Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Междугородные агрессоры

На российском рынке междугородной и международной связи (МГ/МН), объем которого составляет $4,7 млрд, идет жестокая битва между операторами сотовой и фиксированной связи. Снижая тарифы и улучшая сервис, к концу 2009 года сотовики захватили почти 60% этого рынка, и их доля продолжает расти. В ближайшее время и сотовым, и фиксированным операторам придется вступить в бой с провайдерами IP-телефонии, тарифы которых гораздо ниже, чем у традиционных компаний связи

Кровожадные операторы
Термин "каннибализация трафика" очень точно отражает дух того, что происходит сейчас на рынке дальней связи. Сотовые операторы просто съедают доходы, которые ранее получали компании фиксированной связи вроде "Ростелекома", "Межрегионального транзит телекома" (МТТ) или "Транстелекома" (ТТК). Времена, когда звонок из Москвы в Нью-Йорк по сотовой сети стоил примерно в семь раз дороже, чем аналогичный вызов с проводного телефона, давно прошли. По оценкам, которые в начале апреля опубликовали представители консалтинговой компании iKS-Consulting, в 2009 году объем российского МГ/МН-рынка составил 138,6 млрд руб., то есть около $4,7 млрд. При этом почти 60% этих средств прошло через сотовых операторов. Аналитик ИК "Финам" Эльдар Вагабов более сдержанно оценивает успехи сотовых компаний. По его словам, сейчас 50% рынка дальней связи контролирует ОАО "Ростелеком", входящее в холдинг "Связьинвест",— в недавнем прошлом эта компания являлась монополистом на рынке проводного МГ/МН. Господин Вагабов считает, что рыночные доли ближайших конкурентов "Ростелекома" — МТТ и ТТК составляют соответственно 8 и 6%. Но даже при таких подсчетах получается, что сотовые компании получают почти треть выручки от МГ/МН-звонков.

По оценкам "Финама", 60% доходов операторы дальней связи получают от междугородных звонков по России, 25% — от вызовов в СНГ, 15% — в дальнее зарубежье.

Тарифы сотовых компаний по отдельным направлениям, возможно, выше расценок фиксированных МГ/МН-операторов. Проанализировать все тарифы операторов сотовой и фиксированной связи в рамках этой заметки невозможно: расценки более десятка компаний МГ/МН-связи зависят от того, куда, откуда и когда (в будний или праздничный день) вы звоните. Например, минута разговора с абонентом в одном из государств СНГ через "Ростелеком" (тариф "Международный", будний день) стоит 6,3-14,4 руб. Для сравнения: тарифы "Вымпелкома" (их приводит пресс-служба компании) составляют 2,5-24 руб. Минутный разговор с Европой при использовании сети "Ростелекома" обойдется в 9-13,14 руб. (позвонить в Турцию, кстати, также стоит 9 руб.). Тариф "Вымпелкома" — 35 руб. Однако эта разница больше не пугает абонентов: многие считают, что общаться по мобильному телефону гораздо комфортнее, чем по проводному.

"Доля сотовых операторов на рынке МГ/МН растет в силу замещения фиксированной связи мобильной,— говорит пресс-секретарь "Ростелекома" Иван Ким.— Аналогичная картина наблюдается и на рынке местной телефонной связи, где местные вызовы перетекают в мобильные сети. Тарифы на МГ/МН у сотовых операторов выше. Однако у них есть нишевые предложения, например звонки внутри одной сети или льготная стоимость на МГ/МН при более высокой стоимости местных звонков". По мнению господина Кима, операторы фиксированной связи могут противопоставить каннибализации трафика сотовыми компаниями пакетные предложения (например, предлагать вместе с доступом к МГ/МН дешевое подключение к интернету), а также нишевые тарифные планы.

Следует отметить, что тарифные планы наподобие предлагаемых сотовыми компаниями — новшество для "Ростелекома". За всю историю существования компании у нее было, по сути, только два тарифа — для физических лиц и для юридических. Дифференцированные тарифные планы у компании появились только в 2008 году. Сейчас в "Ростелекоме" для физических лиц целый веер тарифов: "Ветер перемен", "Международный", "Предварительный выбор "Ростелеком"", "Выбор "Ростелеком" при каждом звонке"... При этом "Ростелеком" не может так же оперативно, как сотовые компании или фиксированные конкуренты, менять тарифные планы: оператор имеет статус естественной монополии, и, следовательно, его тарифы регулируются государством.

Для снижения тарифов у сотовых операторов существуют и технологические предпосылки. Долгое время они перегоняли трафик между городами и странами по каналам, арендованным у тех же "Ростелекома" и МТТ. Но сейчас ситуация меняется. После того как в 2007 году "Вымпелком" приобрел альтернативного оператора "Голден телеком", а компания МТС в прошлом году стала владельцем контрольного пакета акций компании "Комстар — объединенные телесистемы", магистральных каналов связи у сотовых операторов прибавилось. Поэтому им теперь и не надо платить за услуги сторонних компаний, закладывая стоимость этих услуг в тарифы. Во-вторых, сотовые операторы активно осваивают технологии передачи голосовой информации, базирующиеся на интернет-технологии — IP, что значительно снижает стоимость услуг. "Этот процесс длился последние десять лет и сейчас заканчивается,— рассказывает Виктор Солодков, глава представительства в России и СНГ производителя телекоммуникационного оборудования Juniper.— Оборудование IP работает прямо по DWDM (технология сжатия данных, позволяющая значительно увеличивать пропускную способность оптоволоконных каналов связи.— "Деньги"). Это удешевляет телекоммуникационные решения, позволяет быстрее сдавать в эксплуатацию объекты, упрощает их обслуживание".

Пресс-секретарь сотового оператора "Вымпелком" Ксения Корнеева отмечает, что спецтарифы сотовых операторов "большой тройки", рассчитанные на постоянных пользователей МГ/МН, позволяют увеличить долю компании на рынке дальней связи. "Основные пользователи спецтарифов для МГ/МН — трудовые мигранты из стран СНГ, у которых в большинстве случаев нет возможности использовать фиксированный телефон",— добавляет Ксения Корнеева. По ее словам, на долю специализированного тарифа "Добро пожаловать", адресованного мигрантам из стран СНГ, пришлось около 25% общих продаж сотового оператора в декабре 2009 года. В апреле "Вымпелком" ввел тариф "Мир "Билайн"", позволяющий звонить по льготным международным тарифам внутри сети оператора, которые охватывают не только Россию и СНГ, но и такие страны Юго-Восточной Азии, как Вьетнам и Камбоджа (там действуют сети "Вымпелкома"). При звонке из Москвы (с "Билайна" на "Билайн") минута разговора с российскими регионами будет стоить 3,5 руб., с Вьетнамом и Камбоджей — 5 руб. В рамках тарифа предусмотрены неоплачиваемые периоды разговора (с пятой по десятую минуту).

Недружественные связи
Складывающаяся на рынке ситуация совсем не устраивает фиксированных операторов дальней связи. В начале апреля гендиректор МТТ Эльдар Разроев направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо с просьбой разобраться, на каком основании абоненты сетей мобильной связи не имеют права выбирать оператора МГ/МН. В 2005 году монополия в сегменте дальней связи административно была разрушена: лицензии на оказание такой услуги мог при соблюдении определенных условий получить каждый желающий (в частности, на прошлой неделе своим приказом Министерство связи и массовых коммуникаций РФ причислило к операторам дальней связи семь компаний). Предполагалось, что абоненты смогут получить доступ к МГ/МН-связи двумя способами. Во-первых, заключив постоянный договор с оператором дальней связи ("Ростелекомом", МТТ или ТТК). Во-вторых, предусматривалась такая схема, как "быстрый выбор" (hot choice), в рамках которой абонент мог бы выбирать оператора при каждом конкретном звонке, просто набрав двузначный префикс оператора (планируется, что в будущем префикс будет удлинен до четырех знаков). Реализовывать такую схему должны операторы фиксированной связи. Сотовых операторов принцип hot choice пока не касается, поэтому операторы сами определяют, через какие сети звонить их абонентам.

Сотовые компании, по их собственному мнению, не должны и не могут предоставлять клиентам hot choice. "Чтобы подобная схема начала работать, сотовые операторы должны получить коды выбора оператора междугородной и международной связи, а это в ближайшем будущем не представляется возможным",— говорит руководитель департамента корпоративных коммуникаций "МегаФона" Карен Асоян. О том, как МТС и "Вымпелком" относятся к идее введения hot choice для сотовых абонентов, представители операторов ничего не сказали.

Операторы фиксированного МГ/МН придерживаются иного мнения. "Введение hot choice для абонентов сотовых компаний означает расширение доступного рынка в несколько раз, нам это, безусловно, интересно,— говорит старший вице-президент — руководитель департамента голосовых услуг ТТК Виталий Котов.— Но это интересно прежде всего и для конечного клиента сотового оператора: цены после данного нововведения снизятся в разы".

"Мы полностью согласны (с идеей введения hot choice для сотовых операторов.— "Деньги"),— говорит Иван Ким из "Ростелекома".— С точки зрения демонополизации это поставит в равные условия не только операторов, но и абонентов сотовой и фиксированной сети".

Конкурентные пакеты
Не исключено, что в ближайшее время операторам сотовой и фиксированной связи придется конкурировать не только друг с другом, но и с провайдерами IP-телефонии. По приблизительным оценкам опрошенных "Деньгами" участников рынка дальней связи, через Skype и аналогичные системы передачи голоса по сетям передачи данных сейчас проходит до 10% МГ/МН-трафика, причем рыночная доля IP-телефонистов ежегодно растет примерно на 2%. Их главный конек — низкая стоимость звонков, отличающаяся от тарифов классических операторов в разы. Например, минута звонка в страны СНГ через IP-оператора стоит 2-11 руб., в США и Канаду — 1,4 руб., тарифы на Европу начинаются от 1,36 руб. Следует отметить, впрочем, что IP-телефония не является ценовой панацеей для пользователей МГ/МН: стоимость минуты разговора с некоторыми странами Европы через IP может доходить до 30 руб.

Классические операторы, с одной стороны, пока не признают заметного влияния IP-телефонистов на рынок, а с другой — сами активно внедряют IP-решения. Например, в феврале этого года ТТК и Juniper установили на узле оператора в Лондоне оборудование, увеличивающее пропускную способность в десять раз, что значительно убыстряет передачу по каналам ТТК потокового видео, файлов и голоса в формате IP. "Влияние IP-телефонии на рынок заметно, но не драматично,— говорит Иван Ким из "Ростелекома".— Мы используем IP-решения для населения на базе "дочки" "Зебры телеком", а собственно в "Ростелекоме" и на "РТКомм.ру" — для корпоративных пользователей".

По словам Виталия Котова из ТТК, в дальнейшем IP-телефония — "это то, что серьезно может модифицировать голосовой рынок". ""МегаФон" передает голосовой трафик, используя различные технологии, в том числе и технологии IP. Компания имеет в своем арсенале как продукты классической технологии передачи голосового трафика, так и IP",— рассказывает Карен Асоян.

Высокодоходные пользователи МГ/МН отмечают преимущества IP-телефонии, однако признают, что отказаться от привычной мобильной связи пока не готовы. Алексей Ушаков, генеральный директор компании "Дата+", производителя IT-решений для ГИС, навигации и картографии, говорит, что постоянно пользуется в офисе IP-телефонией. Однако в полевых условиях пользоваться ею не очень удобно. "В связи с производственной необходимостью я ежегодно езжу в США и провожу там от 20 до 30 дней. Я использую там роуминг одного из российских операторов сотовой связи, pre-paid SIM-карты Cingular (один из крупнейших в США операторов мобильной связи.— "Деньги"), а также Skype,— рассказывает господин Ушаков.— Роуминг использую нечасто — слишком дорого, поэтому основное средство общения — телефон с SIM-картой местного оператора. Тарифы для общения с Россией в пять раз дешевле, чем если бы я пользовался роумингом". По словам Алексея Ушакова, для сохранения американского номера необходимо пополнять баланс SIM-карты на $100 в год: "Этой суммы хватает на все переговоры внутри США и с Россией, при том что говорю я достаточно много". Skype же, по словам Ушакова, он использует только поздно вечером в гостинице.

ГОЛОС МИГРАНТА
Соревнования по болтливости
Компания ComNews Research провела исследование динамики исходящего из России в страны СНГ голосового трафика. По данным ComNews Research, в 2009 году этот трафик составил в общей сложности 2,1 млрд минут (без учета IP-телефонии). 32% этого трафика ушло на Украину, 11% — в Узбекистан, 10% — в Казахстан. При этом самая высокая продолжительность разговора наблюдалась на направлении Россия—Молдавия: в среднем российский абонент МГ/МН говорил с молдавским 46 минут в год. На втором и третьем местах Армения и Таджикистан — 37 и 24 минуты соответственно. Аналитик ComNews Research Артем Акчурин объясняет такое распределение трафика интенсивностью бизнес-связей между Россией и странами СНГ, а также особенностью миграционных процессов. В частности, по словам господина Акчурина, армянская диаспора в России приблизительно равна населению Армении (около 3 млн человек).

ДМИТРИЙ ЧИЖОВ

КоммерсантЪ-Деньги
11.05.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов