал, говорит: жир, который нагуливают ваши кролики за «лишний» месяц, недопустим. Мы сами это знаем. Но такова специфика российского спроса: маленький кролик покупателям не нравится, подозрителен. Мы проводили опросы: его скорее всего не купят. В представлении земляков кролик должен быть гораздо больше. На 2 — 3 кило, да с жирком — вот это кролик так кролик. Но чем старше кролик, тем больше на него ушло кормов и тем он дороже.

— Не пробовали переломить эти привычки, объяснить потребителю, что молодой кролик полезнее?

— Постоянно проводим рекламные акции. Но те же санатории упорно требуют тушку покрупнее еще из экономических соображений: больше выход мяса, меньше костей. Думаю, со временем россияне разберутся что к чему.

Еще один путь сокращения сроков откорма на 30 — 40 дней — полная модернизация и автоматизация всех процессов, переход на современную технологию комфортного содержания кроликов, например итальянскую, предполагающую создание оптимального микроклимата для животных. Проект дорогостоящий, приступить к нему помешал, во-первых, кризис. Во-вторых, появилась еще одна причина. Через пять лет я должна перенести предприятие в другое место.

Попали в генплан

— Это как — в другое место?

— Как спичечный коробок — взять и перенести. За свой счет. Родная Горьковка нам подложила свинью…

Горьковка возникла как поселок при кролиководческом комплексе в конце 60?х. Под него были построены жилье, детский сад, дом культуры, школа и прочая инфраструктура. Сегодня близость к Тюмени все более превращает Горьковку в дачно-коттеджный поселок, большинство жителей которого ездят на работу в мегаполис. Соседство животноводческого комплекса многих стало раздражать, запахи не нравятся и все такое. Они стучатся во все двери, требуют его убрать. Хотя наша продукция им нравится. К тому же покажите, где в России животноводческий комплекс не примыкает к населенному пункту, в котором живут его работники?

И вот по генплану мы якобы попали в зону населенного пункта, через пять лет должны ферму перенести, нам даже это новое место показали. Вопрос переноса производства пока не решен ни в каком виде — он возник недавно, но проекты развития нам приходится притормаживать. По стоимости переезд равнозначен строительству нового комплекса. Соучредители не располагают такими финансами. Я могу через пять лет только закрыть предприятие. Если эта тупиковая ситуация не разрешится, Тюменская область лишится единственного промышленного производства ценного диетического продукта. Частники опустевший сегмент не закроют, их объемы слишком малы.

— Выходит, дачники Горьковки лишили вас перспектив?

— Но мы не сидим сложа руки. Например, чтобы снизить себестоимость, скоро решим основную проблему: 70% затрат занимают дорогие завозные корма. Три года назад решили построить свой кормозавод, сейчас уже готовим его к пуску. Если у нас будет свой качественный натуральный корм, это повлияет на качество мяса, себестоимость снизится, по предварительным расчетам, на 10%. Будем выпускать по 2 тонны гранул и 3 тонны рассыпного комбикорма в час для кроликов и свиней. Сырье для завода на 70% будет свое, мы сами его выращиваем — зерновые, травы.

— Но увеличивать производство мяса не планируете?

— Если спрос будет расти, конечно, увеличим, будем искать возможности.

Не морозьте мне кролика

— Куда реализуете продукцию?

— Из 5 тонн ежемесячно 70% съедают Тюмень и область, остальное забирают Екатеринбург, Курган, Тобольск, Север. У нас имеются магазин в Горьковке, точки на рынках, основную часть продукции берут сети Мос­март и Мегамарт, а также маленькие магазины. Приглашали нас Метро и «Лента», но мы с этими крупными сетями работаем неохотно.

— Почему?

— Потому что у них очень длительные расчеты, до 45 дней. По новому закону о торговле, который вступит в силу с 1 июля, если срок годности у охлажденного кролика три дня, то сети должны в течение этого срока и рассчитаться с поставщиками. Посмотрим, если это будет действительно так, возможно, изменим планы реализации. К тому же мы принципиально не платим сетям премии, бонусы. И в итоге у нас самый дешевый кролик по России. Даже после того, как в мае цену реализации мы подняли с 200 до 230 рублей. Сравните: в Екатеринбурге 275 рублей за кило, в Подмосковье — 300 рублей.

— За счет чего у вас такие цены?

— У нас большие объемы, нужно круглогодично освобождать производственные площади под новое поголовье, ритмично реализовать продукцию. Я не сторонник того, чтобы она лежала замороженная на складах. Лучше быстрый оборот, на то и ориентируется ценовая политика. Спрос на крольчатину устойчивый, хотя на свинину, например, упал.

— Как поддерживается отрасль?

— У нас была господдержка: 50% невозвратных денег из областного бюджета на строительство кормозавода, который обошелся в 22 млн рублей. На каждого кролика получаем региональные субсидии по 80 рублей в год. Но сейчас из бюджета охотнее дают субсидии на продукты первой необходимости: птицепром, молочники до 50 млн рублей получают в год. А я всего
3 млн рублей. Так что мы практически все делаем на свои средства.    

Людмила Колбина

Журнал "Эксперт"
09.06.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов