Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Монеты олимпийской пробы

В марте Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий покупать у ЦБ монеты из драгметаллов не только банкам, но и некредитным организациям. По заверениям банкиров, принятие этого закона вряд ли поможет сделать монеты доступнее для коллекционеров. Впрочем, авторы документа преследуют в первую очередь другую цель: увеличить количество точек продаж памятных и инвестиционных монет в преддверии зимней олимпиады в Сочи

В настоящий момент по закону Банк России имеет право продавать монеты из драгметаллов только коммерческим банкам, которые являются единственными поставщиками этих монет на рынок. По этой же причине Гознак, на монетных дворах которого монеты и изготавливаются, вынужден продавать все тиражи Центробанку. И это притом, что у монетных дворов есть собственные торговые салоны в Москве и Санкт-Петербурге, куда монеты поступают из банков. В то же время в зарубежной практике реализацией инвестиционных и памятных монет занимаются специализированные нумизматические фирмы.

Однако в марте этого года Госдума в первом чтении приняла законопроект, который позволяет покупать у ЦБ монеты из драгметаллов не только банкам. Правда, банкиры уверяют, что новые игроки на рынке памятных и инвестиционных монет не смогут выдержать ценовой конкуренции. "Сегодня потенциальному покупателю найти коммерческий банк, занимающийся реализацией монет из драгметаллов, достаточно просто, только согласно данным Банка России в стране таких более сотни. Поэтому, если к ним добавится еще какое-то количество юрлиц, удобство приобретения монет для населения вряд ли будет ощутимым. Что касается ценовой политики, то в большинстве банков инвестиционные и памятные монеты будут всегда дешевле, нежели в специализированных нумизматических магазинах. Банки имеют сильную ресурсную базу, позволяющую оперировать достаточно большими объемами монет, экономя на их доставке и хранении",— рассуждает глава дирекции валютных операций Банка Москвы Вячеслав Васильев.

Начальник управления по работе с драгметаллами Банка проектного финансирования Валерий Лебедев также отмечает, что инициатива законодателей может создать немало проблем собирателям памятных монет: "Увеличение числа участников первичного размещения инвестиционных монет вряд ли существенно уменьшит стоимость их продажи. Банки и так продают инвестиционные монеты с наценкой в размере 1,5-2% отпускной цены Банка России. Сейчас работать с такой наценкой могут лишь банки, для которых операции с монетами не основной бизнес; а организациям, строящим свой бизнес только на операциях с монетами, скорее всего, придется выживать, если у них не будет эксклюзива на какую-либо монету. При равномерном первичном распределение малых тиражей памятных монет среди старых и новых участников рынка нумизматам придется побегать для того, чтобы собрать коллекцию".

ФОТО: РИА Новости/ STF
К XXII Олимпийским играм в Москве была отчеканена
платиновая монета номиналом 150 руб.
Основной упор авторами законопроекта делается на расширение каналов продаж монет с символикой предстоящей сочинской Олимпиады 2014 года. В современной истории монеты, посвященные Олимпийским играм, стали чеканиться с 1951 года — это были серебряные монеты достоинством 500 финских марок, выпущенные к летним Олимпийским играм, стартовавшим в 1952 году в Хельсинки. С этого момента олимпийская нумизматическая программа стала неотъемлемой частью проведения практически всех Олимпийских игр. К московской Олимпиаде 1980 года наряду с обычными медно-никелевыми монетами также были отчеканены монеты из драгметаллов. При этом СССР стал первой страной, выпустившей монеты с олимпийской тематикой из платины. Всего было выпущено 39 наименований монет из золота, серебра и платины самого высокого качества (пруф). И если медно-никелевые монеты оказались на руках многих советских граждан, то практически весь тираж драгоценных монет был экспортирован и реализован за рубежом.

В следующем году ЦБ планирует чеканку памятных и инвестиционных монет, посвященных зимним Играм в Сочи. Пока план выпуска монет на 2011 год предполагает чеканку золотых и серебряных экземпляров. Как отметил директор департамента наличного денежного обращения Банка России Александр Юров в издании ЦБ "Деньги и кредит", "программа предусматривает выпуск в 2011-2013 годах 22 видов памятных монет из серебра, 12 видов памятных монет из золота, серебряных и золотых инвестиционных монет, трех монет из недрагоценных металлов".

В 2011 году планируется ввести две инвестиционные монеты олимпийской тематики взамен выпускаемых с 2006 года аналогичных монет с изображением Георгия Победоносца. При этом тираж золотых монет будет доходить до 2 млн экземпляров, серебряных — до 1 млн, что вдвое превышает тираж "Победоносцев", запланированный на текущий год. Новые инвестиционные монеты будут иметь абсолютно одинаковые параметры с выпускаемыми сейчас, за исключением внешнего вида: те же 7,78 г металла в золотой и 31,1 г в серебряной монете.

Внутренний диск серебряной монеты
Островов Кука вращается относительно внешнего кольца
Впрочем, для инвестиционных монет изображение на них не главное. Стоимость этих монет максимально приближена к стоимости самого металла. Правда, это в полной мере можно отнести скорее к золотой инвестиционной монете. Наценка ЦБ к стоимости металла золотого "Победоносца" составит порядка 7%, коммерческие банки в своем большинстве добавят еще порядка 1,5-2%. В то же время грамм металла в отпускной цене серебряного "Победоносца" почти на 30% дороже его фактической стоимости, а наценка банков в среднем составляет еще 30-50%. Таким образом, покупка серебряных инвестиционных монет ничем не лучше приобретения серебряных слитков. Впрочем, ликвидность слитков несколько ниже, и продать их труднее.

Спрос на инвестиционные монеты после своего пика в конце 2008-го — начале 2009 года резко пошел на спад. Сегодня продавать такие монеты банкам крайне тяжело. Эта ситуация играет на руку покупателям — приобрести сейчас золотой "Победоносец" с рук на вторичном рынке можно даже дешевле, чем в банках. "Рынок инвестиционных монет с начала года находится в стагнации. Сделки с монетами по количеству незначительны и носят эпизодический характер. По моему мнению, это связано в первую очередь с неопределенностью прогнозов покупателей в отношении дальнейших курсов золота, американского доллара, евро и российского рубля. Им непонятно, какую форму защиты своих активов выбрать. Кроме того, на вторичном рынке присутствуют значительные объемы ранее выпущенных золотых "Победоносцев", которые, в свою очередь, также не лучшим образом оказывают влияние на сделки. Такая неопределенность, скорее всего, сохранится до начала лета. Это может показаться парадоксальным, но сложившаяся ситуация благоприятна для долгосрочных вложений в золотые монеты",— считает Валерий Лебедев.

В отличие от инвестиционных счет наименований памятных монет идет на тысячи. Банк России с 1991 года ежегодно выпускает в обращение десятки памятных монет, одних только их видов свыше 500. В этом году произошло знаковое событие на российском рынке памятных монет: ЦБ выпустил рекордную по весу и номиналу золотую монету. Масса чистого золота составляет 5 кг, а номинал — 5 тыс. руб. До этого самая тяжелая золотая российская монета весила 3 кг. Ориентировочная стоимость металла в новой монете — около 5,5 млн руб. Впрочем, несмотря на внушительный вес, до мирового рекорда ей пока еще далеко. Самой тяжелой монетой в мире считается золотая монета канадского монетного двора весом 100 кг.

Стоит отметить, что иностранные коллекционные монеты в России тоже продаются. Главным их заказчиком и продавцом на российском рынке выступает Сбербанк, который регулярно обновляет коллекции монет, закупая их у иностранных коллег. Кроме того, иностранные монетные дворы чеканят монеты по заказу Сбербанка. Многие из них продаются в специальных подарочных футлярах, что наряду с привлекательным внешним видом делает их прекрасным подарком.

ФОТО: Raiffeisen Bank Aval
На либерийских долларах в форме разборного пазла
изображены сцены с персонажами из сказок А. С. Пушкина
Например, есть довольно интересная австралийская монета номиналом 1 доллар с динамическим изображением. Если смотреть на реверс монеты, меняя угол зрения, можно увидеть бегающего по полю поросенка. А серебряные и золотые либерийские доллары выполнены в форме разборного пазла. На реверсе монет в центре и на пазловых элементах изображены сцены с персонажами сказок Александра Сергеевича Пушкина. Нестандартной, прямоугольной формой отличаются либерийские монеты с цветным изображением тигров. На серебряной монете Островов Кука из серии, посвященной космонавтике, внутренний диск с цветным изображением Земли может вращаться относительно внешнего кольца, при этом создается иллюзия полета космических аппаратов вокруг планеты. Серия серебряных монет этого островного государства посвящена советским мультфильмам "Щелкунчик и Мышиный Король", "Приключения кота Леопольда", "Дюймовочка" и "Стойкий оловянный солдатик". На монетах изображены выполненные в цвете герои известных мультиков, а футляр для монет стилизован под кусок сыра. Эпизоды из всеми любимого мультфильма "Трое из Простоквашино" можно встретить на серебряных новозеландских долларах, упакованных в футляр в форме колокольчика.

С учетом обилия наименований памятных монет их коллекционирование — занятие вполне общедоступное. Однако, чтобы это стало делом не только увлекательным, но и прибыльным, нужно учитывать специфику нумизматического бизнеса. Насколько ликвидными окажутся вложения в памятные монеты, зависит от множества факторов, в основе которых лежит спрос. Эксперты называют несколько основных параметров памятных монет, на которые необходимо обращать внимание: тираж, тематика, внешняя привлекательность, вес монеты и ее номинал. По словам Вячеслава Васильева, "спрос на эксклюзивные памятные монеты всегда был, есть и остается очень высоким — на потребность в приобретении таких монет рыночная конъюнктура и экономическая ситуация оказывают далеко не первостепенное значение".

ФОТО: Raiffeisen Bank Aval
Либерийские монеты номиналом $500
содержат 50 г золота
Первичное ценообразование на памятные монеты серьезно отличается от инвестиционных. В стоимость памятных монет закладывается не только цена металла, но и затраты на их изготовление, размеры которых варьируется в зависимости от сложности чеканки. Так, в отпускных ценах ЦБ на серебряные монеты цена металла составляет в среднем 30-35%, в золотых монетах — 65-70%. В свою очередь, к отпускной цене коммерческие банки делают наценку в размере 18% — это ставка обязательно взимаемого НДС, а также собственную надбавку. "Из памятных монет, выпуск которых анонсирован в текущем году, наибольшего интереса со стороны коллекционеров, а следовательно, и высокой инвестиционной привлекательности следует ожидать от золотой пятидесятирублевой монеты, приуроченной к 150-летию Банка России. Ее эксклюзивность обусловлена не только небольшим тиражом (2 тыс. экземпляров), но и оформлением. Впервые в современной истории России на монете размещен профиль Александра II, при этом за всю историю выпуска памятных монет в Российской империи было отчеканено только две монеты с изображением этого императора, последняя из которых появилась в 1898 году. Портрет на реверсе нынешнего экземпляра в точности повторяет работу знаменитого художника-медальера Авенира Грилихеса",— говорит Валерий Лебедев.



ВЛАДИМИР МЕРКУЛОВ

КоммерсантЪ-Деньги
19.05.2010



Ориентировочные цены на монеты СССР, "ФАК" - полезно прочесть.
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов